Nekto Братья Ниловы Прошу прощения, что не ответил сразу.
Я в отпуске, и отдых в виде прогулок по Олимпийской набережной мне кажется важнее быстрого ответа.
Итак, о былках в произведениях АБС.
Первый эпизод "Попытки к бегству" показателен в плане объединения действия и описания. Пока главный герой бежит по утреннему саду и завтракет, мы знакомимся с ним, с его характером, с тем, как он живет, с соседом. Мы узнаем о том, куда он собирается в отпуск и о том, что у него есть друг... В свое время этот отрывок многому научил меня в плане построения описаний.
Первые страницы "Попытки..." перенасыщены былками. Это шестидесятые годы. И как я понимаю, братья еще не задумываются над стилистикой столь глубоко, чтобы использовать некоторые мелочи во благо.
"Хромая судьба" - произведение не просто автобиографичное для Аркадия. Это программная вещь в плане осмысления собственного творчества, отношения к творчеству коллег и вообще к литературе.
В ней АБС применили очень интересный прием. Глагол "есть" в прошедшем времени у них отсутствует в описаниях настоящего. Только в воспоминаниях!
Братья даже умудрились сиронизировать на этот счет:
Странно, что я никогда не пишу об этом времени. Это же материал, который интересен любому читателю. С руками бы оторвал это любой читатель, в особенности если писать в этакой мужественной современной манере, которую я лично уже давно терпеть не могу, но которая почему-то всем очень нравится. Например:
"на палубе "кон'ей-мару" было скользко и пахло испорченной рыбой и квашеной редькой. Стекла рубки были разбиты и заклеены бумагой...".
(Тут ценно как можно чаще повторять "были", "был", "было". Стекла были разбиты, морда была перекошена...)
"Валентин, придерживая на груди автомат, пролез в рубку. "Сэнте, выходи",- строго сказал он. К нам вылез шкипер. Он был старый, сгорбленный, лицо у него было голое, под подбородком торчал редкий седой волос. На голове у него была косынка с красными иероглифами, на правой стороне синей куртки тоже были иероглифы, только белые. На ногах шкипера были теплые носки с большим пальцем...
Я плохо знаю современную литературу и не уверен, что этот прием впервые применили АБС. Но то, что они применили его сознательно, у меня сомнений не вызывает.
Подобная "игра" со стилем - это отличительная особенность мастера, который следит не только за тем, что он пишет, но и как пишет.