Цитата(Один1)
Я кстати читал тот рассказ, победивший в прошлом пролете. Ну который "до смерти я свой щит не брошу" или как-то так. Вот всю ту рецензию сообщением выше можно смело туда же копировать без особых изменений. Ничего, на мой взгляд, выдающегося, просто высосанная из пальца оптимистичность. И там, кстати, такие же нелепые интервью и картонные персонажи, и нет никакой атмосферы, и герой-идиот, и саспенса нет, а про динамику я уж вообще молчу. Как и о многом другом. Зато вот морализаторства там вагон и маленькая тележка.
И я, честно сказать, как-то забыл уж об этом, но раз всплыла эта тема то вопрос - а судьи кто? т.е. почему именно этот рассказ тогда победил? Судьи вообще как-то между собой обсуждают рассказы? Как то мотивируют выставленные оценки? А то ну вот реально литературный выпендреж же.
Короче, было бы замечательно если бы судьи оставляли рядом со своей оценкой финалистов комментарий, объясняющий эту оценку. Небольшой такой. Типа вот тут герой очень сильно проработан, а вот тут атмосфера. Атмосфера для меня важнее, потому тот первое место, а этот второе.
Я тут давеча сетовал на счёт недостоверности образов. Ну, насчёт судей вообще бесполезняк говорить что-либо. Что ж, в утешение местным гениям могу сказать, что и самые лучшие не защищены от некоторых провалов в достоверности своих персонажей. Разумеется, те, лучшие, стоят намного выше в плане писательского мастерства.
Ну, и тем не менее…
Вот, замечательная писательница Лоис Макмастер Буджолд. Куча премий и номинаций. Я задолбался один только список просматривать. И её замечательный роман «Игра форов» - премия Хьюго. 1991 год. Кто в тот год был в жюри – мне искать откровенно лень. В общем, для тех, кто не читал, там роман начинается с того, что главный герой закончил офицерское училище и получает пакет с распределением. Какая неожиданная завязка, сказал бы Пол Андерсон, поставив кружку с пивом на стопку романов из цикла «Звёздные торговцы». Ну, не важно. Итак, парню где-то от 18 до 20 лет. Представьте себя в эти годы. Дополнительно можете попробовать представить, что вас 3 года учили военным дисциплинам плюс физподготовка, управление кораблями и так далее, а не философии. И добавьте к этому, что ваш дедушка, фигурально выражаясь, недавно слез с пальмы, то есть технологии на вашу варварскую планетку пришли совсем не так уж давно. И вот, тра-ляля, вы молодой офицер, с волнением стоите и ждёте, куда там вас закинут.
И Буджолд хочет меня уверить, что среди ваших мыслей вклиниваются стройные оценочные суждения, в том числе ваших одногруппников, среди которых – суждений – есть такие: «… Одинаковые голодные глаза бесшабашных выпускников…»
Хоть один из вас в 20 лет в похожей ситуации стоял и думал: о, мы такие молодые, у нас голодные волчьи глаза и бесшабашное выражение лиц?
Окей, я могу себе представить и поверить в космический вариант Тириона Ланнистера, хотя Тирион как раз всю жизнь читал и трахался, поэтому к таким вот мыслишкам был больше предрасположен, чем пацан, которого гоняли по плацу с бластером в руке. Допустим. Но всё равно – это явный провал в достоверности.
И, более того. Лично моё имхо – это приклёпывание взгляда взрослой женщины. Это вот они могут: о, какой у него голодный взгляд, у этого мальчика! Беру на заметку!
Ну, и, видать, в судьях сидели такие же тётеньки, или жёны судей там почитали и поднадавили: о, Бэн, смотри, какой хороший роман, я прям так и вижу, так достоверно описано!
Такие вот дела