Всем доброго времени суток!
Прежде чем вывалить свой топ на всеобщее обозрение, я сперва коротенько пройдусь по миниатюрам. На слоге заострять внимание не вижу смысла – все работы вполне читабельны (на мой взгляд), хотя и попадаются досадны перлы. Но лично мне куда интереснее то, как авторы справились с впихиванием своих сюжетов в заданные объемы.
Авторы двух первых миниатюр – «Головы» и «Голоса моря» используют проверенный приём с рассказом в рассказе. Что ж, это действенный способ уместить историю в ограниченные рамки, однако тут есть подводный камень. Я б даже сказал, целая мель. У вас должен быть отличный рассказчик. Это как в жизни: кто-то будет рассказывать, как десять старух из горящего дома вынес, но вы зевать будете, а кто-то поведает о том, как за пивом ходил, и вы ухохочитесь. Так и тут. Когда какой-нибудь герой Кинга даже в скучном романе выдаёт: «Когда мой дед был лесорубом в Мэне…», то ты знаешь, что сейчас будешь зачитываться. Да что Кинг? Вон, пожалуйста, что б далеко не ходить – рассказы Junto. Насколько легко и с удовольствием они читаются, а весь секрет в рассказчике. Ладно, простите это лирическое отступление, перейдём к миниатюрам.
«Голова»После короткого вступления, посвященного красотам Греции, рассказчица в виде бабули протагонистки окунает нас в мир классических мифов. К сожалению, окунуться глубоко не получилось. Во-первых, сама история, гм, слишком классическая для греческой мифологии – в ней всё привычно. Во-вторых (про что я писал выше), меня не впечатлила сама рассказчица. То есть, ну, не похоже это на настоящий рассказ. Слишком он казённый, слишком в нём мало рассказчицы. Вставки с «виденьями» героини чуть лучше, но сама речь у неё какая-то детская. К тому же сбивают чужеродные «раньше был вариант с цензурой» или «Смешливые нереиды щекотали мужиков».
Потом героиня идёт баиньки, и, признаюсь, к тому времени я уже ничего не ждал от рассказа, как вдруг… Автор делает финт и выдаёт добротную такую хоррорную концовку. Довольно сюрную, сбивчивую, откровенно куцую, но – добротную. В ней есть какое-то безумие, какая-то пугающая странность, будто всё, что было до этого – иллюзия.
Даже и не знаю, как быть с этой миниатюрой. Финал мне зашёл, остальное – нет.
«Голос моря»Здесь читателя сразу погружают в моряцкий рассказ про несчастную любовь и, в принципе, рассказ этот продолжится вплоть до финала.
Первое. Последний абзац абсолютно лишний. Ни к чему. Правда.
Второе и главное. Та же претензия, что и к «Голове» - рассказчик. К самой истории, которая являет собой, по сути, сказку, замечания делать как-то и не охота. Сказка – она и есть сказка, там своя, сказочная, логика. А вот рассказчик совершенно не убедил. За исключением пары моментов, мне казалось, что это не моряк вещает, а кумушки за шитьём собрались. Последним штрихом стала жалостливая песня. Да, можно возразить, что я прибываю во власти стереотипов, и что моряки тоже не прочь спеть: «мой голос нежный – талисман», но вот такой уж я сухарь.
На мой взгляд, миниатюре пошла бы на пользу некоторая доля брутальности. Ну, моряки же. Побольше пошлости, шуточек, грубости, можно и матершинки добавить. Всё, имхо, конечно. Тем не менее, погрешу против истины, не упомянув, что некоторые авторские находки мне понравились, например: «Ахи-вздохи, всякие там романтические траливали» (хотя эпитет «романтические» - не совсем то, что ждёшь от моряков) или «когда отец по делам своим вождянским отбудет».
Переходим к следующему блоку из миниатюр: «Мальчишки полковника Августа» и «Седые волны Пустоморья». Знаете, на Пролёте часто бывает, что авторы пытаются уместить повесть или даже роман в 40к, но авторы двух упомянутых минек решили пойти дальше и впихнуться в 7. Что ж, в малодушии их точно не обвинишь. Оба мини-рассказа объединяют насыщенные сеттинги, к которым, как известно, ваш покорный слуга неравнодушен. Но возможно ли авторской фантазией перекрыть дырявый сюжет?
«Мальчишки полковника Августа» И снова я попадаю в набившую оскомину ситуацию, когда меня заинтересовал придуманный автором мир, но разобраться в сюжете не представляется возможным.
Дохлые кобольды в канавах – интересная деталь; убийцы из тени – отлично; манипуляции с пространством – супер; книжица с убитым протагонистом – дайте две. Орден, Серый Король, мальчишки эти странные – всё замечательно. Но что с сюжетом?
Серый Король мстит засевшему в Колне Ордену за убийство отца – это ясно. Но дальше непонятки множатся со страшной силой. Упоминается, что полковник расправился с несколькими магистрами, чтобы задобрить будущую власть. Так почему он бежит в порт? Если Серый Король настолько страшен, что «Мир, недоступный злу, печали, разочарованиям и боли. Или, по меньшей мере, Серому Королю.», то почему Август играет ему на руку? Убийцы из тени – их цель полковник или мальчишки? Орден и Король заключили мир? В чём прикол с книгой? И главное: кем были эти самые мальчишки? По всей видимости, они могли неким образом влиять на пространство, но объясните хоть кто-нибудь, к чему это было:
Цитата
Тот сплюнул, и полковник, ловко завернув выплюнутое в ткань, бросил узелок в канаву. Оттуда бухнуло вонючим горячим паром. Белобрысый мальчишка, не дожидаясь приказа, разжал ладони и оттуда посыпалась глина, скапливаясь в две горки высотой почти по пояс полковнику.
В общем, сеттинг – ок, сюжет и герои – не ок.
«Седые волны Пустоморья» Тут чуть меньше находок в плане мира, но более внятный сюжет.
Итак, ундарийцы во главе с Главыем (можно склонять?) участвуют в зарубе с местными корсарами. В результате довольно бодрой зарубы, которую прерывает вражеский колдун, Главый оказывается за бортом – и мы понимаем, что корабли тут сухопутные, а море представляет собой некую степь. Затем ошалевшего протагониста утаскивает за собой дружелюбный тролль Тунк, доставляя героя к колдуну. При помощи Тунка, Главый побеждает мага, план которого заключался в том, чтобы заставить троллей перекрыть Поток (местную реку) и вновь затопить Пустоморье. Я всё верно понял? А теперь вопросы:
Зачем Тунку понадобился Главый? Колдун – тот же что был на корсарском корабле? Зачем колдун хотел затопить Пустоморье? Почему Тунк помог герою? Почему если колдун мёртв, строительство плотины продолжится?
В отличии от «Мальчишек полковника Августа», ответы на эти вопросы можно при желании додумать… Но, автор, а вот если читатель не желает додумывать? Тогда это просто дыры в сюжете.
Что ещё. Боёвка мне понравилась, герои симпатичные, сеттинг – вполне себе. Сухопутные корабли давно не новость, но полынное море, обросший ульями борт и плотина из троллей – это прикольно.
В общем, коллеги, в очередной раз – рассчитывайте свои силы. Когда у вас есть 7к знаков, то их хватит на пару-тройку сцен, не более того. Лаконичнее надо быть, что ли. Как, например…
«Не та вода»Автор не стал мудрить – тут у нас классические сетап и панчлайн. Написано лёгкой рукой, внятно и гладко. Выскажу банальность: да, у всех разное восприятие юмора, но концовка здесь выглядит вполне уместно. Я не проорал с неё и даже не улыбнулся, однако в рамках рассказа она смотрится органично.
Больше добавить нечего.
И, наконец,
«Ржавчина».
Для меня это победитель. Тут в наличии и оригинальный сеттинг, который в отличии от «Мальчишек» и «Волн» не засорён лишними персоналиями и локациями, и необычные, можно сказать, эксцентричные герои, и сюжет, над которым можно поразмышлять. Это не тот случай, когда в пазле недостаёт кусков, а наоборот – как будто все элементы есть, но ещё нужно их правильно собрать.
К плюсам миниатюры можно отнести и язык. Из представленных работ, на мой взгляд, в «Ржавчине» он самый насыщенный и плотный, однако и читать приходится внимательно - в тексте легко можно потеряться.
Ну, а теперь обещанный топ:
1. «Ржавчина».
2. «Не та вода».
3. «Седые волны Пустоморья».
4. «Голова».
5. «Мальчишки полковника Августа».
6. «Голос моря».