Бабочки в животе
Рассказ в духе классической фантастики, которому, на мой взгляд, сюрреалистический элемент отчасти помешал (подробнее об этом – дальше), но отчасти и помог (именно сюрреалистичные образы океана медуз и жутких мотыльков получились, на мой взгляд, лучше и живее всего).
Что мне понравилось? Довольно необычная смена настроения от начала (где Оле ассоциируется в первую очередь с персонажем Андерсена, а мёртвые бабочки настраивают на тональность мрачной сказки) к финалу, немного похожему на финал «Врага» Дени Вильнёва. Много осязаемых деталей, тщательно выписанная научная тема придаёт достоверности и образу героя, и происходящему в целом.
Что не понравилось? Во-первых, из всех трёх дуэлянтов здесь самое бесхитростное и лобовое решение темы и доп.условий. Чувствуется, что эти условия автору навязали и ему с ними некомфортно. Как я уже говорил, отчасти этот выход из зоны комфорта позволил создать действительно жуткие образы под конец. Но в целом тема решена почти что в духе комиксов «буквальная вселенная». Рыбалка – это именно рыбалка, падающие звёзды – именно падающие звёзды, а от дизель-панка взят непосредственно дизель. Странно, что в сюжете не появились панки)).
Вообще-то, обычно на условия и тему я смотрю в последнюю очередь. Но работа самого автора над той частью сюжета, которая условий и темы не касается, показалась мне не слишком тщательной. Всё очень и очень знакомо. По-моему, сюжеты о попаданцах на планеты прекрасных и хищных дев устарели ещё лет сорок назад, как и описания в духе «драндулет чихнул, выпустил облачко сажи и заглох». Конечно, и эти сюжеты, и подобные описания, наверное, всегда будут популярны, но такая «классичность» заставляет задуматься, что своего автор привнёс в историю? Ведь всё самое интересное было предложено Тэхсе))
Ещё одна проблема сюжета для меня – он движется не «изнутри», не в соответствии с логикой персонажей и мира, а «извне» - на основании цепи случайностей. Специалист-океанолог и его друг совершенно случайно отправляются на планету, где причиной всех бед стал объект их исследований. Такие совпадения обычно бывают обусловлены мистикой, но рассказ-то скорее фантастический. Кроме того, подробный ликбез из поля деятельности героя оказывается совершенно для него бесполезным, он гибнет, видимо, примерно так же, как остальные туристы. То есть, огромная часть информации не играет для истории никакой значимой роли, остаётся просто антуражем, и осмысленной является только история Оле – тоже не особенно связанная с центральной темой. Фрагменты пересекаются условно, искусственно, на основе схожести сцен – но не на основе внутренней логики и созвучности.
По языку и более мелким деталям, есть не очень удачные, на мой взгляд, моменты. Например:
«жена возвысила голос, чтобы нерадивый муж наверняка расслышал её ультиматум» - по-моему, такая патетика не очень соответствует настроению сцены, уводит эпизод в иронию, а ведь история, вроде как, не юморная (за исключением не особенно удачной, но очень настойчивой шутки про Олейну).
«Я не ихтиолог, но недовольными никто не возвращался.» - «недовольным»
«При мысли об очередном ужине Василий содрогнулся. Впрочем, когда они добрались до деревни, уже стемнело, и вопрос решился сам собой.» — вот эта манера закруглять сцену фразой «вопрос решился сам собой» кажется мне не слишком удачной. Это отдаляет от текста и ситуации героя. Как именно решился вопрос? Василий захотел есть? Или, опечаленный смертью друга, сразу лёг спать? Да и не было никакого вопроса ведь.
Эта фраза встречается по тексту дважды, и, хотя во втором случае вопросы у Оле были, она не кажется более уместной.
Так же, показались немного экзальтированными реакции Василия – то он «рыдает как девочка», а на следующий день от печали не остаётся и следа, то катается по песку, захлёбываясь истерическим смехом. Даже с учётом влияния атмосферы необычной планеты это, на мой взгляд, перебор.
В целом, это неплохая жанровая вещь, которая, на мой взгляд, всё-таки нуждается в некоторой доработке – как в плане сведения воедино сюжетных линий, так и в поведении персонажей и работы со стилистикой.
Гадание на рынке Кванмун
Сильный рассказ, очень мне понравился. Для такого небольшого объёма замечательно проработан и мир, и герой, и, что важнее всего, отношение героя к миру.
«По старой привычке башню зовут Южной Близняшкой, хотя ее сестра не уцелела. Когда генерал-губернатор Асагихара прокладывал линию метрополитан-системы, Северная Близняшка встала на пути прогресса и была снесена. В день взрыва господин Нам плакал.» - Всего три предложения, а сколько в них всего поместилось. Честно скажу, меня это восхищает.
Отдельно отмечу не такую уж частую вещь: интонации рассказа, характер героя и сеттинг очень созвучны. Лаконично, суховато, просто – и так печально. Поймано именно то, что мне нравится в японской литературе, вот эта сдержанность, под которой кипят чувства.
Персонажи отлично прописаны, убедительны, зримы. И господин Нам – его отсечёность от себя самого ощутима в течение всего текста, и Ёчжи, и Лидон (какое-то у него правда имя не совсем подходящее сеттингу). Второстепенные герои тоже характерны и хороши.
История цельная, плотная. И, что отдельно радует – изобретательность в воплощении фантдопа, очень интересная интерпретация.
Что, как мне показалось, могло бы быть лучше?
Во-первых, опора на земной сеттинг, на мой взгляд, чуть сильнее, чем могла бы быть. Вернее, она очень уж конкретна. Работать с такими мирами удобно, они узнаваемы, нет необходимость расшифровывать символы – они считываются по умолчанию. Хотя здесь получилось хорошо, мне кажется, автор всё-таки слишком упростил себе задачу, полагаясь на узнаваемость исторических и географических локаций.
Во-вторых, похожая ситуация с концовкой. Рассказ пытается нас запутать, увести дальше от первой сцены через цепочку видений и пробуждений. Но т.к. объём сильно ограничен, запутать лично меня не получилось. Потому трагическую силу финала я воспринял скорей рационально, а эмоционально невольно вспомнил анекдот про «сынок, ты тут уже третий день стоишь»))
Потому, мне кажется, что – в-третьих – рассказу совершенно необходимо ещё одно видение. Возможно, оно не сделало бы финал неожиданным, но могло бы дать новый слой понимания мира, героя и всей ситуации.
Но в целом – отличная история, рад был её прочитать, автору спасибо.
Город, где Еслито
Очень «мой» рассказ – необычный, поэтичный, какой-то надмирный. Как и «Гадание», эмоциональный и печальный – но здесь эти чувства свободные, летящие, таким же кажется и рассказ. Несмотря на трагический сюжет, военные сирены, гибель Кэдди, история остаётся светлой и почти не горчит, а финал полон надежды.
Вероятные минусы здесь неразделимы со свойствами истории. Вот это перетекание тем, свобода сюжетных нитей без попыток увязать их насильно в тугой клубок – с одной стороны создаёт впечатление, что история рождается по мере написания, без плана, с другой – именно в этой лёгкости её очарование, ощущение живой импровизации.
Единственное что, как мне кажется, «утяжеляет» этот полёт – финал, как и, опять же, в «Гадании» чувствуется очень рано. Как бы сформулировать… история с самого начала звучит двумя темами: мы знаем, что Кэдди исчезла, исчезла безвозвратно. И – мы знаем, мы чувствуем, что в мире героя возможно всё. Всё, да не всё – подсказывает нам логика таких историй. То есть, финал логичен, он по-правильному печален. Но если бы волшебство, вот это «всё возможно» всё-таки каким-то непостижимым образом победило, мне кажется, развязка смотрелась бы не только свободнее – неожиданнее. Выйти к такой развязке без фальши сложнее, чем развязке печальной, но весь рассказ звучит так чисто, что я верю, что у автора бы получилось. Однако это, естественно, исключительно выбор автора и больше читательское пожелание, чем недостаток.
Отдельно отмечу – очень понравились фрагменты про детектива Шоу, по множеству разных причин))
В общем, рассказ чудесный.
Если судить только по принципу личных вкусов, отдал бы первое место именно ему, но всё-таки «Гадание» с его многослойностью мира, мотивов и аутентичностью культурного поля мне кажется технически сложнее и мощнее.
Таким образом, мой топ выглядит так:
1. Гадание на рынке Кванмун
2. Город, где Еслито
3. Бабочки в животе
Авторам спасибо за интересные истории!