так.
С некоторым отставанием от мысли моё тело решило посредством мозга написать рецензию на креатив некоего начинающего писателя В. Пекальчука "долина смертных теней" в жанре боевой фантастики. Как обычно, в рецензии я буду беспристрастен, честен и справедлив.
Какая муха меня укусила. Во первых я хочу раз и навсегда определить место гражданина Пекальчука в литературе вцелом и в жанре боевой фантастики в частности. Во вторых я хочу понять, существуют ли причины по которым данный креатив следует издать на бумаге, и тем более купить. В третьих, просто ради справедливости. Ну и джаст фор фан - мне тоже надо расти, рецензировать "голактеги" обьемом до сорока тысяч знаков мне несколько приелось.
задачи, которые я перед собой ставлю следующие:
1) определить уровень знания автором матчасти, используемой в креативе.
2) определить уровень знания автором личностной психологии.
3) оценить сюжет
4) составить список явных заимствований, косяков подачи материала и нестыковок.
5) оценить проработанность мира и соответствие его критериям реалистичности
6) сделать выводы о положительных и отрицательных сторонах креатива основываясь на вышеперечисленном
7) оценить оформление морали по ГОСТу.
короче, всё стандартно.
Результаты всестороннего исследования
анализа ниже.
Так же я попытаюсь найти в этом креативе что-нибудь хорошее, ибо я верю в лучшее.
итак,
I will fear no evil...
Введение.
В мои руки попало фантастическое чтиво. Фантастическое как в плане сюжета и антуража, так и в плане косячности исполнения. Множественные заимствования, плохая проработка мира, куча замаскированных роялей в кустах и богов из машины в нагрузку соседствуют с хорошим сюжетом и оформленой по ГОСТу моралью. Впечатления от прочтения сильно портят начало концовка, середина - если по ней пройтись напильником - сделана хорошо. Описательная часть всего что относится к атмосфере пустых городв сделана на пятёрку с минусом. Герои не остаются болванчиками в руках автора, но имеют личностное развитие и если сравнивать то что было в начале с тем, что было в конце, можно убедиться, что преодоление испытаний пошло им на пользу. С подавлением недоверия автор не справился, и основная интрига лично для меня заключалась в вопросе "и чем бл@ всё это кончится?". Зная чистоплюйство автора (к тому же заданное с первых абзацев) я предположил что всё кончится хорошо. И не прогадал.
1) уровень знания автором матчасти:
при прочтении мне сразу бросился в глаза трэш и угар, касающийся тактики пехотных боёв, и явное взятие ТТХ оружия из энциклопедий, без реального опыта стрельбы. Результаты я опишу ниже, в графе "косяки подачи материала", а пока лишь отмечу, что для того чтобы точка зрения была объективной, я показал самый красноречивый в плане косяков эпизод (штурм разбойничьей базы сборной солянкой из пушечного мяса и трех групп наёмников) сторонним экспертам. Эксперты в голос ржали и советовали поменять жанр на "юмористическая фантастика". Знание автором матчасти, связаной с катаклизмами находится на уровне троечки с минусом - в рамки фантастического допущения вся эта мура укладывается с большим трудом. Подробнее в разделе косяков.
Общая оценка - три с минусом. То есть - знаний недосточно. Что делать: помимо энциклопедий желательно пообщаться с людьми, компетентными в вопросе, к примеру, погодных явлений, армейской тактики, применения оружия и т.п. Тогда будет не стыдно показывать сие людям, которые имеют к войне самое прямое отношение.
2) личностная психология:
здесь всё очень и очень плохо.
начнем с Ольги. Шаблон "культ волка" в её исполнении вызвал рвотные позывы. Думаю не надо пояснять что "рысь" относится к семейству кошачьих, а "волк" к оному не имеет никакого отношения, вдобавок формирование "волчьей стаи" под эгидой матриархата с точки зрения как зоопсихологии так и обычной - либо неведомая @#аная х@#ня, либо охрененно оригинальный творческий подход (читая "не баг а фича"). Я всё же свожусь к мнению что это был баг. См. "общественный уклад". Впрочем дальше ситуация немного выправляется и шаблон "хитрая манипуляторша" применяется достаточно успешно, хотя автор очень сильно притянул за уши её выводы касательно Пустынника, и что самое страшное - вынес сведенья о её прошлом и образовании в середину книги, в то время как это нужно было делать ещё в начале. Таким образом сведенья о её психологическом образовании стали из ценной информации о персонаже роялем в кустах - читатель задает вопрос "а откуда она столько всего знает?" а автор, сделав мхатовскую паузу в пол романа милостливо поясняет "она училась на психолога". Если в начале романа мы видим склонную к сантиментам жадную бандитку, то в конце мы видим, как Ольга переборола свою алчность в пользу гуманистических ценностей и обрела своё маленькое счастье. Ну, я по крайней мере на это надеюсь. Личностный конфликт - "любовь или деньги?" выигран в пользу любви. О перспективах насильственной смерти: главное правило подобных ситуаций - единственный женский персонаж в партии из трех человек НИКОГДА не дохнет. Так что за неё не беспокоишься, она как "дама в беде" - если на неё нападут, рядом окажется пара рыцарей, которые её из любого дерьма вытащат.
Макс Шрайк, являясь в какой то мере Самым Главным Героем (а всего главгероев у нас три штуки - ольга, макс и пустынник) являет крайне неубедительный образ "правильного пацана в неправильном мире". Насчет мира я расскажу в "общественном укладе", насчет Макса... В начале романа это глава наемников. Эмпирически можно бы составить девиз - "мы делаем работу и получаем за это деньги". Он являет собой какбе закаленного бойца с богатым послужным списком, и не смотря на то что автор пытается показать его (как и Ольги) циничность, в это нихрена не верится. Собственно я в жизни не поверю что наемник будет выражаться как джентльмен, вести себя как джентльмен и так далее, и не попасть в неприятное положение по своей доброте душевной. Он не циник, он романтик - и это понимаешь яснее всего в момент, когда вместо того чтобы шлёпнуть Киру он начинает всячески её прикрывать, подписывается на камикадзе-рейд ради неё и творит все остальные глупости, которые обычно делают влюбленные - не потому что он влюбленный, а потому что романтик по сути. Это же поясняет предпоследняя сцена, где Макс мочит алчущих, типа молится и мнит себя паладином окончательно охренев от воздействия на него вируса "чистильщик". Итого - начав как простой смертный, загибающийся от вируса, Макс к окончанию романа становится анхуманом, счасливо женится и живет долго и счасливо. Со стороны автора дарование Максу оверпауэр скиллов выглядит как "не хочу убивать любимого персонажа". Тут не будет инсинуаций на тему того сколько от себя вложил в персонажа автор, но определенные подозрения в этом есть. Роль Макса в романе - "армия из одного человека" удачно совмещенная с "камикадзе-мэном". Иными словами, каждый раз когда кто то должен по шаблону "остаться и прикрывать отступление" с неизбежной смертью в конце - Макс идет добровольцем, и не дохнет, как положено по шаблону, а остается жив-здоров и с нетерпением ждет следующего свидания со смертью. После второй итерации уже понимаешь что ЭТОГО парня хрен убьешь, и на этом интрига "сдохнет ли Макс" теряет свою остроту, потому что его враги ведут себя в строгом соответствии с шаблоном "правило ниндзя" - то есть опасность Алчущих, дерущихся с Максом обратнопропорциональна их количеству. Если в самом начале он еле завалил одного полудохлого экземпляра, то в конце он валит сотни этих монстров, плюс ещё и наслаждается процессом, будучи аугментирован вирусом "чистильщик", который опять же является богом из машины, призванным спасти Макса от участи плохо кончить в Финальной Разборке, к которой зачем то применен шаблон "взять в Ад компанию", при том что Макс в Ад не попал. личностный конфликт - "быть - или не быть? вот в чем вопрос". Вопрос решается с помощью одного протухшего патрона и шаблона "прибытие кавалерии".
Кира. Тут у нас полный бедлам и дурь собачья. В креативе она выполняет всего две роли - является частью шаблона "первая девушка выигрывает" (что автоматически исключает даже мысль о том что может быть любовный треугольник между максом, ольгой и пустынником), и является предлогом для того чтобы подписать на суицидальную миссию Макса. На мой взгляд, обе задачи она выполнила, однако её образ в романе раскрыт плохо. Я бы сказал - стандартно. Деваха, которая заботится о дочке, одним словом.
Пустынник. Единственный резонер в романе - ВСЕ его речи несут в себе просто невъ@#енный заряд авторской морали. По сути это голос автора и своеобразный Эльминстер (кто не играл во "врата бальдура" - это такой персонаж, которого убить нельзя вообще никак, и который играет роль Мудрого Наставника и вообще носителя истины). Касательно проработки персонажа - попытка изобразить из него подобие Декстера Моргана не засчитана. Собственно этот персонаж являет собой самый большой косяк знания автором личностной психологии. Даже аннотация и постоянные подозрительные инсинуации Макса на тему тёмной лошадки Пустынника не может заставить заподозрить в нем плохого персонажа; даже малейшее знание психологии у читателя ставит под сомнение все выводы Ольги касательно него в эпизодах где описывается их знакомство и начало сотрудничества. Почему? Ну, на человека, личность которого родилась десять лет назад он не похож совершенно - у него эмоциональная сфера "перегоревшего" человека, знания как у википедии, умение анализа как у компьютера, и на аутиста он нихрена не похож. Вдобавок история его прошлого соответствует его настоящему - какбе говоря нам что природу человека изменить не может ничто.
Прогресс персонажа. В начале мы видим типа который за гроши шарахается по заброшеным городам и является чистоплюем ещё больше чем Макс - но ему это можно, он благодаря Чистильщику стреляет со стопроцентной точностью и имеет мгновенную реакцию. Он так же не убивает невооруженных и весь из себя хороший. Неудивительно что Ольга на него запала. Вся так называемая "актерская игра" запорота шаблоном "амнезия" - у персонажа можно что угодно спросить и получить в ответ "я не помню", что не мешает ему в соответствии с авторским замыслом в нужные моменты выдавать на-гора тонны ценной инфы именно в тот момент когда автору это нужно. Я считаю такой подход примитивным и подрывающим веру в происходящее. В конце он демонстрирует вялую попытку продемонстрировать внутренний конфликт "человек я или нет?", причем конфликт решается с помощью Ольги. Роль в креативе - ещё один "человек-армия"/"резонер"/"мудрый наставник". Я считаю что для одного перекачанного персонажа ролей у него что то слишком дофига.
Краснорубашечники. Как известно из названия шаблона (восходящего к стартреку), это люди, которые дохнут по нажатию автором красной кнопки, чтобы во первых показать как всё серьёзно, а во вторых чтобы не усугублять ощущение, что у страдающих "синдромом штурмовика" (точность стрельбы мобов обратнопропорциональна их количеству) врагов включен "notarget". К оным относятся группа пушечного мяса из сцены штурма бандитского холма, а так же все погибшие в "суицидальном рейде". Про смазку для штыка в виде войск СШЕ и алчущих я даже говорить не буду - эти бравые ребята дохнут с большим энтузиазмом (и конечно же особенно сильно в их истреблении отличаются Макс и Пустынник, с незначительным перевесом в пользу Макса по фрагам из войск СШЕ и значительным - по фрагам из числа Алчущих).
Подтанцовка. Сюда относятся сюжетно-важные персонажи, тема которых раскрыта плохо. Один друг Макса, один злой профессор (уже по одному присутствию вирусолога в группе ясно что добро и свет эта мразота нести не будет), командир охраны (павший жертвой пули по всем законам жанра, ибо в финальной разборке он бы только мешал), единственное что скрашивает картину - то что из поданцовки у одного персонажа нашлось вменяемое оправдание его участия в миссии в виде заботы о семье.
Плохие парни.
гражданин начальник из Университета на удивление хорошо проработан - тут и жадное похотливое чмо, не вызывающее сочувствия, тут и с другой стороны человек, способствующий развитию мира - то есть этакий концептуальный набросок "благо личности и благо общества в одном флаконе". Как показывает опыт истории, такие личности довольно часто способствуют развитию общества засчет угнетения прав личности, так что вцелом эта карикатура на сферического мелкого диктатора в вакууме несущего пользу общества, зачотна.
Командир экспедиционных сил СШЕ являет собой солдафона тупого обыконовенного. Закономерно, что взвалив на плечи бремя белого человека, он не справился с нагрузкой и пал смертью
храбрых как телесной, так и душевной, услышав правду о падении
третьего рейха США.
тема Рейха. Автор весьма недвусмысленно нарисовал в своем произведении фашистов - как среди "наших", так и среди "не наших" в лице вышеперечисленных господ. Его оценка их деятельности в обоих случаях была негативной.
Тема бремени белого человека. В креативе поднимается вопрос о том что значит "быть человеком", затрагивается вопрос расовой ненависти людей по отношению друг к другу и предлагается путь как их всех помирить - чтобы дети людей и краснокожих гибридов учились вместе и впитывали гуманистическую философию. Я так понимаю, автор не в курсе что такое "девятка из литтлрока", а так же не знаком с историей расизма в мире, а потому вряд ли он в полной мере ощущает ущербность своего замысла, ибо если не промывать людям мозги, они всегда будут делиться на тех кому пофигу какого цвета кожа у товарища, и на тех кому цвет кожи будет определяющим фактором во взаимоотношениях. Конечно же приимущества краснорожих в силе, скорости и координации будут сдерживать расистские поползновения, но ощущение собственной неполноценности и банальная зависть плюс расистские идеи всегда дадут свои плоды в виде обществ "только для людей". Так что идея была хороша, но вот исполнение было нереальным. Аналогичный вопрос поднимался в "трудно быть богом" - положительная реморализация, ляляля, и всё, вот уже люди счасливы, любят свой труд, науку и друг друга. Но это значит стереть каждую личность и написать новую. Если получится что то типа Пустынника, или даже Макса - ладно, но что делать с тупыми злобными мутантами?
Итоговая оценка личностной психологии и психологии вообще - три с минусом. Что может помочь - изучение истории, чтение доктрин известных расистов и их противников, чтение книг по психологии и социологии (последнее избавило бы креатив ещё от одной проблемы, о ней ниже)... Ну и попросту трезвый и критический образ мышления, не зашореный розовыми очками обладателя Абсолютной Истины О Том Как Сделать Всех Вообще Хорошими.
3) Сюжет.
На первый взгляд сюжет хорош. То есть есть и интриги, и загадки, и куча драк, и вечные ценности за которые персонажи борются, и личностное развитие персонажей в процессе борьбы... Но лишь на первый взгляд.
Да, автор провел хорошую работу, однако в процессе неё столкнулся с двумя демонами - Пристрастностью и Годмодерством. К сожалению, эту битву он проиграл по всем статьям.
Годмодерство. Персонажи неубиваемы - автор их очень любит и лелеет, так что мужчин и женщин шрамы красят в равной степени, без опасности какого бы то нибыло летального исхода. Одни так же настолько перекачаны по сравнению с окружающими, что способны без труда справиться силовым способом с любой проблемой - а учитывая плохое знание автором матчасти по части зарубов пехотных едениц друг с другом, получилось разве что попытаться впечатлить читателя запредельной крутизной происходящего (что такое для героя замесить три сотни алчущих и ухайдокать кучу народа на транспорте, плюс вертолёт уронить? кстати о вертолёте - аналогичным способом американский "хьюи" уронил один вьетнамский солдат. Правда в процессе убийства вертолёта он погиб сам) - тут тебе и крутые образцы отечественной военной промышленности годов так восьмидесятых, тут тебе и шаблон "клевого проклятья" - когда казалось бы вирус - штука плохая. Но как с ним клево мочить разных супостатов! Тащишь себе, не напрягаясь, пару ранцев с барахлом и боезапасом, пулемет, пару автоматов, бегаешь и прыгаешь, радуешься жизни. Каждому солдату хотелось бы такой вирус, и плевать что через какое то время ты возможно станешь анхуманом и будешь людей мочить. Есть же сыворотка, которой эту штуку можно какбе держать в узде.
В таких обстоятельствах на первый план выходят проблемы межличностных отношений, "внутренний враг", о котором говорилось в аннотации. Но тут вступает
Пристрастность. Автор никогда не даст героям перессориться, ведь для них заготовлен финал где всё хорошо, всё ништяк и зашибись. С другой стороны сцены где начинающиеся срачи пресекаются голосом долга у Героя и его подтанцовки или тупо приимуществом в огневой силе (или страхом других персонажей перед таковой), отыграны на пятёрку. В это верится.
Сюжет повествует о квесте. Трое главгероев - Ольга, ставшая бандиткой после того как отвергнув сальную лапу Директора была вынуждена покинуть уют цивилизации дабы питаться подножным кормом, со своими подкаблучниками грабит убежище Пустынника. Пустынник такого терпеть не намерен и мочит её подручных, а её заставляет вернуть награбленное. Они знакомятся, и Ольга решает взять под каблук известного ходока в пустые города дабы разбогатеть - путем для женщин традиционным и неинтересным. Однако её занимает его личность, здесь автор напорол приличное количество косяков, лечащихся перемонтированием биографии Ольги в нужное место, а так же переписыванием всей той части где описываются симптомы амнезии Пустынника, бо, это выполнено топорно.
Параллельно Макс в составе опергруппы трех наемных банд и одного отряда пушечного мяса идут отбирать у местных рейдеров
водку, баб и бабло какие то ценные документы (правда что это документы выясняется лишь после раздачи, потому что представитель заказчика будучи краснорубашечником неудачно врезал дуба под пулями) - а заодно пленных женщин, и трофеи. Макс сентиментально оставляет в живых вражескую пулеметчицу Киру и скрывает её участие в операции от других бойцов, и вообще ведет себя как джентльмен, что - учитывая постапокалиптический жанр - достаточно странно. Вся сцена боя должна быть переписана с участием консультанта из числа военных специалистов, потому что то что там есть сейчас - это комедия абсурда.
Завязав отношения с Кирой путем её повторного спасения и взятия первого фрага из числа Алчущих в рукопашную, что дало ему авторитет среди прочих жителей холодных пустошей, Макс, будучи зараженным решает позаботиться о возлюбленной подписавшись на самоубийственную, но хорошо оплачиваемую миссию - Кира тоже заражена, но её ещё можно вылечить, в то время как Макса вылечить может только пуля.
Тут имеется проблема - Ольга уже отговорила Пустынника от участия в операциях Университета, который так же являлся получателем документов надыбанных Максом, а без Пустынника никто и с места не двинется. Максу дают квест с двумя выборам - или грохнуть Ольгу и сдохнуть, за что Кира получит свою вакцину, или уговорить Пустынника топать в поход. Макс решает поступить по джентльменски, и Ольгу не мочить. Успешно разобравшись с квестом, вся троица выдвигается в поход в сопровождении подтанцовки и краснорубашечников на броневике. Тут открывается главная прелесть креатива - очень хорошие описания развалин городов. Правда тут есть косяк, но о нем в соответствующем разделе, лечится двумя способами.
Далее у нас начинается череда шатаний, брожений, Неожиданных Встреч, куча стрельбы, откровений Пустынника и срачи внутри отряда. Вся эта шняга будет продолжаться до конца книги, так что можно не спойлерить что по чем и как.
Итогом смысловой нагрузки квеста становится следующее: Алчущие и прочая агрессивная фауна были порождениями вируса "Химера". В роли антивируса с двойным дном предполагается разработка микробиологов под названием "чистильщик". Двойное дно тут в том, что это нифига не антивирус, а очень даже фашистская штуковина, которая нужна власть имущим для того чтобы построить свой Новый, Лучший Мир. Так же помимо людей из северных краев, где адский холод, есть люди из СШЕ (бывшие американцы скрещенные с представителями других национальностей), оккупировавшие Крым и лелеющие диктаторские замыслы с нацистским уклоном - типа, вырезать всех кто не люди. Нелюдям в лице краснорожих гуманоидов, являющих собой полулюдей с высокими моральными и этическими ценностями, это не понравилось, в итоге у них идет масштабный срач с применением танков с одной стороны и "молотовых" с другой. Выбор прост - оставить вирус "чистильщик" своим фашистам, поделиться с другими фашистами, уничтожить вирус, или сныкать.
Так же Макс проявляет характер Рэмбо устраивая два масштабных замеса, а Пустынник раскрывает все свои тайны чтобы получить ответ на вопрос - человек ли он. Не имею понятия человек ли он, но человечности в нем больше чем в ком либо ещё в этом мире. Хомо супериор вобщем.
Кончается всё хорошо - макс выживает, ольга отказывается от алчности в пользу любви, а пустынник становится более человечен чем в начале креатива. большая часть массовки дохнет, плохие парни так же дохнут, среди наших потери - полтора енота.
Вывод. На мой взгляд из за упомянутых шаблонов, сюжет достаточно предсказуем в общем, но частности достаточно занимательны, хоть и плохо описаны из за проблем с матчастью. Недостатки текста перекрывает мощный гуманистический посыл, и если рассказ будет читать не законченый скептик и циник, то проникшись в принципе старыми как мир идеями, читатель сможет задать себе пару вопросов, найти пару ответов, и вернее определить приоритеты в жизни. Четыре с минусом. Минус ниже.
4) список явных заимствований, косяков подачи материала и нестыковок.
а)торговля бартером, в виде денежной еденицы - патроны - метро 2033 (я бы весь креатив назвал "метро 2033 вылезло на поверхность", но сказав так я погрешил бы против реальности, хотя схожего тут много)
б)хабар, сталкеры и т.п. - Стругацкие.
в)косяк подачи материала - биография ольги
г)косяк подачи материала - выводы об амнезии Пустынника
д)косяк подачи материала - биография подопытного, данная Пустынником Максу. Топорно сделано, очень топорно.
е) вирус - гибрид Т-вируса и FEV - резидент ивил и фаллаут. последнее даже не скрывается - "вирус форсированной эволюции" же. Да и Повелитель (Бог) имеется в наличии и весьма успешно пытается управляться с супермутантами.
ж) всё перечисленное в пункте 5 - косяк.
з) мнемоник-курьер - "джонни мнемоник", У.Гибсон
...
??? профит.
5)проработанность мира и соответствие его критериям реалистичности
мир нереалистичен. Всё обьяснение неведомой @#$ной х@#не, творящейся в мире дано с помощью бога из машины в конце - что некошерно.
по пунктам.
прошло почти 90 лет с момента апокалибздеца (апокалибздец у нас на этот раз случился по всем правилам апокалибздеца - тут тебе и метеорит грохнулся прямо рядом с Москвой, и эпидемия вируса и взрыв всего ядерного боезапаса США...), однако:
а) за столько времени тучи не рассеялись, чего не может быть ДАЖЕ Учитывая обьяснение Бога на эту тему (физика, йопты).
б) фантастическое допущение? их тут как обычно три. первое в том что после ядерного экстерминатуса следует ядерная зима; второе - хитрый вирус; третье - пришельцы. Перебор, а?
в) описуха городов не заставляет думать что они покинуты так давно. Морозы и всё прочее - не оправдание.
г) после 90 лет разрухи где то ещё можно найти тушенку??? Беркема Аль Атоми начитался щтоле???
д) люди за три поколения НАСТОЛЬКО изменились что уже 15 градусов тепла как жару воспринимают? Они что, ожирением страдают, наряду с повальным расстройством терморегуляции организма? Плюс двадцать кило теплой одежды - брехня. Лично мне на тридцатиградусном морозе на дальнем востоке хватало менее пяти кило одежды, включая тёплую обувь и шмотник.
е) социальное устройство постапокалиптического мира - один большой фэйспалм. Все разучились материться, делать друг другу подлости, насиловать пленных женщин из числа бандитов, воровать и убивать? да на этом цивилизации всегда строились, йопт. Впрочем, если оправданием служит рейтинг "до тринадцати лет читать запрещается" - тогда понимаю. Гуманизм всегда лучше смотрится на фоне жестокости, правда в условиях настоящей жестокости рафинированные интеллигенты не выживают. Подробнее - "безумный макс - под куполом грома".
ж) и ви таки извините, такое ощущение что при дефиците патронов из трехлинеек там никто не стреляет? подробнее - "Сунабозу".
з) при тотальной разрухе экосистемы я не понимаю чем питается большинство тварей. Даже если друг другом - давно бы уже передохли.
и) радиация, земной рельеф и т.п. Нутыпонел, см. Чернобыль, катастрофа на "маяке", и т.п. Если допустить что рванул ядерный боезапас СШП, континент уходит нахрен под воду, планета сьезжает с орбиты (кстати обьяснение для холодного климата), всюду разрушительные землятресения и цунами, плюс радиационные облака и "на последнем берегу" в финале. Если пришельцы обладают технологией позволяющей это всё сдержать и предотвратить, они бы напрягли уже свою жопу и предотвратили взрыв сверхновой вместо того чтобы фигней страдать.
к) пришельцы. Бог из машины, низводящей ценность романа до "нечитабельно" у определенной категории взыскательных читателей.
л) оружие. Всё что касается оружия - несмешной п@#$ец. особенно что касается подствольников, стрельбы из "печенега", обработки пуль напильником, блаблабла... Но кому это интересно кроме немногочисленной аудитории военных (которые любят почитать ненапряжное комедийное чтиво серии "спецназ" и мечтают о серьёзной военно-фантастической литературе) и фанатов оружия, которые могли бы увеличить численность читательской аудитории за счет рекомендации друзьям и товарищам, которые доверяют мнению человека, знакомого со всей этой фигней.
м) общественный уклад. для общества, в котором худо-бедно но развивается наука и создается избыток продовольствия, а так же учитывая проблески цивилизации, патронный бартер выглядит отстойно. проще было печатать деньги и не париться; "полисная" организация северных районов абсурдна, не показано развитие искусства, культуры и чего бы то нибыло за пределами товарно-
денежных патронных отношений. Вертикаль власти присутствует какая то уж очень странная и создается двоякое впечатление - с одной стороны выживальческие и медленно вымирающие поселки и банды рейдеров, с другой - вполне себе индустриальная цивилизация. Недостоверно, фальшиво. Смахивает на постапокалиптику "через десять лет после ядерной войны" в стиле фаллаут. Не показана деградация науки за 90 лет, не показаны воспитательные, правоохранительные и прочие социальные институты, а то что творится с институтом семьи иначе как идиотизмом назвать сложно. Ждем расстрельную команду феммнисток.
постскриптум апдейты:
1) постельные сцены. Любители клубнички могут идти читать что нибудь другое, автор стыдливо обходит сие стороной, что в принципе наверное и правильно.
2) любовь. Автор опять же подходит к делу робко, с легким налётом эротичности и без традиционной для жанра грязи.
3) мясо. мяса много, расхожее клише "вывернуть наизнанку автоматной очередью" и "забрызгать мозгами" встречаются часто
4) красота. В постапокалиптическом мире девушки красивы - как говорилось в "last action hero", здесь нет некрасивых девушек.
Вышеперечисленное является исключительно неспособностью автора преодолеть себя. Иначе говоря, странная ситуация - значит, кишки выпускать можно, а материться, е@#ться, чавкать ляжкой сдохшего от холода товарища - нельзя? Голливуд одобряет. Но доктор Вертем всё равно не одобряет, и по стандартам 1954 года этот роман не прошел бы цензуру.
Кстати, прошло уже пол века - а сколько всего изменилось - не верю что за девяносто лет человечество в постьядерном мире не смогло создать ничего нового и пользовалось ржавыми доапокалиптическими технологиями (вопрос экспертам, за сколько сгнивает напрочь кузов среднестатистической машины, за которой никто не ухаживает?) То что дизельный мотор не может работать в условиях тридцатиградусного мороза - это тоже какой то юмор автора который я не понял, ибо на Дальнем Востоке очень даже ништяк ехать в теплой кабине самосвала на дизельном топливе. Аналогичная херня творится с топливом - я хоть убей не пойму что автор там накатал про керосин и биодизель (ОЧЕНЬ интересно как это в Университете умудрились что то такое сляпать ввиду отсутствия у них
изопропилового спирта достаточной сырьевой базы).
кол, железно, за реалистичность, четыре балла (наверно даже с плюсом) за антуражность - читай, мир+динамика действа.
6) выводы о положительных и отрицательных сторонах креатива основываясь на вышеперечисленном
Плюс: есть хороший сюжет, много философии и экшна вкупе с постапокалиптическим сеттингом; хорошая мораль. Персонажи развиваются.
Минус: Большая часть хороших задумок обесценена автором, решившим что если в рассказ добавить все элементы списка "что должно быть в крутой боевой фантастике", он автоматом станет шедевром; часть философии загублена её низким уровнем, экшн превратился из драк на выживание в тир на меткость, а сами эпизоды претендуют на звание "юмористическая военщина" из за незнания автором матчасти.
7) оценить оформление морали по ГОСТу.
Имеется три оформленные по ГОСТу морали.
Итоги: матчасть 3, психология 3, сюжет 4, проработанность мира 1/4 по пятибальной шкале. У автора есть талант, и он трудолюбив, однако для средней оценки хотя бы 4 балла нужно не только вдохновенно и много писать, нужно ещё и знать о чем пишешь.
Всякую шнягу типа языка, атмосферы и т.п. я не рассматриваю, ибо атмосфера здесь для каждого будет своя - я ржал до упаду, а кто то с замиранием сердца сидел в темной комнате читая про ужасы заброшеных городов. До языка докапываются только те кому по сути сказать нечего.
Место автора в литературе: минимальная планка дебютанта пройдена. Я считаю что сий креатив имеет право на публикацию и на прочтение целевой аудиторий в лице тинейджеров, играющих в Modern Warfare и считающих что то что там творится в плане физики и боевки - это нормально. Так же я считаю что подавляющее большинство "боевой фантастики" на рынке написано ещё хуже, так что здесь гордиться нечему, а почить на лаврах тем более. Автору нужно серьёзно работать над своими знаниями. Что в принципе я и предполагал с самого начала.
Итого, В. Пекальчук имеет право именовать себя начинающим писателем в жанре боевой фантастики. Рекомендации на будущее: быть немножко скромнее - данный креатив не тянет ни на красный диплом, ни на золотую медаль, а видели ли вы человека который бы с гордостью заявлял "у меня трояк по литературе в аттестате"? Далее, научиться работать с критикой. Плохие произведения в рецензиях не нуждаются, поэтому а) не следует вывешивать пол креатива на форумах, где из происходящего люди нифига не поймут, плюсик поставят только из желания подлизаться и начнут придираться к оформлению текста. б) если человек пишет "хорошо" - следует запросить развернутую рецензию с ответом на вопрос "что именно хорошо". Если человек ответить на этот вопрос вменяемо не может - идет в жопу. в) прежде чем требовать критики, нужно обзавестись кандидатами в критики. Это должен быть человек который много читает, не страдает предубеждениями, любит литературу, разбирается в матчасти, имеет широкие взгляды и является идеалом равенства -ненавидит всех людей одинаково. Если такового удастся убедить потратить время на прочтение креатива и написать рецензию - будь уверен, всё сделает как надо. г) креатив на публикацию посылается уже после сбора рецензий (обязательно несколько штук, минимум три - дабы иметь обьективное стороннее представление о положении вещей), обработки креатива напильником и работы корректора. Иначе пошлёшь полуфабрикат, как в данном случае. д) мысль читателя о том как сделать лучше должна быть удовлетворена только если является: хорошей идеей которая тебе нравится; не идет в разрез с замыслом; не требует переделки половины креатива. е) НИКОГДА не показывай пол креатива, НИКОГДА не вноси правку, которая потребует переработки большей части текста, ибо обязательно останутся косяки, НИКОГДА даже не помышляй о том что раз ты писатель, то ты самый умный и всё знаешь, и вообще король. Это ведёт к гордыне, которая у тебя в виде опухшего ЧСВ и так есть, а гордыня мешает работать и самосовершенствоваться. Не забывай говорить "спасибо", веди себя скромно и с достоинством, не тряси
мудями регалиями, потому что будешь смешно выглядеть, если не знаешь значения слова - загугли, прочти от корки до корки университетское пособие для дипломников "как работать с информацией" и прими это знание сердцем, не ориентируйся на мнение других писателей в качестве примера использования чего либо - можешь облажаться точно так же как и тот писатель (по аналогии, списывать на контрольных - значит рисковать облажаться так же как и тот у кого списываешь), использовать личный опыт, в описательную часть не забывать добавлять влияние окружающей среды на персонажа (иначе можно забыть что у них там мороз под тридцать градусов. За примерами -см. рассказы Джека Лондона "белое безмолвие", "тысяча дюжин" и т.п.), никогда не вносить новое фантастическое допущение в конце креатива, тщательнее отнестись к началу - это лицо рассказа и к концовке - это финал, от которого зависит будет ли читатель когда либо ещё брать в руки книгу твоего производства, или же скажет "да ну на х@#, убил день на чтение, в конце так разочаровался...", иметь отрешенность от персонажей и во первых не мочить их без нужды (это обесценивает личность того кого ты мочишь, даже если это краснорубашечник), а во вторых если герой должен сдохнуть - он должен сдохнуть.
Best regards. Эйрел Пыльный, любитель.