Боб, ты, конечно, молодец, мы все тебя уважаем и все такое прочее, но сквозящее в твоих словах пренебрежение ("главка", "не пахнет", "выпендреж", "трындеж доктора наук") не украшает прежде всего тебя, а не Громова с Ладыженским. Сильно не украшает. Можешь считать это трындежем кандидата наук.
Олди защищать не буду, они в этом не нуждаются.
О жанрахС удовольствием прочел статью из БСЭ. Должен сказать, что в вопросах теории литературы я тоже не большой специалист, но все же я дал себе труд ознакомиться с рядом первоисточников, в которых так или иначе затрагиваются вопросы жанровой классификации произведений искусства. Самое смешное, что перечитывая сейчас статью
о проблемах речевых жанров, я также могу сделать вывод о том, что понятие жанр весьма и весьма неоднозначно в силу неотделимости его от понятия стиля. Собственно, мое желание именовать фэнтези стилем (олдиевская "тематика" все таки не очень подходит) зиждется именно на такой взаимосвязи. Вместе с тем, мое неприятие термина "жанр" в отношении фэнтези обусловлено той путаницей, которая всякий раз закономерно возникает в подобных случаях. Вот, что пишет по этому поводу Борхес.
Цитата(Хорхе Луис Борхес. Аналитический язык Джона Уилкинса)
Эти двусмысленные, приблизительные и неудачные определения напоминают классификацию, которую доктор Франц Кун приписывает одной китайской энциклопедии под названием "Небесная империя благодетельных знаний". На ее древних страницах написано, что животные делятся на:
а) принадлежащих Императору,
б) набальзамированных,
в) прирученных,
г) молочных поросят,
д) сирен,
е) сказочных,
ж) бродячих собак,
з) включённых в эту классификацию,
и) бегающих как сумасшедшие,
к) бесчисленных,
л) нарисованных тончайшей кистью из верблюжьей шерсти,
м) прочих,
н) разбивших цветочную вазу,
о) похожих издали на мух.
К чему приводит такая мешанина? К тому, что талантливые молодые люди вместо того, чтобы писать интересные рассказы тратят свою энергию на споры о фэнтезийности/сказочности/фантастичности. Сравнивая "жанры", лежащие в разных "семантических" пространствах!
Да, проблема жанров очень сложна, а если говорить прямо, то, быть может, и совсем не имеет значения, но я хочу напомнить, что однозначное заблуждение лучше, чем неоднозначная "истина". Поскольку заблуждение рано или поздно приведет к противоречию, а следовательно и решению проблемы, а мутная неоднозначность способствует лишь деградации и распаду. Мифологическая картина мира, для которой была характерна именно такая неоднозначность уступила место научной, но похоже, что победа эта была не полной, поскольку сегодня мы все чаще сталкиваемся с проявлениями "мифологизации" научных концепций. Я хочу сказать, что М. С. Каган, фамилия которого стоит под статьей из БСЭ (чем википедия, к сожалению, не может похвастаться), понимал проблему о которой писал, чего нельзя сказать обо всех участниках дискуссии.
Поскольку в правилах нам приходится одновременно пользоваться и понятием "фэнтези", и понятием "рассказ", будет методологической ошибкой называть "фэнтези" жанром, что подразумевается в той формулировке, которая используется сейчас. Я предлагаю свести путаницу к минимуму, используя понятие "
стиль", фактически перекрывающее "предметный жанр" из БСЭ с большим запасом.
Конструктивно"Пролет фантазии" -- литературный конкурс на лучший рассказ в стиле фэнтези!
Тематика конкурса произвольная!
А о том, как определить стилистическую принадлежность я пока не знаю, но метод вопросов и ответов мне понравился. =)
Post Scriptum (Мой оффтоп в ответ на оффтоп Боба, но забавно)Цитата(Боб)
Один из важных принципов - нельзя ссылаться на "вторичные" источники: учебники, словари или те же интервью. Потому что в них никогда не приводится обоснования, они сами в идеале должны опираться на научные исследования (результаты которых - в статьях и монографиях).
Совершенно верно! Только почему же ты сам тогда ссылаешься на википедию в правилах?
Цитата(Боб)
Я не знаю, что за "большой-пребольшой энциклопедический словарь" они цитируют (это к вопросу о ссылках на источники)
Большой энциклопедический словарь. Теперь знаешь.
Цитата(Боб)
Соответственно истоки ошибки понятны - взята неполная статья из "какого-то" словаря, в которой по неизвестным причинам автор указал лишь на один из критериев деления литературных жанров...
О какой ошибке идет речь? Если любой вопрос имеет сотни правильных ответов?
Цитата(Боб)
И есть еще кое-что, о чем часто забывают. Понимаю, что это довольно необычная штука, но нужно всегда иметь ввиду, что правильных ответов на любой вопрос может быть даже не два. Их может быть сотня.
Мне сразу вспоминается присказка: "На любой вопрос я готов дать любой ответ". Это хорошо для полемики, но не является приемлемым в конструктивном диалоге, имеющем целью построить объективную картину мира. Да, Курт Гедель молодец, но если в рамках конечной системы аксиом высказывание не может быть доказано или опровергнуто (два ответа на один вопрос), следует ввести в систему еще одну аксиому, разрешающую возникший парадокс неоднозначности, что, кстати, приведет к расширению области наших научных знаний. Философия науки -- моя слабость. Не могу отказать себе в удовольствии подискутировать на эту тему. =)
Цитата(Боб)
И еще (шепотом) то, что было правильно во времена Аристотеля, может быть неправильно сегодня.
[В ужасе, но тоже шепотом] Не может быть! Неужели Акелла промахнулся?!