Цитата(Джени)
Хочу сначала немного сказать про выразительные средства. Насколько я вижу, тут автор хочет, чтобы прилагательные и т.д. несли в себе не один, а несколько смыслов. То есть "мокрые клубы каменной пыли" создают сразу несколько образов: это и туман, полный тяжелой взвеси, и поднявшаяся от шагов пыль и крошка, и сами камни, похожие на застывшие клубы пыли, и, конечно, давящая и промозглая атмосфера всего вокруг. И так с очень многими сравнениями и метафорами в тексте. Почему такой многослойный смысл, а не сказано попроще? Сейчас попробую сформулировать, в чем тут по моему мнению причина, но это тоже в двух словах не скажешь )))
Извините, но это так не работает. Отлично, если у фразы есть несколько значений. Но блин, каждое из этих значений должно иметь смысл. В том числе и прямое. Иначе получается как тут - читатель вынужден сам придумывать объяснение фразы. И это сильно в худшую сторону отличается от случаев, когда читателю нужно додумать часть, чтобы понять сказанное. Часть, а не целиком брать объяснение из собственного воображения. Понимаете? Сами по себе "мокрые клубы каменной пыли" не создают те образы, что вы перечислили, так как буквальное значение фразы - невозможно и потому читатель спотыкается уже на первой шаге понимания этой фразы. Это первое.
Второе. То что вы описали - все еще невозможно. Ну не держится тяжелая взвесь в воздухе и тем более в тумане (где она намокает и падает на землю).
Третье. Даже если принять ваши образы - все еще не ясно как "туман, полный тяжелой взвеси, и поднявшаяся от шагов пыль и крошка" могут преграждать путь) а "сами камни, похожие на застывшие клубы пыли" - это уже совсем за уши притянуто.
Цитата(Джени)
Дело в том, что обычный, простой текст передает состояние и действия героя так: "Он шел по улице и думал о том-то и том". Иногда мысль дается отдельной фразой, иногда отдельно конкретизируются чувства. Но ни один человек — не только мутант, любой человек — так не думает. Даже самая простая мысль перемешана со случайными ассоциациями, воспоминаниями, внешними раздражителями (звуки, свет, тактильные ощущения). Коротко говоря, мысль — это не только и не столько слова. Именно в том, чем и как окрашена мысль, и проявляется личность человека. Конечно, описать это очень сложно, но с начала двадцатого века уже много книг написано с полным погружением. А вот фэнтези в таком стиле почти не пишут. Кроме Дэвида Митчелла (да, он сам говорит, что пишет именно фэнтези) никого известного сходу не могу вспомнить. Если уж глубокое поглужение в сознание другого человека описать непросто, то что говорить о фэнтезийных существах? Поэтому я так радуюсь, когда встречаю на конкурсе такой текст. Это смело и круто, и — на мой взгляд, конечно — это более полно рассказанная история. Да, какие-то события и особенности мироустройства остаются за кадром, зато есть возможность взглянуть на происходящее глазами того, кто в этом мире живет.
Вы о приеме "поток сознания", что ли? Том, который используют как ругательство?))
Я помню как в первые столкнулся с этим приемом на уроке литературе. Не помню, что именно это был за роман уже. Я тогда сказал учительнице:
- Я вообще ничего не понял.
- Да, это поток сознания.
- Но это же какой-то бред!
- Это поток сознания, в этом он и заключается.
- То есть суть приема заключается в том, чтобы читателю было ничего не понятно??Наверное в тот момент и зародилась моя нелюбовь к модернизму... К чему был этот офтоп? Чтобы дать понять, что сейчас мы вступаем на зыбкую почву вкусовщины. Вам нравятся подобные тексты, окей. Я даже могу понять почему - это что-то новое и свежее. Но я просто не признаю модернизм как настоящее искусство. В большинстве своем. Но сейчас я честно постараюсь отгородится от личных предпочтений.
Смотрите. Во-первых, обычно произведения и не описывают постоянно мысли героев. Нет у них такой задачи.Наблюдение большую часть времени идет несколько со стороны даже если ПОВ накладывает характерный отпечаток на стиль. Лишь время от времени демонстрируют конкретные размышления персонажей и залазят им в головы. Даже повествование от первого лица по форме больше похоже на то, как будто герой сам тебе рассказывает свою историю. В постоянном погружении в варево мыслей героя на протяжении всего произведения просто нет смысла.
Во-вторых, никакой цели "полного погружения "поток сознания" не преследует. Такой стиль скорее наоборот вызовет отторжение у читателя, так как представляет из себя сущую кашу из ассоциаций и образов и, на самом деле, имеет мало общего с тем, как мыслят люди. Да, мысль может уходить куда-то далеко цепочкой ассоциаций и воспоминаний. Но даже эта цепочка последовательна раз, два - это не постоянный процесс. Обычно мысли как раз представляют собой либо вспышки образов, либо четкие фразы. И они не идут вперемешку. Единственное предназначение "потока сознания" - борьба с пресловутым "кризисом идей". Это просто способ привлечь внимание к своим произведениям их формой, а не содержанием, как когда художник рисует свои картины голыми бабами (погуглите, этот пример я не из бухты барахты выдумал. Только не давно на пост вк натыкался). И этот способ лично я:
а) Малодушным;
б) ГНеразумным;
в) Неэффективным;
В-третьих, я понимаю как можно использовать этот прием в некоторых случаях. Например, чтобы передать стресс персонажа. Но идея написать весь рассказ в таком стиле выглядит для меня столь же нелепой, как идея написать весь рассказ короткими, стремительными фразами, что используются для передачи динамики в экшн-сценах. Ну фигня же выйдет.
В-четвертых, в Голосах не тот случай. Нам как раз показывают происходящее со вполне обычной точки зрения. Из-вне. Риола пошел туда-то, сказал то-то и подумал о том-то. Это неполное погружение через мысли героя, а просто бессмысленное нагромождение тропов, описаний и сравнений.
Цитата(Джени)
Так вот нам автор и пытается показать, что это не просто доп.чувство, которое можно включить и оценить статус города. Город пронизывает все восприятие Риолы, преломляет его чувства, это скорее симбиоз, чем внешняя связь.
Ну да, у него есть некое шестое чувство, как зрение или слух, которое нельзя просто вырубить. И отвечает она за связь с городом. Но ведь нам описывают его ощущения от этой способности когда он чувствует гигантскую змею в ущелье или рассуждает о том, что сам не понимает как работает его чуйка. И по описанию это скорее совокупность обычных 5 чувств, повествующая о том, что он вроде как не может знать. Это работает как сверхразвитая, но узконаправленная интуиция. И эта способность никак не объясняет все эти выверты восприятия с "перехлестами энергии". Ну нет в рассказе обоснования для такого восприятия и таких странных сравнений и образов.
Цитата(Джени)
То есть, он хотел, чтобы дети не волновались слишком сильно, думал, что в просторной и светлой столовой им будет легче разговаривать, но куратор его отправил в тесную каморку. Мне кажется, это важный момент, который, пусть и вскользь, но характеризует и Риолу, и куратора, создает одну из зацепок.
Это не объяснение. Если выкинуть этот абзац описания - история не пострадает совершенно. Тут действительно хватило бы просто фразы, что Риола хотел провести беседы в просторной и светлой столовой, а не растекаться мыслю по древу. Потому, что после прочтения этого момента возникает мысль: "А зачем я вообще это читал? Для чего мне нужно было знать все эти подробности?" Ладно еще в романе или повести возможны такие лирические отступления (да и то наполнение произведений водой обычно не приветствуется). Но рассказ в этом плане куда ближе к кинематографу. И там, и там - сильно ограничен объем и потому все, что не работает на историю нужно вырезать. И вроде бы да, это всего лишь один абзац, но ведь это не единичный случай в рассказе.
Добавлено через 7 мин. 18 с. Ну и да, это все конечно субъектив и ИМХО))
Я имею свое представление о литературе, вы свое и каждый со своей колокольни индивидуальности вещает о том, как в это виденье умещается рассказ. К кому прислушается автор - его личное дело. Я просто высказываю свое личное мнение о том, что мне нравится, а что нет и что я считаю правильным. Так что надеюсь избежать аргументов/вопросов в стиле: "а вы уверены, что автору это нужно?" Я не знаю и не уверен, что мне нужно это знать. Я знаю только то, что нужно мне как читателю и это единственное, что я могу предложить автору (как, впрочем, и любой другой комментатор).