Мне захотелось нажать на финальную кнопку еще до того, как дочитала. Знаю, рискованный ход, но я смогла преодолеть силу возможных разочарований.
Если не думать о сюжете, структуре и идее (а это именно то, чем следует пожертвовать, когда несвоевременно используешь кнопку "В финал!"), то что вообще оценивать?
Мир рассказа - мир синестезии. Особенно интересно наблюдать за восприятием Риолы. Первые детали, которые он отмечает, всегда окрашены, за ними всегда следует эмоция, вызванная впечатлением. К цветам добавляются звуки (хромостезия): "вишневый оттенок дыхания", "серебристый звук настоящего". Цвета и звуки сопровождаются пульсациями, тактильными ощущениями. Город живет до тех пор, пока мы смотрим на него глазами Риолы. В восприятии Ньорэта или Аадари он мертв, потому что они не способны слышать его голос. Техногенная катастрофа оглушила их.
Отсюда - глубокий психологизм. Особенно понравилось вот это:
Цитата
— Я так хотела помочь тебе, — прошептала она.
А я — тебе, — вспыхнуло и погасло в сердце последней искрой. Странно вышло: они оба желали помочь друг другу, совершенно в помощи не нуждаясь.
Здесь ведь не только об отношениях двух людей. Миры столкнулись. Столкнулись центр и провинция. Столкнулись прошлое и будущее. Откуда произошло непонимание? Как все дошло до того, что одни люди решили истребить других?
Во вступлении автор объединил миры, соединил двух людей, показал, что они могли бы заботиться друг о друге. Жить вместе. Он помечтал, изобразил, как могло бы быть, и разбил эту возможность вдребезги.
Потом уже мне захотелось нажать на финальную кнопку после того, как я дочитала.
Я предполагала, что голоса, повинуясь названию, угаснут. С самого начала и до конца ясно звучал мотив смерти: Город глотает и глушит сигналы, улыбка гаснет, Голоса из Центра гаснут. И вывести на позитивный финал так, чтобы он зазвучал убедительно!.. Сложно. Но круто :)
Область туманных рассуждений.
Я долго думала над жанром. Здесь всего понемногу. Превалирует, очевидно, детектив, потому что герой на протяжении всего рассказа решает вопрос: "Почему дети из Центра умирают?" Если бы это был чисто детектив, мне показалась бы слабоватой линия с голосами. Объясню (смеюсь), как Эко: "По-моему, люди любят детективы не потому, что в них убивают, и не потому, что в них всегда в конце концов торжествует норма (интеллектуальная, социальная, юридическая и моральная), а зло, то есть ненормальность, уничтожается. Нет, детектив любят за другое. За то, что его сюжет – это всегда история догадки. В чистом виде".
Мне не хватило догадок.
Автор, спасибо!