Сначала немного мелочной ерунды, которая бросалась в глаза при чтении.
Ну про ресницы MaxFactor apocalypse-edition уже все пошутили. Хотя, может быть Нисса просто вздремнула там как Эш из концовки второй части зловещих мертвецов? Вот и нападало.
Еще мне очень любопытно, что такое "гроза без дождя и ливня"? Прошу вызвать в эту тему синоптиков.
Цитата
Буруны из грязи и воды вздыбили на хребтах деревья, части домов, трупы людей и животных, вывернули даже вековые каменюки, которые с седых времён охраняли земли родов.
Слово "каменюки" здесь так же уместно, как если бы вы вместо слова "буруны" употребили бы "куличики". И это не единственное место, где автор стреляет себе в ногу из пистолета.
Самый фееричный момент вот этот:
Цитата
– С добром ли ты? Если у тебя злой умысел – выходи на бой.
Здесь уже выстрел в ногу был произведен из дробовика. Это как если бы Рэдерик Шухарт во время ходки вдруг сказал бы напарнику: "Друг сердечный, не в службу а в дружбу - глянь своими глазами ясными в тот сундук дубовый. Чай поживимся самоцветами чародейскими!"
Вообще, про стилистический салат уже упоминали. Читается текст неровно. Но основные проблемы в ином.
Мотивация персонажей и сюжет здесь это просто провал.
Читаешь вот сначала:
Цитата
И в другой раз голову затуманило, так захотелось взять да положить то, что осталось от плоти давра, в мешок. Может, пригодится пепел твари… хотя бы против самой твари.
И думаешь, что за бред такой? Ну ладно, может героиня там дыма надышалась или еще чего. Едем дальше.
Цитата
Уже в забытье она вспомнила, как мать лечила их с братом, когда они были малышами. Давала от простудной лихорадки кусочки корня, который в большом количестве даже у скота вызывал трясучку. А человек, съев в неведении много, мог умереть от жара. У неё есть пепел давра…
Чего?? А еще у нее есть под рукой мать сыра земля. Или мухоморы там. Может тоже откушать? Уверен, от большого количества мухоморов тоже появляется трясучка.
Цитата
И снова заснула с полным ртом погани, которая могла оказаться вовсе не лекарством, а наоборот, средством, которое окончательно превратит её в нежить.
Утром очнулась с ощущением, что тело вновь подчиняется ей. Давра не было рядом. Нисса дотянулась до мешка и захрупала тошнотворными кусками. Не противнее, чем горькие корешки, которыми мать пичкала в детстве…
Ну что за бред. Кому, кроме как автору, может прийти в голову есть куски прогоревшего зомби для восполнения сил? Какие события или наблюдения подтолкнули героиню к такому сверх-парадоксальному решению? Хорошо хоть еще чего не решила от безысходности поесть. И чудо! Абсолютно случайно эти куски сгоревшей плоти становятся "живой водой"!
Я не против таких сюжетных поворотов. Я решительно против полного отсутствия хоть какой-то обоснованности таких твистов. Это чистейший "бог из машины" в худших проявлениях.
Благополучны слиты те морально-нравственные дилеммы, которые обычно появляются в жанре пост-апокалипсиса. Он тут вообще стереотипный до крайности - что-то там жахнуло, где-то бухнуло, и поперли зомби с мором.
Итак. Есть телега детей, продуктов нет, а за спиной армия зомби и другой НЕХ. Что же делать? Кормить лошадей и морить себя и детей голодом, но зато быстрее убегать в безопасную местность? Или распределить скудный рацион между детворой и молиться, чтобы зомби не поперли из леса? Или бросить детей помирать в дороге, а самим на сытых лошадях ломануться в город? Заааабейте, дети просто случайно померли все. Дилемма снимается, не начавшись. И вообще, дорогой читатель, у нас тут рассказ о безответной любви.
Но главный же минус этого рассказа в ином. Совершенно полностью обходится вопрос о том, почему давр с упорством заботится именно о героине?
Нииса – эгоистичная сволочь, внимание которой занимает только свое материальное благополучие. Типичная такая деревенская кулачка. Судьба самого близкого ей человека - её брата - волнует её только в контексте сохранения своего имущества и социального статуса. Она не пытается оказывать ему помощь, не участвует в его транспортировке, не пытается спасти его из огня и даже не хочет его хоронить. Мне, кстати, не ясно, что мешало ей снять кольцо, прийти к жилым местам самой, найти там полудохлого от голода или болезни мужика и заявить, что он её брат. Я не заметил там никакой системы паспортов или чего-то похожего. Ну да дело не в этом. А дело в том, что этот персонаж не совершил не единого положительного поступка за весь рассказ. Ему не за что сопереживать, не в чем сочувствовать. Впрочем, его таким сделали специально. Весь рассказ ждешь, что её характер начнет меняться от осознания катаклизма, павшего на мир. Но ничего подобного. Белый тлен и армии зомби по экспоненте захавывают мир, а её продолжают весь рассказ волновать только свои «шесть соток».
Давр – что-то вроде классического зомби. Ест плоть, убил пятерых мужиков на ферме, отправил в кому брата Ниисы, свернул шею мародеру (зачем давр вообще его убил? У него есть магия detect alignment из D&D?). Но потом, попив водички, внезапно становится внештатным сотрудником красного креста: несет и лечит искалеченного им же брата Ниисы, пытается спасти его от пожара, хоронит его, безропотно переносит оскорбления, а в конце даже совершает самосожжение ради Ниисы. Короче, святая зомби-мать Тереза.
То есть, вообще-то говоря, налицо этический урок уровня сказки братьев Гримм «Король лягушонок». Ай-яй-яй, дети, не встречайте по одежке, не смотрите на внешность. Судите по поступкам. Автор, вам что действительно для этого примитивного морализаторства на уровне детского сада надо было городить фэнтезийный пост-апокалипсис?
Самое смешное, что весь рассказ ждешь ответа на вопрос, почему же этот зомби то убивал всех вокруг, а тут вдруг стал таким беспричинно заботливым к человеку без единого достоинства, который еще и костерит его почем зря. Может он её восставший из мертвых муж? Или отец? Или… ну хоть какое-то объяснение. Но ничегошеньки там не появляется. Давр просто вдруг стал добрым зомби. Кушай, дорогой читатель.
Ну и финиш. Думаете Ниису ждет какое-то наказание в конце за её эгоизм? Думаете, самопожертвование давра создаст в ней душевный перелом, сделает её сострадательнее или мудрее? Что она станет бескорыстно спасать людей в этом катаклизме или попытается понять этих загадочных зомби-альтруистов? Или хотя бы будет терзаться муками совести из-за своего поведения? Отдыхайте, морализаторы. Нииса в конце получает ровно то, за чем гналась – свою усадьбу с личными пеонами. И единственно о чем она горюет, так это о том, что такого же идиота-альтруиста не найти на роль подкаблучного муженька.
У меня все. Этот рассказ умеренно терпим с художественной точки зрения, никакой по части воображения, нетерпим с точки зрения логики и абсолютно противен в своем морально-этическом посыле.