В целом:
Двоякое впечатление. С одной стороны хорошо написано, достаточно лаконично и выразительно. История вполне себе завершённая, я бы даже сказала классический такой трехактный рассказ. Но есть несколько вещей, которые, на мой взгляд, мешают ему полностью состояться.
Во-первых, он очень буквальный. Прям предельно. Фашизм, массовые репрессии по врожденному признаку, гетто, бессмысленная жестокость к евреям (простите, к иным) – здесь была попытка все замаскировать под фэнтези, но попытка не вполне удачная. Впрочем нет ничего плохого в том, чтобы снова поднять эту тему, она по-прежнему актуальна, и я очень приветствую подход «Если забыть историю, она обязательно повторится». Но вот так прямолинейно она вызывает некоторое отторжение.
Мне видится, что есть два пути написания таких историй: когда автор прямо задумал сделать аллюзию на реальность и последовательно переименовывает маяки, и когда оно само. Вот когда оно само, получается живо, потому что на первом месте стоит история героев. Она может прорасти в реальность, а может и нет. Но первый путь кратно сложнее, потому что это маскировка. А маскировка в сущности искусственна. Я не говорю, что так нельзя делать, большие писатели, как мне кажется, сочетают оба подхода, но с первым нужно быть очень внимательным, чтобы не сделать историю механической калькой, забыв о главном – драматургии.
Вот с драматургии тут начинается «во-вторых». Мне кажется, здесь во главу угла поставлено очень сомнительное событие с поэтом. Оно слишком простое. Сам Морис может оставаться таким же пассивным и безвольным, он – хороший наблюдатель. Но событие для него должно быть из ряда вон. Сногсшибательное. Тогда реакция Мориса оттенит его предельно, и безжизненный разговор с Сандриной заиграет ярче. Короче, проблема, как мне видится, в поэте.
При этом между самими героями конфликтов практически нет, слабый есть наверное у Мориса с Сандриной, точнее был когда-то, но в конце они в принципе пребывают в одинаковом упадке. Получается, что и центральный конфликт поэта слишком прост, и других нет. Поэтому кульминация не выстреливает, как надо.
Ну и последнее. Понятно, что в условиях дуэли – беспросветный мрак, но все же здесь смерть героя в конце выглядит несколько слитой. Из серии: «жил-жил, понял, что все напрасно, и умер». Можно сказать, что вот он такой герой, слабый, измученный, но обычно же веришь, что даже самый слабый человек сможет что-то изменить. А тут получается, что просто все умерли. Осталась только безразличная ко всему Сандрина. Я к тому, что если уж убивать героя, то ради какой-то цели. Но это так, мнение )
Однако я приветствую эту попытку энивэй. Тем более хорошо написанную.
Частности:
«лужи в славном городке Фор-де-Пьер ещё и не думали подёрнуться ледком»
Несколько коробят думающие лужи )
В начале не очень понятно, что поезд прибыл и привез людей, а не наоборот – увозит их. Потому что обычно прибывший поезд долго остается на перроне, все успевают разойтись.
Статуя с мечом классная.
«направилось в градоуправу, где им скажут, где и как жить»
Повтор «где».
«В конце концов, новоприбывшие получат жильё только потому что здесь оно очень, очень быстро освобождается»
Это отличная деталь.
Очень поздно понимаешь, что Морис не приехал на поезде, а пришел на вокзал встречать того, кто не приедет. Кстати, а зачем он все-таки ходит, если Сандрина в городе?
«его уже давно никто не мог себе позволить в Фор-де-Пьер, и его обчистили сверху донизу»
Его-его.
Про звезду в исполнении Сандрины тоже классно.
«под белы рученьки»
Стилистически это не отсюда.
«Морис не злоупотреблял пойлом – его сердце и так должно было износиться очень и очень скоро, не было смысла ускорять неизбежное»
Просто забавное наблюдение. Автор трактует его в пользу сохранения жизни, но почему-то интуитивно напрашивается обратное: если ему недолго осталось, а мир так плох, то в чем смысл экономить?
Очень хорошо написано о том, как выдумка про звезду превращается в достоверный слух.
«придавил под собой»
Придавил собой.
«до непримечательной развалюхи, и тридцать ступеней по дрожащей лестнице»
Кажется, что если к чему-то ведет тридцать ступеней лестницы, оно уже не совсем непримечательной. Но зависит от города, конечно.