Сразу скажу, что оценивать и выбирать было сложно, потому что уровень схож, и разницы в цельный балл ну никак не получалось. Но ничью мне ставить запретили, так что пришлось страдать) Ладно.
Граница
Фантдоп хорош, не отнять. Сердце против разума через красивые физические символы. И язык в целом выбран верно, потому что такую историю очень тяжело написать сложно и/или близко к герою.
Правда, тут заключается и некоторая проблема. Подача настолько отстранённая, что героини по сути нет - раз. Это сглаживается со временем, но первая треть или даже половина держат интерес исключительно на фантдопе, а он в такой реализации написан-то красиво, но получается на самой границе жанра.
Я хочу сказать, что история настолько проста и уложена в такой привычный сеттинг, что ни физалиса, ни облепихи как гор-магии просто не требуется. Развивается всё строго по канонам, полностью предсказуемо, и сюрприз по сути только один: когда героиня, которая весьма справедливо верит, что возлюбленного не переделать, что никуда из банды он не уйдёт, внезапно говорит с отцом и закрывает сюжет с "нужно уговорить Лёху" - вот это уже магия как есть, учитывая отсутствие характеров у обоих героев)
Вообще, про вот это отсутствие характера поговорить интереснее, чем про фантдоп даже. Фактически, если чуть отстраниться от истории, то героиня получилась отменно. На уровне, который под "сердце против разума" видно, что героине за всю жизнь не пришлось подумать. А если и приходилось, то это было страшно и жутко, отчего и возникло такое отношение к облепихе. То есть, героиня всегда выбирала самый лёгкий путь, делала, что хотелось, жила себе в комфорте с родителями, могла себе позволить заниматься только сезонной торговлей.
То есть, это её первый настоящий выбор в жизни - и что она делает? Мельком задумывается об очевидных последствиях, ужасается, говорит с отцом - оставаясь в зоне комфорта, потому что отец-то уж точно не откажет. Да он небось, как и я, просто не поверил, что Лёха придёт. И - всё, успокаивается и дальше не рефлексирует, потому что уговаривать Лёху - когда-то там... наверное... а может, домой?.. - если вообще не задуматься ещё раз уже о том, что Лёха свалит от нудящей женщины, потому что женился на, хм, отсутствующей тихоне, которая сидит рядом и утешает)
В общем, даже на этом пике очевидных последствий героини хватает только на краткий всплеск рассудочности, а дальше... "Физалис" длиною в жизнь приучил её к отсутствию выбора, неумению делать выбор, отсутствию необходимости думать. В то, что это поменяется вот так, за дорогу к перекрёстку, я не верю. В то, что героини хватает на то, чтобы пойти к Лёху, поубиваться о его слабоволие несколько дней, а потом вернуться в комфорт к грелке и безмыслию - вполне.
Но! Поскольку к концовке повествование таки приближает читателя к героине, я верю так же в то, что он сама верит в то, что смогла измениться. И с этой точки зрения всё правильно и красиво, и за героиню, конечно, крайне грустно.
Любопытный рассказ, в общем, и на почитать, и на подумать. И даже погрустить - правда, скорее в общем, за героиню и за зоны комфорта, а не за сюжет, потому что сюжет таки слишком прост и предсказуем)
Фонарь под глазом
В отличие от Границы, здесь герой подан прям очень близко) Слишком близко, я бы сказал, потому что в начале его многовато. Потом чуть лучше, но начало я бы подсократил, ибо многословно зело, причём многословно штампами, причём штампами не особо приятными) Концентрация прям великовата на мой вкус, потому что подача - приближает, а герой - отвращает) К слову, а зачем там время от времени накиданы устаризмы? И откуда у фигуры черты вместо очертаний?) В общем, текст, конечно, живой, беглый, но местами просится вычитка)
Тем не менее, герой очень хорош, от анекдотного образа в начале к достаточно жутенькой социопатии в конце. От начала ждёшь анекдота, а не вот такой вот кристаллизации образа. Удача ведь тут не избавление от гаргульюшки - фиг избавишься от того, с чем тридцать лет прожил, - а чисто бытовая свобода. И то, что герой в итоге не способен выйти за этот уровень - это весьма хорошо)
И мне нравится, как здесь подана удача. Механизм работы фонаря, конечно, тоже анекдотичен, но реальность трансформирована отлично, потому что девушка в реальности фонаря и девушка до и после фонаря - это очевидно и явно две разных девушки. Причём мне очень нравится, что это не сказано, а показано, причём отчётливо, полностью контрастными штрихами.
Так что - хорошо, что рассказ вышел за рамки анекдота, что там есть дополнительный слой. Плохо - что написано таки чуть небрежно) Тем не менее - любопытно, вполне.
Мда. Как уже писал, выбирать было крайне тяжко, потому что рассказы и совсем разные, и похожие. Но раз у
ж вынуждают, то голос уходит "Фонарю под глазом", потому что он всё-таки показался более цельным и концентрированным.