Соавторство: от Библии до фэндомов
Какая соавторская книга самая популярная в мире? Библия.
Какая соавторская книга самая древняя в мире? Библия.
У какой соавторской книги самое большое количество соавторов в мире? Опять у Библии.
Какая книга является наиболее цитируемой? Все та же Библия.
Какая книга оказала наибольшее влияние на нашу цивилизацию? Библия, Библия, Библия.
Сотни, может быть и тысячи лет писалась эта книга. Сколько людей приняло участие в этом процессе — не счесть. Авторы, компиляторы, редакторы, корректоры, переводчики, цензоры. Сколько в ней литературных жанров, исторических и фактов и фейков, мифов, прозрений, суеверий и фантастических допущений!
Но все-таки это книга, а не сборник различных произведений. Ее сюжет — история рождения и развития идеи христианского бога. Ее тема — богоцентричная картина мира.
В чем сила этой книги? Ведь она полна противоречий, ошибок перевода и зашифрованных текстов. Многие пассажи темны и непонятны, и требуются комментарии специалистов для их понимания. Но, может, именно эти особенности и являются одной из причин магического воздействия Библии?
А другие причины — это то, что Библия в качестве инструкции праведной жизни передается из поколения в поколение, от родителей к детям. В верующих семьях ребенок с рождения пребывает и развивается в среде, пронизанной атмосферой библейского миропонимания. Ну, и церковь в лице полчищ ее служителей и церковных атрибутов и ритуалов помогает. Кроме того, предписываемый христианской верой способ употребления Библии, включающий ежедневное ее чтение, заучивание наизусть отрывков и произнесение молитв по всякому удобному — да и неудобному — случаю, оказывает огромное по силе психологическое воздействие и укрепляет веру. Можно сказать, повторенье — мать вероученья.
Мы никогда не узнаем имя первого автора Библии, того, с которого все началось. А ведь он был! А потом нарратив подхватили другие соавторы, имена которых нам тоже неизвестны (имена апостолов, например, вполне могли быть литературными псевдонимами), а затем к делу подключились профессиональные идеологи и пропагандисты, и пошло-поехало, и получилось то, что получилось. Несомненно одно — структура соавторства Библии имеет иерархический характер. Она развивалась как ветвящееся дерево, а на определенном этапе это дерево заморозили, причесали, отредактировали, выкинули сомнительные куски и объявили священным текстом. После этого были разрешены лишь толкования текстов, да и то лицензированными толкователями.
Можно сказать, что Библия создавалась во времена мировоззренческого детства человечества. Потом человечество подросло, и началась эпоха авторского сочинительства. Хотя авторы неизбежно заимствовали чужие идеи и сюжеты, в том числе и библейские, но главным элементом книг стала все-таки новизна, то есть авторские идеи и способы их оформления. А потом началась эпоха постмодернизма. Но не о нем речь! Речь о соавторстве.
В последнее время, с развитием Интернета и социальных сетей, начали возникать новые иерархические соавторские структуры. Это фэндомы, с их фанфиками и ориджиналами. Во главе такой иерархии стоит автор исходного литературного произведения. Понятно, откуда это берется популярность этого явления. Молодежи хочется тусоваться с себе подобными, вот они и фанатеют, присоединяются к фандомам, строчат фанфики и ориджиналы, причем многие любят делать это в соавторстве. Почему? С одной стороны, потому что многие не владеют элементарными навыками сочинительства. У них есть, как они считают, «идеи», которые надо только правильно оформить в виде текста, и мир содрогнется от восхищения. С другой стороны, сам процесс соавторства в рамках фэндома является элементом общения с другими фанатами, с единомышленниками, то есть обладает самоценностью.
Что-то религиозное в этом явлении несомненно есть. Более того, я считаю, что религиозность, понимаемая как свойство человеческой психики принимать на веру произвольные мировоззренческие конструкции, основывается на врожденных поведенческих программах человека, предназначенных для повышения устойчивости психики и увеличения шансов на выживание. И поэтому в любых условиях это свойство выражается каким-либо образом.
Библейская идея как основа мировоззрения давно на закате, работают только ритуалы и психогигиенические молитвенные процедуры. Научное мировоззрение, которое достигло своего пика в середине прошлого века и в сфере литературы ознаменовалось расцветом научной фантастики, тоже на закате. Массами (особенно молодежными) овладело фэнтезийное мировоззрение. Виртуальные вселенные, волшебные палочки, магия и т.д и т.п. Сочетание феодального общественного устройства с невероятными техническими достижениями или с магией и волшебством, а чаще и с тем, и с другим.
Что происходит? Человечество снова впадает в мировоззренческое детство? Темные века впереди? Не будет ли молодежь пытаться перенести элементы своих фэндомных пристрастий и фантазий в реальный мир? Глупости, скажете вы. Поиграют, повзрослеют, и все будет хорошо. Ну-ну… А я вот не уверен.
Сочинительство в рамках фэндома по определению иерархическое и соавторское, потому что отталкивается от исходного авторского художественного произведения. Оно ограничено виртуальной вселенной, созданной родоначальником фэндома, и всегда включает элемент подчиненности этой вселенной и царящим в ней порядкам. Пристрастие к такому сочинительству, как мне кажется, свидетельствует о несамостоятельности мышления автора, о его вторичности.
Как же быть, если скучно сочинять одному, тем более для себя, если сочинитель не имеет каналов публикации своих опусов? Если сочинитель не хочет прибиваться ни к какому ограничивающему его фантазию сообществу?
Один из ответов — это соавторское импровизационное сочинительство равноправных авторов. Эти авторы могут создать свою, не заимствованную ни у кого экосистему — если захотят, конечно. И каждый из них в ней не будет одинок, потому что у него есть соавторы. А еще соавторы могут в каждой своей работе создавать такую мини-вселенную. Или вообще обойтись без акта божественного творения, и писать в экосистеме реальной вселенной — как они ее понимают, конечно. Процесс такого сочинительства увлекателен, включает элементы общения с единомышленниками, а все конфликты и споры разрешаются использованием простой и необременительной технологии соавторства.
Есть в идее равноправного соавторства что-то магическое и притягивающее. Но что-то путное может получиться только в том случае, если соавторы понимают соавторство как процесс коллективного создания чего-то общего, как процесс сотрудничества, а не как соревнование в том, кто круче и чей фонтан воображения бьет выше. Если они понимают, что такое сотрудничество может базироваться только на культуре диалога, а не монолога.