RPG-ZONE
Новости Форумы Путеводитель FAQ (RPG) Библиотека «Пролёт Фантазии» «Штрихи Пролёта» Дайсы
>  Список форумов · Архив «Пролета Фантазии» · Мастерская коллективного творчества Здравствуй, Гость (Вход · Регистрация)
 
 Ответ
 Новая тема
 Опрос

> О соавторстве, Монологи и, возможно, диалоги
   Сообщение № 1. 26.12.2020, 15:28, Диалектик пишет:
Диалектик ( Offline )
Странник

*
Демон
Сообщений: 1269
профиль

Репутация: 83
Соавторство: от Библии до фэндомов

Какая соавторская книга самая популярная в мире? Библия.
Какая соавторская книга самая древняя в мире? Библия.
У какой соавторской книги самое большое количество соавторов в мире? Опять у Библии.
Какая книга является наиболее цитируемой? Все та же Библия.
Какая книга оказала наибольшее влияние на нашу цивилизацию? Библия, Библия, Библия.
Сотни, может быть и тысячи лет писалась эта книга. Сколько людей приняло участие в этом процессе — не счесть. Авторы, компиляторы, редакторы, корректоры, переводчики, цензоры. Сколько в ней литературных жанров, исторических и фактов и фейков, мифов, прозрений, суеверий и фантастических допущений!
Но все-таки это книга, а не сборник различных произведений. Ее сюжет — история рождения и развития идеи христианского бога. Ее тема — богоцентричная картина мира.
В чем сила этой книги? Ведь она полна противоречий, ошибок перевода и зашифрованных текстов. Многие пассажи темны и непонятны, и требуются комментарии специалистов для их понимания. Но, может, именно эти особенности и являются одной из причин магического воздействия Библии?
А другие причины — это то, что Библия в качестве инструкции праведной жизни передается из поколения в поколение, от родителей к детям. В верующих семьях ребенок с рождения пребывает и развивается в среде, пронизанной атмосферой библейского миропонимания. Ну, и церковь в лице полчищ ее служителей и церковных атрибутов и ритуалов помогает. Кроме того, предписываемый христианской верой способ употребления Библии, включающий ежедневное ее чтение, заучивание наизусть отрывков и произнесение молитв по всякому удобному — да и неудобному — случаю, оказывает огромное по силе психологическое воздействие и укрепляет веру. Можно сказать, повторенье — мать вероученья.
Мы никогда не узнаем имя первого автора Библии, того, с которого все началось. А ведь он был! А потом нарратив подхватили другие соавторы, имена которых нам тоже неизвестны (имена апостолов, например, вполне могли быть литературными псевдонимами), а затем к делу подключились профессиональные идеологи и пропагандисты, и пошло-поехало, и получилось то, что получилось. Несомненно одно — структура соавторства Библии имеет иерархический характер. Она развивалась как ветвящееся дерево, а на определенном этапе это дерево заморозили, причесали, отредактировали, выкинули сомнительные куски и объявили священным текстом. После этого были разрешены лишь толкования текстов, да и то лицензированными толкователями.
Можно сказать, что Библия создавалась во времена мировоззренческого детства человечества. Потом человечество подросло, и началась эпоха авторского сочинительства. Хотя авторы неизбежно заимствовали чужие идеи и сюжеты, в том числе и библейские, но главным элементом книг стала все-таки новизна, то есть авторские идеи и способы их оформления. А потом началась эпоха постмодернизма. Но не о нем речь! Речь о соавторстве.
В последнее время, с развитием Интернета и социальных сетей, начали возникать новые иерархические соавторские структуры. Это фэндомы, с их фанфиками и ориджиналами. Во главе такой иерархии стоит автор исходного литературного произведения. Понятно, откуда это берется популярность этого явления. Молодежи хочется тусоваться с себе подобными, вот они и фанатеют, присоединяются к фандомам, строчат фанфики и ориджиналы, причем многие любят делать это в соавторстве. Почему? С одной стороны, потому что многие не владеют элементарными навыками сочинительства. У них есть, как они считают, «идеи», которые надо только правильно оформить в виде текста, и мир содрогнется от восхищения. С другой стороны, сам процесс соавторства в рамках фэндома является элементом общения с другими фанатами, с единомышленниками, то есть обладает самоценностью.
Что-то религиозное в этом явлении несомненно есть. Более того, я считаю, что религиозность, понимаемая как свойство человеческой психики принимать на веру произвольные мировоззренческие конструкции, основывается на врожденных поведенческих программах человека, предназначенных для повышения устойчивости психики и увеличения шансов на выживание. И поэтому в любых условиях это свойство выражается каким-либо образом.
Библейская идея как основа мировоззрения давно на закате, работают только ритуалы и психогигиенические молитвенные процедуры. Научное мировоззрение, которое достигло своего пика в середине прошлого века и в сфере литературы ознаменовалось расцветом научной фантастики, тоже на закате. Массами (особенно молодежными) овладело фэнтезийное мировоззрение. Виртуальные вселенные, волшебные палочки, магия и т.д и т.п. Сочетание феодального общественного устройства с невероятными техническими достижениями или с магией и волшебством, а чаще и с тем, и с другим.
Что происходит? Человечество снова впадает в мировоззренческое детство? Темные века впереди? Не будет ли молодежь пытаться перенести элементы своих фэндомных пристрастий и фантазий в реальный мир? Глупости, скажете вы. Поиграют, повзрослеют, и все будет хорошо. Ну-ну… А я вот не уверен.
Сочинительство в рамках фэндома по определению иерархическое и соавторское, потому что отталкивается от исходного авторского художественного произведения. Оно ограничено виртуальной вселенной, созданной родоначальником фэндома, и всегда включает элемент подчиненности этой вселенной и царящим в ней порядкам. Пристрастие к такому сочинительству, как мне кажется, свидетельствует о несамостоятельности мышления автора, о его вторичности.
Как же быть, если скучно сочинять одному, тем более для себя, если сочинитель не имеет каналов публикации своих опусов? Если сочинитель не хочет прибиваться ни к какому ограничивающему его фантазию сообществу?
Один из ответов — это соавторское импровизационное сочинительство равноправных авторов. Эти авторы могут создать свою, не заимствованную ни у кого экосистему — если захотят, конечно. И каждый из них в ней не будет одинок, потому что у него есть соавторы. А еще соавторы могут в каждой своей работе создавать такую мини-вселенную. Или вообще обойтись без акта божественного творения, и писать в экосистеме реальной вселенной — как они ее понимают, конечно. Процесс такого сочинительства увлекателен, включает элементы общения с единомышленниками, а все конфликты и споры разрешаются использованием простой и необременительной технологии соавторства.
Есть в идее равноправного соавторства что-то магическое и притягивающее. Но что-то путное может получиться только в том случае, если соавторы понимают соавторство как процесс коллективного создания чего-то общего, как процесс сотрудничества, а не как соревнование в том, кто круче и чей фонтан воображения бьет выше. Если они понимают, что такое сотрудничество может базироваться только на культуре диалога, а не монолога.

   Сообщение № 2. 31.12.2020, 12:01, Диалектик пишет:
Диалектик ( Offline )
Странник

*
Демон
Сообщений: 1269
профиль

Репутация: 83
Три агрегатных состояния хомо литературос

Человек литературный может пребывать в трех основных состояниях: читатель, автор (писатель) и соавтор (читатель + писатель). Рассмотрим их вкратце, в порядке усложнения литературных навыков.
Начнём, конечно, с читателя. Что может быть проще? Берёшь книгу и читаешь, и все дела. Но не тут-то было! Все немного сложнее. Читает не сознание читателя, а виртуальный читатель, создаваемый подсознанием. Грубо говоря, он состоит из ГМ (Генератор моделей), ГС (генератора смыслов) и памяти, работающих в режиме виртуального читателя. Информация от глаз после распознавания и дешифровки слов передаётся на ГМ. Тот обращается к памяти, в которой хранятся частные модели — значения слов, словосочетаний, формирует модель предложений, состоящих из слов, и предъявляет ГС. Тот анализирует предложенную модель, и, если она имеет смысл, то предъявляет её сознанию. Если ГС не пропускает модель предложения, то ГМ формирует другую модель, и так продолжается до тех пор, пока сознанию читателя не будет предъявлен имеющий смысл образ прочитанного.
Таким образом, книгу, её текст, можно рассматривать как упрощённую схему, эскиз, который виртуальный читатель наполняет содержанием в зависимости от содержащихся в памяти читателя частных моделей. Неудивительно, что содержание книги воспринимается разными читателями по-разному. Да и не только разными, но и одним и тем же читателем, но читающим книгу в другое время, в другом возрасте, после того, как библиотека моделей значительно изменяется.
Может ли любой читатель стать писателем, написать книгу? Как утверждал Сомерсет Моэм (привожу это имя не для убедительности, а чтобы меня не обвиняли в плагиате), любой человек может написать книгу, и даже хорошую. Но только одну. Про себя.
Чтобы стать писателем, то есть писать книги не о себе, а о других людях, тем более о выдуманных персонажах, человек должен уметь формировать в своём подсознании виртуального писателя (или лирического героя, вроде так его литераторы называют). Он, этот виртуальный писатель, тоже работает на базе ГМ, ГС и памяти, но режим работы другой, не такой, как у виртуального читателя. В некотором смысле писатель формирует внутри своей психики новую личность, и та, осознав свою субъектность, начинает творить виртуальный литературный мир, персонажей, наблюдает за его развитием сюжета и описывает литературным языком.
Почему любой читатель может написать книгу о себе? Да потому, что ему не надо создавать этого виртуального писателя, как новую личность. Он пишет от себя, от своей, хорошо знакомой ему личности, и, если он достаточно грамотен, то напишет хорошо, интересно, и будет настоящая книга. Но стоит только ему попробовать написать книгу не о себе, не имея навыков создания виртуального писателя, то сразу обнаружится, что ничего стоящего написать он не может. Все будет криво, косо и убого, и он сам будет это осознавать.
Теперь перейдём к высшей форме хомо литературос. Это соавтор. Хороший соавтор — это не просто писатель. Он должен уметь создавать внутри себя гибкого, адаптивного виртуального писателя. Он не просто читатель + писатель, он соавтор, который по тексту может в своей психике воссоздать с достаточной точностью виртуального писателя, которого создал для написания текста другой писатель, его соавтор. Для этого он должен уметь очень тщательно анализировать текст соавтора, понимая, что важны любые мелочи, что все, что написано, не случайно. Потом, осознав текст соавтора во всей его полноте и непротиворечивости (в той степени, в которой это возможно), он воспроизводит отношение виртуального писателя соавтора к написанному, понимает (с какой-то степенью вероятности), куда направляется сюжет и каковы намерения персонажей, и с этой позиции сформированного им собственного, адаптированного к соавторскому тексту виртуального писателя, пишет продолжение соавторского текста.
Если не брать в расчёт гениев, которые с рождения умеют все на свете, и самобытных самородков, то, чтобы стать писателем, нужно этому учиться. Чтобы стать соавтором, тоже надо учиться! Соавторство (плодотворное, уточняю) требует приобретения ремесленнических навыков соавторства, и, конечно же, их развития и совершенствования.
Зачем вообще нужно это соавторство, в чем его преимущества? В том числе и в том, что несколько виртуальных писателей, созданных соавторами для работы над одним текстом, и адаптированных друг к другу, в своём распоряжении имеют библиотеки частных моделей всех соавторов. То есть база для творчества по определению намного больше, чем базы отдельных соавторов. Есть и другие преимущества, связанные с тем, что во время работы фантазия соавторов подпитывается неожиданными ходам других соавторов. Но есть и множество трудностей, которые, видимо, преодолеть очень сложно — как показывает практика, немногим это удаётся.

0 Пользователей читают эту тему (0 Гостей и 0 Скрытых Пользователей);
« Предыдущая тема | Мастерская коллективного творчества | Следующая тема »

Яндекс.Метрика