[ Поиск ] - [ Пользователи ] - [ Календарь ]
Полная Версия: Об авторском праве для писателей
Страницы: 1, 2
Aeirel
Боб Так я не понял, кого там в итоге засудили?

И ты когда уже избавишься от этого мудацкого желтого цвета?
Боб
Aeirel

РИМИС был серьезно не прав, хотя задним умом я понимаю, что хорошо что не я был их юристом, а то соснул бы вместе с ними :)
Aeirel
А чего этот ценный гайд не в скриптории? Ящитаю, коллегам будет интересно, а также это поспособствует повышению юридической грамотности.
Боб
Авторские права


Все мы знаем, что у автора есть некие «права». При этом довольно редко люди понимают, что же имеется ввиду под этими самыми правами. Термин «интеллектуальная собственность» при этом вводит в заблуждение, давая иллюзию, что авторские права однородны и что их можно полностью кому-то передать.
Авторские права в действительности состоят из двух групп прав. Раньше в российском законодательстве они назывались имущественными и неимущественными. Сейчас в Гражданском кодексе РФ права автора явным образом не классифицированы, но суть осталась той же: есть т.н. исключительное право (аналог имущественных прав) и есть все остальные права, перечисленные в ч. 2 и 3 ст. 1255 Гражданского кодекса РФ.

Исключительное право – это право использовать (и разрешать/запрещать использование) произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Некоторые из способов использования перечислены в ст. 1270 ГК РФ. Не буду перечислять все, их там 11, но самые важные - воспроизведение (т.е. тиражирование), распространение (продажа и т.п.), перевод и иная переработка, доведение до всеобщего сведения (под этим эвфемизмом имеется ввиду выкладывание в интернет). Любопытствующие могут самостоятельно этот список посмотреть, там много интересного.
Когда мы говорим об авторских договорах, уступке исключительного права в полном объеме, выдаче исключительной или неисключительной лицензии, речь всегда идет только об исключительном праве.

Другие авторские права можно условно отнести к неимущественным, хотя закон сейчас их так не называет и, скорее всего, у законодателя была причина, чтобы отказаться от такой классификации.
1. Право авторства – право признаваться автором произведения.
2. Право на имя - право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно.
Оба этих права принадлежат автору независимо от его желания, их нельзя продать, от них нельзя отказаться. Даже если заключен договор, в котором написано, что автор (в том числе соавтор) отказывается от авторства, такое условие ничтожно.
С другой стороны, поскольку автор вправе как указывать своё имя (или псевдоним), так и не указывать, а также давать разрешение использовать произведение под своим именем, псевдонимом или без указания имени, то указание в договоре имени автора (либо запись что произведение можно использовать без указания имени), довольно-таки обычное договорное условие. Считается, что автор не передал свое право на имя издателю, а воспользовался им, разрешив использовать произведение под именем, псевдонимом или без имени.
Забавная история, связанная с недобросовестными издателями происходит, когда под именем автора используется не принадлежащее ему произведение. То есть берется известное имя и публикуется книга, например, книга «воспоминаний». Считается, что в настоящее время законодательство не содержит запрета так делать.
3. Право на неприкосновенность произведения – запрет на внесение в произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями без согласия автора.
Обычно в авторских договорах прописывается согласие автора на внесение некоторых изменений в произведения: снабжение предисловием, послесловием, комментариями, иллюстрациями, корректура. Это нормальная практика.
Иногда издатели пытаются добавить в договор разрешение на внесение сокращений, дополнений и изменений в сам текст произведения. Это один из немногих случаев, когда стоит при подписании договора «поупираться». Конечно, какие-то правки в произведения при его подготовке к печати будут вноситься. Но эти правки, если только речь идет не об очевидных ошибках, должны быть с автором согласованы. В противном случае можно оказаться автором не совсем своего произведения.
Пример нарушения права на неприкосновенность произведения
По поводу права на неприкосновенность произведения знаю показательную историю, которая, правда, относилась не к тексту, а к фотографиям. Некий фотограф в 2011 году подал в суд на издательство Смарт Ридерз в связи с тем, что фотографии были при публикации изменены. В договоре был пункт о том, что издательство вправе редактировать и\или сокращать произведения на собственное усмотрение, в том случае, если это обусловлено производственной или технической необходимостью. В целом суд согласился, что правки были внесены обоснованно, кроме одной фотографии. Не знаю уж, чем это было вызвано, но фотографию эту опубликовали в зеркальном отображении. Учитывая, что на фотографии был изображен взвод солдат, получилась смешная штука: все солдаты оказались левшами. Автор справедливо возмутился и в итоге получил компенсацию от издательства.

4. Право на обнародование произведения - право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения. Если заключается авторский договор, считается что автор реализует свое право на обнародование и дает согласие на такое обнародование.
5. Право на отзыв – автор вправе отозвать свое произведение, возместив всем заинтересованным лицам убытки. На мой взгляд, довольно-таки странное полномочие, не понимаю, как можно «распубликовать» то, что уже опубликовано, в том числе – выложено в интернет? Но вот есть такое право.
6. Право доступа к произведениям изобразительного искусства – право автора произведения изобразительного искусства воспроизводить собственное произведение (попросту – делать копии); право автора произведения архитектуры производить его фото и видеосъемку.

Особняком стоят:
1. право на вознаграждение за использование служебного произведения.
2. право следования – право получать определенный процент от публичной перепродажи произведений изобразительного искусства и авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений. Процент этот фиксированный и установлен постановлением правительства.
Их нельзя отнести к неимущественным правам по очевидным причинам, но с другой стороны они не относится и к исключительному праву.
Дрём
Боб
Добавляю ещё один вопрос к предыдущему:
допустим, я хочу, чтобы мой герой использовал в своем окружении
брендовые вещи - не просто кроссовки, а "ADIDAS".
И ему требуется не просто их носить, он работник магазина,
где они продаются, и мне требуется сообщать специальную информацию:
технологию пошива, каналы сбыта, скрытые детали - возможно, выдуманные, а не реальные.
Типа, 2030 год, фирма разработала бла-бла-бла. Реальные имена директоров фирмы.
Такая ботва, короче.
Что авторское право говорит насчет этого - можно спокойно выдумывать\использовать
али нет?
Ждю ответа
Дон Алькон
к авторскому праву отношения не имеет. Это уже trade mark

Есть законы по поводу защиты торговых знаков, жесткая защита коммерческого использования.

Сведения, порочащие торговую марку могут повлиять на продажи, т.е. нанести ущерб владельцу торговой марки, и компания может через суд наказать такого автора. Если сочтет это целесообразным.

Тоже самое, касающееся частных лиц - иск о защите чести может подать в суд каждый. Вопрос только стоит ли это делать, иногда выгоднее и не обращать внимания. Как в случае с нашим президентом и майками с его изображениями и фразами L)
Боб
Дрём

Это, как сказал Дон Алькон, действительно к авторскому праву никакого отношения не имеет.

Но и права на товарный знак тут совершенно ни при чем. Товарные знаки вполне можно использовать в художественном произведении. Тут есть всякие тонкости (напр. фотография вот тоже "произведение", но, конечно, нельзя сфотографировать бутылку кока-колы и использовать эту фотографию для рекламы пепси-колы), но в целом я не знаю ни одного случая, когда бы владелец товарного знака возмущался тем, что его вставили в книгу. Достаточно просто вспомнить, что герои любой книжки ездят на машине какой-то определенной марки, всегда.

Довольно частый случай - т.н. скрытая реклама, когда автор вставляет в свое произведение какой-то бренд за деньги. Так очень часто бывает в фильмах современных, в книгах, вероятно реже. Но вот когда я читал "50 оттенков серого" меня не покидала мысль, что несколько производителей проплатились. По меньшей мере, производители ноутбуков, телефонов и кед.

Упоминание в популярной книге - это такая мощная реклама, что вряд ли от нее кто-то откажется.

По поводу технологических процессов, производства и всего такого прочего - отличный пример книги Хейли. Не знаю, описывал ли он реальные предприятия и спрашивал ли у них согласие, но там все очень подробно. Также оч.рекомендую почитать книжку Игоря Ашманова "Жизнь внутри пузыря". Не слышал, чтобы за нее предъявляли к нему какие-то претензии, хотя по тексту там все очень конкретно и остро.

В книге могут содержаться сведения, порочащие деловую репутацию предприятия. В этом случае, конечно же, предприятие может предъявить претензии к автору, доказав, что речь идет именно о них (а не о художественном вымысле), что информация не соответствует действительности и что она носит порочащий характер. Если хоть что-то из этого не доказали, иск будет отклонен.


Кроме того, некоторая информация, известная автору, может охраняться как коммерческая или государственная тайна. Конечно, в книгу ее вставлять нельзя.
Дон Алькон
Цитата

Довольно частый случай - т.н. скрытая реклама, когда автор вставляет в свое произведение какой-то бренд за деньги. Так очень часто бывает в фильмах современных, в книгах, вероятно реже. Но вот когда я читал "50 оттенков серого" меня не покидала мысль, что несколько производителей проплатились. По меньшей мере, производители ноутбуков, телефонов и кед.


Если есть заказ на продукт плейсемент, бывает и обратный заказ - одно из относительно недавних дел закончилось взысканием с журналиста МК ста тысяч рублей за явно заказную статью по поводу качества "Сибирского источника" - воды.

Цитата

В книге могут содержаться сведения, порочащие деловую репутацию предприятия. В этом случае, конечно же, предприятие может предъявить претензии к автору, доказав, что речь идет именно о них (а не о художественном вымысле), что информация не соответствует действительности и что она носит порочащий характер. Если хоть что-то из этого не доказали, иск будет отклонен.


ага, это я и имел в виду.

А то что герои пьют пиво какой-о там марки и рубятся на ноутбуке такой-то - ну до этого никому нет дела. Но - если пиво описано как дерьмо и помои, а ноубук отвратного качества, а книга стала бестселлером - вот это уже опредленный риск до автора
Дрём
Цитата(Дон Алькон)
Но - если пиво описано как дерьмо и помои

Надо бить их же оружием :smile:
"Бобби спрятал плазмоган в наплечную кобуру и со вздохом плюхнулся в мифриловое пневмокресло.
Усталым взглядом окинул рубку и достал из сундука-холодильника пиво "Сибирская ворона".
Сделал глоток.
- Пожалуй, самой дерьмовое пиво в Бразилии, - протянул капитан. - А, может, и в Галактике..."
Боб
Цитата(Дрём)
Усталым взглядом окинул рубку и достал из сундука-холодильника пиво "Сибирская ворона".
Сделал глоток.
- Пожалуй, самой дерьмовое пиво в Бразилии, - протянул капитан. - А, может, и в Галактике..."


Вот 99% даю, что в этом случае придраться будет не к чему. 1% оставляю разве что на общее состояние судебной системы.
Дрём
Попробовал наехать на группу вконтакте "Вампиры всего мира" во главе с некоей Еленой Фолошниной,
которая имела наглость заявить, что "Мышеловку" написала она из своей головы.
Пришлось начать разбираться, после того как меня пнули на размещение во внепролете :raincloud:
Я даже не ожидал, что 15-ти летней давности рассказ выкопают и сунут на вампирский сайт
Ну, посмотрим, что ответят на заяву мою
Дрём
Ну что, ответил мне некий Агент поддержки #936 в том плане, что нужны ему прямые доказательства
моего авторства, а именно:
- зарегистрированное авторское право
- упоминание в сми

Я сказал, что за меня Боб и взвод бешенных мангустов, но он не испугался :smile:
Вот такие пироги: поимеет кто-нибудь ваш рассказ в сети, как свой - и фиг докажите

Добавлено через 1 мин. 54 с.

Надо будет его дописать и издать, а потом выслать экземпляр Дурову
Боб
Дрём

Вот, хороший кейс, чтобы пощупать своими руками, как доказывается авторство.
Давай, думай, как ты этот рассказ писал, кому показывал, как он к ним попал. И главное, какие от всего этого остались следы.
Дрём
Боб
Да там как обычно сидит какой-то тупик и читает по бумажке.
Я его спрашиваю, чем я ещё могу доказать, кроме СМИ и авторского свидетельства - он мне
пишет в ответ: " вы нам должны доказать что это только ваш рассказ".

На proze.ru выдают электронное свидетельство сразу при размещении, но лично
меня бы не очень впечатлило, если бы кто-то, доказывая, что написал рассказ 15 лет назад,
представил свеженькое свидетельство :smile:

Цитата(Боб)
как ты этот рассказ писал

Сначала от руки, потом набирал пальцами на клавиатуре

Цитата(Боб)
кому показывал, как он к ним попал

Ну это я подробно изложил в ветке рассказа на внепролёте
И кстати этому тупику подробно в письме написал откуда и как он на вампирский сайт попал.
Тупик отнесся с презрением к моим логическим выкладкам

Цитата(Боб)
И главное, какие от всего этого остались следы

Ну а какие могут остаться в сети следы от копирования файла с экрана?
Люди эти между собой не знакомы.
Просто одна говнюшка женского пола взяла перетащила кусок,
кинула на доску вконтакте и теперь заявляет ещё, что сама написала
LasarevDS
Дрём, а че за рассказ хоть? Кинь ссылочку-то для ознакомления.
Дрём
LasarevDS
Цитата(LasarevDS)
Дрём, а че за рассказ хоть? Кинь ссылочку-то для ознакомления

Страница рассказа на сайте https://fancon.org/vne_2014_myshelovka/
Боб
Цитата(Дрём)
И только на ее сайте и висел рассказ - я ей писал, чтоб удалила потом- лет 5-6 спустя- но ни ответа ни привета
И видимо оттуда эти вампирюги его и стырили беззастенчиво


А сайт этот ее живой еще?

Или, может быть, хотя бы вот тут находится http://archive.org/web/ ?
Рикардо Дель Тави
Цитата(Боб)
А сайт этот ее живой еще?

Я ж его тоже находил... Погодите-ка... Ага, вот:
http://vamps.narod.ru/x/books/storys/uragan.htm
Дрема теперь можно еще и Кэр Лаэда называть? ::D:
Боб
Рикардо Дель Тави

Это, как я понял "тот вампирский сайт". А из того, что Дрем пишет в соседней ветке, выходит, что еще один был сайт, куда его рассказы выложили раньше.
Дрём
Цитата(Боб)
А сайт этот ее живой еще?

Цитата(Рикардо Дель Тави)
Я ж его тоже находил... Погодите-ка... Ага, вот:
http://vamps.narod.ru/x/books/storys/uragan.htm
Дрема теперь можно еще и Кэр Лаэда называть?

Цитата(Боб)
Это, как я понял "тот вампирский сайт"

Ну, уточняю - раз все равно начал рассказывать
Сначала было тут
bkmwr.ru или как-то так - но того уже давно нет
потом тут
bkmwr.chat.ru
потом тут
bkmwr.narod.ru - сайт есть но ссылка на рассказ ведет на стихи
То есть как бы удалили

Потом откуда-то появилась точная копия - по инфе - этого сайта тут
http://fentezi.info/text/mu.html
Причем внизу стоит правильный автор сайта. И сайт функционирует - то есть за него платят.
А когда я спросил энту девушку год или два назад, она сказала, что кто-то своровал ее сайт и
эта копия - вовсе не ее. Во что мне как-то совсем не верится. Впрочем, от сайта на народе она
не отказывается - и то ладно

Ну и уже с этого стырили на
http://vamps.narod.ru/x/books/storys/uragan.htm
И в конце концов сюда
http://vk.com/wall-55648187_3396
Самое смешное, у меня же ни слова про вампиров :raincloud:
goddo
Цитата(Дрём)
Самое смешное, у меня же ни слова про вампиров

Вот так и приходит простая вампирская слава :smile: Как-то раз тоже удивился, когда обнаружил свой расск "Кладбище О'кей" в разделе "Юмор программистов" ::D:
constp
Дрём
Не парься!
Прими, как данность.
Возрадуйся сетевой славе и пиши еще лучше!
Дон Алькон
Дрём,

Цитата

Попробовал наехать на группу вконтакте "Вампиры всего мира" во главе с некоей Еленой Фолошниной,


псевдоним. На Эф русскому языку не свойственно, фамилии, образованные от Федоров и так далее, греческого просхождения может быть, Волошина, да.

Цитата

которая имела наглость заявить, что "Мышеловку" написала она из своей головы.


Бывают люди, свято верящие что "Войну и мир" написали. Клиника, конечно L) Но почему бы не начать с ними судиться?

Cui bono? L)

Кому надо - тот пусть и доказывает. Когда финансовый доход от использования рассказа равен нулю, нет смысла.
Provod
Дон Алькон Да вроде как есть такая фамилия.
Свернутый текст
Если, конечно, девочка не фанатка некоей группы Kit-I (хрен знает что оно, но по запросу фамилии большинство ссылок идёт на какого-то доморощенного Билла Каулитца, который в этой группе барабанил).
Дрём
Цитата(Дон Алькон)
псевдоним

http://webcache.googleusercontent.com/sear...=ru&ct=clnk
Она же
Боб
Дрём
А это про тебя?
http://fentezi.info/uragun.html
Дрём
Боб
Цитата(Боб)
А это про тебя?

Нееееееееееееттттттттттт :kz:
Вообще-то, как ни грустно, кое-что изменилось.
Размер обуви я уже ношу 43-44,
многих одноклассников просто презираю и знать не хочу,
Я разочаровался в Сервантесе (помните, у меня в "Мышеловке" его эпиграф?) и Льюисе, зато, кстати, остаюсь верным поклонником Розмэри Сатклиф, как можно было заметить по моему нику :smile:
ВУЗ я закончил.
Любимые привычки остались: в частности "смеяться над шутками, понятными только мне самому" - ну вы заметили, да? :smile:
Так что даже по этому коротенькому резюме меня можно узнать
И тем не менее
TEMPUS FUGIT
Дрём
После всех мытарств мне пришло более конкретное письмо такого содержания:
Здравствуйте, Дрём!

Вам нужно обратиться с официальным запросом к нам в офис: 191040, Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 61, литер А.

Для нашего совместного удобства просим Вас в преамбуле запроса, а также на конверте, указать ID Вашего вопроса, поданного через техническую поддержку на сайте.

Вы можете составить запрос в свободной форме, при этом обязательно указав следующую информацию:

- Вид незаконно размещаемой информации
- Вид места незаконного размещения информации и ссылка на него.
- Ссылка на пользователя, незаконно разместившего информацию (id).
- Суть предъявляемых требований по пресечению нарушения прав.
- Следующие заверения и гарантии (просим Вас точно сохранить формулировки):

—Я заявляю, что указанный мной пользователь использует мое произведение и/или иные персональные данные без моего согласия.
—Я осознаю, что ложное обвинение в нарушении моих прав может повлечь для меня негативные юридические последствия.
—Я выражаю свое согласие с тем, что указанные выше сведения обо мне (включая мои персональные данные) и моя жалоба могут быть направлены Администрацией Сайта (ООО «В Контакте») лицу, указанному мной в качестве пользователя, разместившего информацию обо мне.

После получения и оценки Вашего официального запроса мы осуществим все возможные меры по защите Ваших прав и законных интересов, связанных с использованием изображения или иных персональных данных на нашем сайте!

С уважением,
Команда поддержки ВКонтакте.
Ваш комментарий,


 Включить смайлики |  Включить подпись
Здесь расположена полная версия этой страницы.
Invision Power Board © 2001-2024 Invision Power Services, Inc.