Турист
Написано очень красиво, мб даже красивее всех. Но во время чтения я не поняла, какую же именно историю хотел рассказать автор. Может быть она и похожа на сон своей сумбурной подачей образов, флёром загадочности, кажущейся, но не настоящей важностью и логичностью событий. Но когда читаешь такие истории, хотелось бы получить от них катарсис, какие-то сильные и печальные откровения. Неутешительные мысли, к которым приходит персонаж.
Странный диалог в начале выдает руки Ирбис, ведь так? (смеется) Это какой-то особый дар - окунать читатель в дико красивый мир, в котором происходит абсолютно непонятное. Разговоры персонажей об этом непонятном сбивают с толку ещё больше - пытаешься выстроить из них общую картинку, собрать анамнез, но ничего не получается)) Ощущения похожие на те, когда собираешь пазл, не пересчитав предварительно детали, а потом через час (или через пару часов, если не повезло) понимаешь, что часть из них кошка под кровать заиграла (и, может быть, съела). Выжившие в мире мёртвых или по-настоящему выжившие, но в другой реальности, где Кеша мог становиться живым? Перча как-то связана с образом мамы? Почему место действия курорт, с которым связаны самые светлые (хотя, фотограф же заломил цену...) детские воспоминания. Потому что со смертью мамы даже воспоминания о дорогих сердцу местах, связанные с ней, были поражены печалью - невидимыми снежными монстрами? Почему у Уазика не было носа в детстве? (О_О) И, самое важное, если Кеша совершил самоубийство, не должен ли он мыслями метаться, словно привязанный за веревку, вокруг того, что его заставило принять такое решение? Что мучало и не позволило остаться жить, несмотря даже на любовь к маме.
Тема раскрыта, как я поняла, так, что Кеша становится легче - отпуская тяжкие мысли о смерти и грехе, о вине за смерть мамы. Чем больше мысленно и эмоционально возвращается в детство, тем легче становится его душа: “Он говорил захлёбываясь словами, слезами, глотал их вперемешку и снова и снова просил прощения, а тело в его руках становилась всё легче и легче” и “ Где всегда будет тепло и много людей, и они будут загорать и купаться, и пить газировку, а прохладные пузырьки будут шибать в нос и скапливаться в животе, а он, Кеша, сделается лёгким-лёгким и…”. Причем, есть ещё одна занятная деталь - легкость представляется нужной физически, образно выставляя детскую безгрешность: “...и Кеша, такой же маленький, такой же лёгкий, как в далёком детстве, поднимается всё выше и выше.”.
Рассказ мне понравился, но не хватило какой-то сильной, цепляющей идеи. И четкой структуры.
Желанная вода
Интересный, написан живенько, действия бодро сменяют одно другое, удерживая внимание читателя. Но состоит из очень простого набора ингредиентов: захват заложников в самолете, с присущими штандартами, и вотэтоповорота “а всё не по-настоящему”. Как упражнение для развития письма, мб, хорошо, но автор, кажется, уже перерос этот уровень. Пора креативить!
По поводу логики и достоверности. Меня чуть напрягла вот эта строчка: “. Родные и близкие люди, не терявшие надежду до самого финала”. Пока герой оттаскивал трупы, пока наблюдал за пассажирами, у него возникало чувство смутного знакомства. Но он прожил с этими людьми в закрытом пространстве восемь лет. Пережил столько трудностей и радостей. Неужели у него не возникло привязанностей или личных чувств за это время. Которые прорывались бы ярко и ясно даже через ВР. С одной стороны, я понимаю, что автор не хотел давать лишних
подсказок, но с другой... ну как-то слишком скупо получилось. А учитывая хладнокровный и расчетливый (даже излишне самоуверенный при ситуации отчаяния: только что произошло убийство10 человек, которые все вместе, вкупе с инженером придумавшим устройство для ВР, не могли починить батарею, а он вот сможет, и всё у него будет хорошо)… даже для шока это слишком рационально и бездушно. Думаю, рассказы про каннибализм и подобное привлекают читателей как раз вот этими душевными метаниями, бесконечное торгашество с совестью и человечностью... а у вас получилось слишком.... как полозья от санок: “ну все мы все про это знаем, камон, идем дальше”. Из-за отсутствия душевных метаний мб и финальное самоубийство не вызывает эмоций. В общем, странные ощущения - пустые.
По поводу дуэли. Убийств более чем. Тема... с темой сложнее. Мне очень понравился террорист, цитирующий библию постранично, но что означает в его (и в авторской) мерке весов достаточный, а что легкий? Или Илья это и был террорист? Поэтому он выбрал ему... самоубийство тоже? Арр, в общем, я запуталась в количестве и ролях персонажей) Это тоже, кстати, вытекает из отсутствия личного отношения. У всех имена и какие-то качества, но чисто номинативные: ты мама, ты инженер. То, как показали бы второстепенных героев в фильме на минутах знакомства. Прием понятный и часто используемый, но выбор именно его для раскрытия темы неоднозначный. Автор ведь понимал, что на 12т стольких не раскроет, значит, это было сознательно, но он и конфликт главгера не обозначен и на показан толком. Он очень хотел воды и решил в иллюзии ВР захлебнуться в самом соленом океане?
Игрушки для Арии
Для меня этот рассказ совмещает в себе достоинства двух предыдущих. Написан легко и ладно, имеет ясный (в каком-то роде) конфликт, как Желанная вода. Но не брезгует поэтичными красивостями, как Турист. Кажется, после смерти родителей (а может, и не было никаких родителей), в мире богов тоже случился своего рода апокалипсис. Он кажется таким же пустым и холодным, как зал для совещаний только с двумя стульями. У Арии есть только нимфы для утех и жестокий и эгоистичный старший брат, внушивший сестре ощущение собственной никчемности. Она сама столь же бесчувственна, как и он. Но стала такой не по своей воле или в силу природного характера, а из-за некого произошедшего кризиса, который упоминается вскользь. Она - жизнь, а он - суд и смерть, которая мечтает прикоснуться к жизни (ака вожделеет сестру). Достаточно красивые и грустные условия конфликта. Который заключается в странной смеси желания отдавать/испытывать материнскую любовь и сожаления, что в мире божеств не изобрели (и не подумали использовать людской) pornhub)
Вопросы по миру есть. И по теме дуэли тоже. Миры, лишенные правильного наполнения от Арии, слишком лёгкие? Раньше, когда с ней всё было в порядке, Мизан был контролем качества, тем, кто допускал миры до существования, но со временем все более и более обретал уверенность и давил на Арии? Намекая на то, что она сама может быть взвешена и перестать быть достойной жизни, как и её творения? В общем, запутанно, но интересно. И вызывает холодок по спине.
Места:
1. Игрушки для Арии
2. Турист
3. Желанная вода