RPG-ZONE
Новости Форумы Путеводитель FAQ (RPG) Библиотека «Пролёт Фантазии» «Штрихи Пролёта» Дайсы
>  Список форумов · Архив «Пролета Фантазии» · «Осенний Пролёт Фантазии 2021» Здравствуй, Гость (Вход · Регистрация)
Страницы: (2) 1 2  Вся тема 
 Ответ
 Новая тема
 Опрос

> Благодетель, Обсуждение. Осень 2021
   Сообщение № 1. 26.9.2021, 15:00, Призрак Форума пишет:
Международный литературный конкурс «XXVII Осенний Пролёт Фантазии 2021»

«Благодетель»


Текст рассказа: «Благодетель»

Общее голосование предварительного этапа (открыто до 21.10.2021 23:59)




Общее голосование за финалистов (открыто до 24.11.2021 23:59)

Используйте кнопку «В финал» только если считаете рассказ очень сильным, достойным финала.



В случае ошибочного голосования - вы сможете отменить или изменить свой голос в любой момент до завершения срока голосования.

Учитываются голоса от пользователей, имеющих 100 и более сообщений на форуме или оставивших не менее 10 содержательных комментариев к конкурсным рассказам текущего раунда.

Приветствуются комментарии читателей.
Пожалуйста, начните свой первый отзыв в теме с фразы «Я прочитал (-а) рассказ». Этим вы проявите уважение к автору.

В опросе укажите, пожалуйста, к какой тематике, по вашему мнению, относится этот рассказ?

Жюри просьба воздержаться от обсуждения. Ваше мнение мы узнаем при голосовании и после него.
К автору - до завершения конкурса не раскрывать себя, не давать пояснений по сюжету, и тем более, не делать дополнений.

   Сообщение № 2. 27.9.2021, 01:45, Junto пишет:
Junto ( Offline )
Странник

*
Лорд Хаоса
Сообщений: 3012
профиль

Репутация: 552
Поначалу как-то все намекало на детектив, но потом превратилось в утомительную аллегорию. Читать было неинтересно, поскольку ни интриги, ни сюжета предлагать тут и не собирались. Зачем тогда были все эти затравки?
В общем, извините. Мне не понравилось.

   Сообщение № 3. 29.9.2021, 08:42, Татьяна Валери пишет:
Татьяна Валери ( Offline )
Странник

*
Автор
Сообщений: 1467
профиль

Репутация: 368
Здравствуйте, автор. Рассказ прочитан. Скажу честно - мне нравилось. И было интересно. Пока читала. Читала, читала - а потом все закончилось... Оставив полное неудовлетворение от развязки. Вроде, и есть в ней что-то глубокое, но мне не донырнуть, что ли...

По тексту есть замечания, по знакам препинания, грамматике, но сам язык вполне приятен, образы интересны, хочется погрузиться в эту историю...

Смущает вопрос с монетами и продуктами. Провисает логика. Город стал островом, так? Поля, пастбища остались или нет? Ресурсы остались привозные, или они их сами теперь получают? Просто перечисленная структура рынка труда не соответствует ни одному из этих вариантов. Как и описание быта. Должны вылезти либо портовая-базарная тема, либо всякие ящики с рассадой и ловцы голубей. Новое платье и башмаки шьют... Водимо, какая-то торговля все-таки идёт с заморьем, куда на дирижаблях улетают. Поставки как ведутся, как распределяются? Кто всем этим островом правит? Централизованности не видно было. Тогда должны быть всякие фарцовщики, контрабандисты, спекулянты... Почему монеты ценны? На них можно у моряков покупать? В общем, этот вопрос для меня остался нераскрытым

   Сообщение № 4. 29.9.2021, 13:46, Zodiak пишет:
Zodiak ( Offline )
Убийца-графоман

*
Адепт
Сообщений: 108
профиль

Репутация: 29
Я прочитал ваш рассказ, и мне он понравился. Написано хорошо, персонажи естественны, детективная часть увлекает, не дает заскучать. Атмосфера постепенно сгущается и в конце наступает горько-сладкое послевкусие. Вы написали хороший рассказ и я ставлю плюс.

   Сообщение № 5. 1.10.2021, 00:13, Fun пишет:
Fun ( Offline )
Странник

*
Мастер Слова
Сообщений: 2015
профиль

Репутация: 526
Привет, автор. Такой хороший текст и так мало отзывов.

Очень сильная вещь.

Беглые заметки по ходу чтения

Диалоги хорошие
Стилизация под живую речь хорошая
Текст атмосферный
Название рассказа бледное. Словно рабоее название
Обычно слово «Создатель» пишется с большой буквы, когда речь о божественном. Нарочно с маленькой?
Во многих местах вместо длинных тире дефисы — словно текст в спешке перечитывали.

Наполовину детектив

В этом тексте есть конфликт содержания. На 50% данная история является детективом, а на 50% мистикой. И обычно в современной прозе такое жанровое скрещивание воспринимается вполне органично, но не здесь. И на то есть причины.

Зачем данной истории писарь Потапка? Данный персонаж является классическим помощником героя-детектива, но для второй, мистической, части текста не играет никакой роли. Мне понравился этот персонаж. Он крутой. Сам по себе. Просто для истории он не нужен (хотя даже жалко, ведь персонаж крутой). И ты автор сам это понимаешь, потому и стер его во второй половине текста. Такой хороший, но не очень нужный истории герой.

Второй вопрос. Зачем данной истории подробный опрос пяти свидетелей? Эти пять диалогов с разными заявителями были бы уместны, если бы произведение было полноценным детективом, и читатель, вслед за сюжетом, угадывал, кто же является злодеем. Мне кажется, для детективности хватило бы вдвое меньшего числа свидетелей. Из-за того, что свидетелей слишком много, у меня было разочарование на середине текста: зачем я пробирался через 5 сцен, если злодей обнаружился уже на середине текста?

Возникает вопрос: а как тогда эти 5 диалогов обогащают текст? Впрос сложный. Да, каждый из свидетелей является колоритным персонажем, который обогащает данную литературную Вселенную. С ними мир становится объемным, настоящим. Также через диалоги раскрывается проработанность лексики в данном рассказе. Более того, через этих персонажей мы видим контраст между блеклым благодетелем и живыми настоящими людьми.

Но сюжетной структуре это вредит. Текст начинает расслаиваться на детектив и мистику. Причем сращение начинает выглядеть неестественно. Детектив наваливается на мистику, продавливает мистичность этими пятью сценами — а потом раз и исчезает.

Наполовину мистика

Начальная сцена с кормлением птицы негативными чувствами очень сильна. Но все остальное меня не зацепило.

Какой эмоциональный отклик я как читатель должен был получить, узнав, что благодетель коллекционирует таланты людей ради собственного бессмертия? Разве читателя это должно было как-то тронуть на эмоциональном уровне? Раскрытие мотивов отрицательного персонажа для сюжетной истории — дело обычное. На этом никак не может держаться финал текста. А тут кроме, условно, злодейского плана, ничего нет.

И нет, переход на другой тип глаголов в финале не спасает. Прикольно, но и только.

В этом тексте после раскрытия замыслов отрицательного персонажа должна была быть некая эмоциональная или идейная кульминация. Или экшн (стандартное и самое распространенное решение, условная «драка со злодеем») Оставлять текст без этой кульминации — это как заканчивать фильм про Джеймса Бонда на описании злодеем своего коварного плана. Никто так не делает. Это явная проблема финала.

Фентезийность мира

Я не из тех людей, которые жалуются на то, что описание мира слишком бледное или слишком туманное. Диалога про остров и живой птицы-картины мне хватило. Но есть важный момент: этот диалог про остров и живая птица должны быть как-то связаны между собой.

Нельзя давать два несвязанных между собой намека на природу данной литературной Вселенной. Из-за этого у других читателей начнут возникать претензии об «притянутой за уши фентезийности» и «нехватки описаний мира». Вот так и слышу все эти жалобы.

По итогу

В этом тексте очень смачные диалоги. Очень смычные персонажи. Очень смачный мир. Но все это немного неструктурированно. Как будто я пришел покушать на шведский стол в дорогой отель и насыпал себе в тарелку всякой вкуснятины с разных столов, но это не цельное блюдо, а просто куча всякой разной вкуснятины.

Прямо до этого я читал Нерозу. Тоже очень сильный текст. У Нерозы более грамотная структура, но, сравнивая эти два текста, я бы отдал пальму первенства за язык именно этому рассказу.

По итогу мне очень приятно было прочесть подряд два таких сильных текста и приятно, что меня зовут на такие крутые тексты в табличке.

   Сообщение № 6. 1.10.2021, 11:22, Кларк пишет:
Кларк ( Offline )
Странник

*
Автор
Сообщений: 1434
профиль

Репутация: 272
Рассказ прочитан. Вкусно, хрустно и со смаком пережевываешь текст и конечно автор мастер. Это умение чувства героев так передать, что в них,( в эти чувства), ныряешь и купаешься. Плюс однозначно, кому же ставить как не этому произведению.
Немного отстраненной критикой побрюзжу . На конкурсе много таких текстов, стилизованных под старину. Неудачных много. «Благодетель», - удачный. И что? Я предпочитаю наслаждаться первоисточником из прочтения работ классиков. Если это не мозг выносящая идея и лихо закрученный сюжет. На мой, частный взгляд, фэнтези это придуманные образы из воздуха своих снов. И обрастающие плотью - словами из души, без оглядки на каноны языковых принадлежностей эпохи. Как только начинаешь прогибаться под своё эго, - ( во как могу!). Мечта превращается в эпизод и все, в финале добротная точка. И нет у читателя шлейфа недосказанности и магии. Прочитал и забыл. Извините, за отстранённый лепет. Я ставлю вам плюс и желаю пройти в финал. Не знаю, поняли вы или нет мои пожелания.

   Сообщение № 7. 8.10.2021, 23:35, Anuta пишет:
Anuta ( Offline )
Странник

*
Автор
Сообщений: 1451
профиль

Репутация: 341
Здравствуйте, уважаемый автор!
Спасибо, я прочитала ваш рассказ.
Начало было достаточно медленное. Я заскучала. Но потом стало очень интересно. Постепенная раскрутка, нарастание тревоги за дочь у героя.
Очень интересная идея о коллекции «идей». О том, как в погоне за монетой, человек оказывается в колбе, лишается свободы.
Изящно и увлекательно получилось у вас.
Однозначно плюс и творческих вам успехов!

   Сообщение № 8. 13.10.2021, 11:22, Hollowman пишет:
Hollowman ( Offline )
Странник

*
Автор
Сообщений: 1098
профиль

Репутация: 542
Хороший рассказ, а плюсов маловато. Пришел, благодаря рекомендации Fun.
Осторожно, далее спойлеры.
Интересная связка вампиризма и способа обретения бессмертия. Бессмертие гения, которое высасывает вампир-благодетель. Здесь, конечно, у меня первая ассоциация с Парфюмером. Где тот «запечатал» красоту аромата, создав волшебные духи – эликсиром молодости и красоты. Похоже ещё и тем, что также материальное связали с метафизическим. Т.е. люди пропадали физически, а не просто «продали» свой дар за монету, не подозревая об этом. Люди /тела/ исчезли, а не потеряли свою гениальность, но остались живы. Я поначалу думал, что этот благодетель куда-то переправлял талантливых людей. Что-то типа прогрессорства Руматы из «Трудно быть богом». Но нет, тут благодетель, как паук – питается духом таланта и гениями. Понял, когда увидел колбы в его лавке. Ещё и поэтому, наверное, сработала ассоциация с Парфюмером.
Благодетель коллекционировал идеи создателя – талантливых людей – целиком.
Цитата
- У меня есть теория. Когда создатель творит человека, он закладывает в него некую идею. Человек – это идея создателя, понимаете?
- Так вот, те, кого здесь называют «кудесники» - это лучшие идеи, а лучшее, как известно - редкость. Приобретая их, я коллекционирую избранные идеи создателя. Разве сама по себе такая цель не может быть изящной?

И это меня немного смутило, наверное. Мне казалось, что было бы изящней обыграть это на метафизическом уровне – отбирать гений-дух, оставляя невредимым тело. По принципу

А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Немного сбила фраза
Прохор вспоминает:
Цитата
Пожалуй, грубые идеи нужны для того, чтобы могли существовать изящные. И теперь новый страх охватывает его мысли – а ну как благодетель не дал бы ему монету – увидел бы он Раду снова? А вдруг он передумает?

Для меня имеет больший смысл, что Прохор не оставил себе монету, а вернул её благодетелю. Т.е. – договор-сделка не состоялись и потому Прохор смог уйти невредимым. А вот «грубые идеи нужны для того, чтобы существовали изящные» сочетается со озвученным выше – отец нужен Раде, чтобы рисовать.
«Нет. Без тебя я вовсе не могу, - она вымученно улыбается. – Теперь ты дома, и всё хорошо. Теперь могу».
А всё же не очень ясно, почему благодетель отпустил Раду, а не добавил её в коллекцию колб – избранных идей Создателя.

Очень хорош финал, где
Цитата
«Птица взмахивает крыльями раз, другой, третий. Огонь перьев с каждым взмахом сильней, ярче. Она отталкивается от ветки и огненным силуэт вихрем срывается с полотна, делает круг по лавке и сгорает в открытом жерле печурки. На картине остаётся просто птица. Птица, в которой нет жизни».

Здесь мысль обретает глубину и есть нотка надежды. Не всегда, даже самому могущественному, хватит силы заточить гений в тесной лавке. Бессмертие Феникса.

Царапки
Свернутый текст
У кабинета с утра на старых, изъеденных клопами стульях, /точат-едят дерево древесные жучки, клопы засиживают, имхо/
работная баба в грязном переднике, непричесанная, /слишком утрировано. Уж в переднике /тем более - грязном, в присутствие бы не пришла. Да и причесаться бы время нашла. Ведь визит запланированный, а не в аффекте. Вообще, этот штамп уже немного надоел – если трактирщик, официантка, рабочий – непременно в грязном фартуке, частенько вытирающий им руки, глаза/
Так что я бы сказал, что это место, напротив – одарено создателем.


Большое спасибо за рассказ, автор. Удачи в конкурсе. Надеюсь увидеть в финале.

   Сообщение № 9. 13.10.2021, 17:03, Анато пишет:
Анато ( Offline )
Странник

*
Графоман
Сообщений: 37
профиль

Репутация: 38
Я тяжело заряжаюсь на прочтение этого текста, но постараюсь его дочитать. Написан на хорошем уровне, но медлительность в сюжете из-за бытовых сцен, которые может нужны, но сводят меня с пути чтения. Позже ещё попробую и допишу комментарий.
Побуксовал ещё дальше текст, но опять не увлекло. Слишком по-протокольному всё долго.
Понял так, что Раду спасла сентиментальность отца, он скормил птице печаль по жене, и картина спасла Раду сентиментальными чувствами от негативных чувств благодетеля. Слабинка такая у благодетеля маленькая.

   Сообщение № 10. 13.10.2021, 18:05, slavindo пишет:
slavindo ( Offline )
исчадие

*
Мечтатель
Сообщений: 133
профиль

Репутация: 57
Прочитал и отдал голос за полуфинал.
Что тут есть? - Во-первых, офигенно оригинальный, детально проработанный мир. Это мир похож на наш мир, где коммунисты и научно-технический прогресс потерпели по каким-то причинам поражение в начале 20го века, и в придачу всё это ещё затопило водой.
Язык: автор изо всех сил старается в великодержавную стилизацию, но видно, что чуть-чуть не хватает сил, при этом на фоне этого просчёты в обычной грамматике усиленно бросаются в глаза. Но в целом-то недурно, даже весьма хорошо.
Психология читателя: его, читателя, не особо тут щадят. Сначала рисуется довольно беспросветная ситуация, из которой не видно выхода. Потом на её фоне происходит вообще задница. Из последних сил пытаешься сопереживать герою, мечтать, чтобы он вернулся из задницы в просто беспросветную жизнь, но не получается. И видно, что автор тоже не горит задором. Короче, имеем довольно тягостное повествование, лишенное позитивного стимула.
Однако философически-религиозная задумка с разноцветными колбами мне близка по духу. Помню, сам сочинил рассказ, где Иисус барыжит разноцветными шарами, в коие заключены наиболее талантливые человеческие души. Он толкал их для каких-то целей другим богам своего уровня. Здесь же коллекционер душ олицетворяет собой не высшую силу, а просто некое продвинутое существо, что оставляет широкое поле для надежд на высшую милость или справедливость для героев произведения.

Добавлено через 13 мин. 22 с.

Цитата(Анато)
Понял так, что Раду спасла сентиментальность отца, он скормил птице печаль по жене, и картина спасла Раду сентиментальными чувствами от негативных чувств благодетеля. Слабинка такая у благодетеля маленькая.

Нет, вы неправильно поняли. Никто Раду не спас. Придётся перечитывать ещё раз :mrgreen:

   Сообщение № 11. 15.10.2021, 16:48, Melloge пишет:
Melloge ( Offline )
Странник

*
Знаток
Сообщений: 89
профиль

Репутация: 22
Здравствуйте, автор, я прочитала ваш рассказ. Это первый текст "под старину", который, мне действительно понравился. Диалоги живые, слова прекрасные. Да и тема глубокая. Вы молодец, рассказ хороший - навеял на меня философию и оставив на поле раздумий. Удачи!

   Сообщение № 12. 16.10.2021, 21:39, Milori_Vandyke пишет:
Milori_Vandyke ( Offline )
Странник

*
Певец
Сообщений: 292
профиль

Репутация: 58
Дорогой автор, здравствуйте. Я прочитала ваш рассказ, и он мне очень понравился. Единственное, не поняла развязки. Рада спаслась или оказалась вместе с отцом заперта в колбе? А в остальном, изящно, тонко, увлекательно. Слог прекрасный. Есть то, что называют авторским стилем, и стиль этот лег на душу. Читалось на одном дыхании. Спасибо и удачи в конкурсе!

   Сообщение № 13. 23.10.2021, 09:44, Zaniraya пишет:
Zaniraya ( Offline )
Mon verre n’est pas grand, mais je bois dans mon verre.

*
Архимаг
Сообщений: 755
профиль

Репутация: 241
Хороший текстик, но немножко разочаровательный.

Сцена с птицей (в начале, когда дочь показывает картину) очень яркая, очень чудесная, и это настраивает на дальнейшие чудеса такого же рода – а мы бултых и уплываем в сыскные дела. Потом вообще в какую-то фантасмагорию – ему кажется то-то, а на самом деле то-то... Ну, а поскольку в «кажется» всё что угодно покажется, то и с птицей уже всё что угодно может происходить, и это не воспринимается чудом того ранга, что было поначалу. К тому же, в конце-то уже ясно, что чудеса развиваться не будут, так, просто закругление «по птице» идёт. Получается (ну, по большому счёту-то) начали с верхней точки – и подсъехали.

Опрашиваемые да, колоритны. Но вот старика с «пронзительно-серыми» глазами я, честно говоря, представляю как-то смутно. И дальше: одновременные грусть и умиротворение – ладно, пусть. Но они же, не забываем, на вышеупомянутую пронзительность наслаиваются, и вот эти слои... не особо-то дружат, скажу так. В общем, колориту бы чёткости. Это раз.

И второе. Этот же колорит ведь можно дать не так напряжно. На народ мы можем посмотреть, например, на том же рынке, куда ГГ всё равно идёт. И там у нас не будет «детективных ожиданий», будем чистым колоритом любоваться. А то сидим, внимательным образом выслушиваем всех этих носителей колорита, будучи уверены, что где-то здесь, в этих племянницах и «мужланах» собака-то и порылась – а оно-то и нет. Так, мимо пробегала...

Есть замечания и по частностям, но не буду уже мельчить. Два неясных момента ещё упомяну, они более-менее общие.

Почему Прохор как о чём-то новом, предполагаемом подумывает о том, что «Может, картины дочери живут своей жизнью?». Опять же, после начальной-то сцены с птицей? После такого – и вдруг удивляется, что в картине появились новые оттенки?

Зачем был дан такой отчётливый акцент на то, что птица стала для ГГ чем-то особенным? «Прохор сам не понимает как, но она уже близка ему, ближе ушедшей супруги, ближе дочери, потому что знает о нём больше, чем Рада, больше, чем Ольга, больше, чем он сам. Знает и любит его таким, каков есть». Такой акцентище какого-то выхода требует, реализации. Разве не хватило бы благодарности птице, чувства лёгкости после того, как она помогла?

Но уровень хороший. Заметный рассказик, это есть, это... заметно ).

   Сообщение № 14. 23.10.2021, 12:08, Крошка Элли пишет:
Крошка Элли ( Offline )
Странник

*
Творец
Сообщений: 10455
профиль

Репутация: 1079
Здравствуйте, автор. Забыла про вас совсем)
А хороший ведь текст получился. Слаженный, в общем-то. Немного затянут, но это поправимо. Описания хороши, диалоги тоже выверены. Сюжет виснет чуток из-за затянутости. Понравилась детективная составляющая. Ну и мотивация главного героя в некоторых местах мне показалась притянутой. Чего он удивлялся-то? Он же видел Птицу, ясно-понятно, что это не просто картина. А так все на месте. Удачи!

   Сообщение № 15. 26.10.2021, 10:28, Татьяна Валери пишет:
Татьяна Валери ( Offline )
Странник

*
Автор
Сообщений: 1467
профиль

Репутация: 368
Прочитав большую часть рассказов, вернулась додать недоданное ранее и пожелать ещё раз успеха! Буду рада, если этот рассказ пройдёт дальше.

   Сообщение № 16. 2.11.2021, 20:48, ТехнОкраТ пишет:
ТехнОкраТ ( Offline )
Живой Осциллограф

*
Творец
Сообщений: 9250
профиль

Репутация: 1652
Саундтрек.
Свернутый текст

Я прочитал рассказ, и первое, что мне понравилось, — как выглядит разбиение повествования на сцены.
Свернутый текст
Сцена 1 — представление ГГ, привычного мира, зова в приключение.
Сцена 2 — расширение представлений о привычном для ГГ мире.
Сцена 3 — представление Рады, что-то меняется в привычном мире в лучшую сторону, но инициатор — непонятная внешняя сила.
Сцена 4 — расширение представлений об отношениях ГГ и Рады, внешняя сила обретает очертания, размещаются ружья-упоминания Ярины и Володьши.
Сцена 5 — расширение представлений о Раде — её картины живые. Здесь время сменилось с прошедшего на настоящее.
Сцена 6 — расширение представлений об отношениях ГГ и начальства, в ГГ что-то изменилось после знакомства с "Огненной птицей".
Сцена 7 — ГГ собирает инфу, незаметный выстрел ружья-Ярины.
Сцена 8 — ГГ продолжает собирать инфу, но уже устаёт; ещё более незаметный выстрел ружья-Володьши.
Сцена 9 — ГГ собирает инфу и получает награду, которой пока пользуется читатель — возможность предвидеть похищение Рады.
Сцена 10 — ГГ видит связь между пропажами и испытывает тревогу за Раду.
Сцена 11 — ГГ на пути к конфронтации со злом, он общается со свидетелями, но те не особо-то и помогают. ГГ нападает на след "благодетеля", при этом уже пропала Рада.
Сцена 12 — ГГ преодолевает метель и попадает в лавку "благодетеля"-антиквара, с которой связаны странности. ГГ терпит неудачу в расследовании, падая в этой истории на дно, и получает предложение взять золотую монету. КЛИФФХЭНГЕР.
Сцена 13 — Оказалось, что ГГ вернул монету. ГГ как бы возродился, теперь он по-новому оценивает благодарность и монету как её символ. Странности продолжаются.
Сцена 14 — Смена времени с прошедшего на настоящее. Рада дома, и кажется, что привычный мир вернулся, но что-то не так. ГГ вспоминает слова "благодетеля", и странности объясняются — ГГ на самом деле в плену у злодея, и никакого возрождения не было.
Сцена 15 — ГГ питает надежду.
То есть почти каждая сцена решает две и более задач, сообщая читателю что-то важное о персонажах и сюжете, управляя ожиданиями. Однако, не могу сказать, что все на мне сработали.
Когда закончилась первая сцена, у меня так и не появилось чёткого представления о том, чем занимается Прохор Евстратич. Следователь он, эксперт, исследователь?.. На шестой сцене понял, что вроде следователя, но всё же, чувствую, что это как-то поздновато.
А ещё воспринял, как накладку, что в сцене 8 Потап по батюшке ещё Фокич, а в сцене 9 — уже Акимыч.

Понравилось сочетание того, что идею-тезис "грубое нужно, чтобы могло жить изящное" транслирует злодей, побеждая при этом ГГ и утверждая этим другую идею: "не всё то золото, что блестит" (в финальных сценах ГГ даже радуется тому, что в его жизни появился антиквар). На первый взгляд, позиция злодея находит отражение в том, что видим вокруг: на грубых примерах люди учатся и совершенствуются, чтобы становиться лучше, без грубого не различить изящного, да и вообще без грубой материи невозможен изящный дух. Однако, на второй взгляд, становится заметно, что эта идея — вульгарное упрощение сложного процесса развития человека: стремление к изящному приводит улучшению и изменению качества грубого, превращая его в новое изящное — и тогда то, что раньше казалось изящным, играет роль того же грубого фундамента, на котором вырастает ещё более изящное. Грубое может становиться новым изящным, но антиквар, шутя, сосредотачивается на коллекционировании занятных вещиц, изымая изящное из жизни людей для себя любимого, и этим способствует стагнации общества Стародара, на котором паразитирует, пока голод не погубит людей окончательно. Эта грустная перспектива может доносить идею-антитезис: "грубое не может жить без изящного".
Кроме того, финал показывает, что, для бессмертного коллекционера, Прохор воплощает грубую идею, необходимую для комфорта более изящной идеи Рады. Но где те более грубые идеи, которые обеспечат комфорт более изящной, в сравнении с ними, идее Прохора? :kz:
Непримечательный благодетель поднимает через размышления ГГ важную тему благодарности и ценности человека, но в то же время извращает своей теорией суть вещей, что делает его ещё большим злодеем, чем просто похитителем талантливых душ.

Ближе к концу я ещё отвергал мир, в котором общество, застрявшее на острове, не пытается поставить себе на службу кудесников — они же чисто супергерои каждый с уникальным даром, с ними можно чего-то придумать с актуальными проблемами вроде того же голода, например.
Однако, если бессмертный антиквар своевременно приходит и похищает кудесников, то неудивительно. Можно подумать, что общество может как-то реагировать на потерю ценных людей и пытаться найти антиквара, но если этим будут заниматься одиночки вроде Прохора, то на его примере можно увидеть, чем это закончится.

Несмотря на то, что речь и окружение персонажей отсылают к поздней царской России с дирижаблями, в какой-то момент мне почудилась атмосфера Баек из Склепа, и, читая финальные строки, вспоминал тот эпизод с Брюсом Бокслейтнером, где два актёра пытались получить роль в Гамлете, и... (СПОЙЛЕРЫ!)
...чувак, подумавший, что победил, на самом деле получил роль черепа и простился с жизнью :kz:
Вообще, скептически отношусь к рассказам, которые строят художественный мир, отсылая к отечественной культуре того времени, — сказывается неприятный опыт знакомства с плохими стилизациями и заигрываниями со стереотипами. Однако, тут стиль мне зашёл, и я почти без проблем погрузился в историю.
Почти :)
Очепятки.
Там, где должны быть тире, по большей части стоят дефисы. Это неприятно глазу.
Цитата
- Прохор Еврстратьевич, - понизив тон до доверительного, говорила матрона
Не уверен, что это именно матрона коверкнула отчество.
Цитата
Он отчего-то он смотрел не на картины
Лишний "он". Когда читал, видел ещё один такой дубль где-то, но сейчас не найду что-то никак.
Цитата
Прохор протянул карточку с проставленным конторщиком часами начала и конца службы текущего дня.
Должно быть "проставленными".

В целом, мой интерес держался за две вещи:
а) ощущение предлагаемой интеллектуальной гонки с ГГ, перед которым Рада как бы между прочим разместила ружья, незаметно выстреливавшие впоследствии;
б) сменяющиеся сочетания конфликтов, связанных с ГГ: сначала Прохор хочет покончить с рутиной, но Архип его заманивает в новое дело, а внутри злобой копится раздражение от тоски по Ольге; затем он сосредотачивается на том, чтобы распутать дело, и внутри появляется место для тревоги за Раду, которой угрожает непримечательный незнакомец; потом он никак не мог определиться, злодей ли антиквар, а, разрешив конфликт в пользу коллекционера, спешил домой, чтобы выразить благодарность дочке, как бы не признавая её потерю.

Персонаж Прохора Евстратича показал себя бескорыстным и ответственным, любящим отцом и внимательным человеком. Он вызвал симпатию, и я поверил в возвращение Рады, когда он вернулся домой. Не знаю, что сыграло в этом большую роль: неосознанное узнавание настоящего времени, сопровождавшего прошлую сцену, в которой всё было хорошо, или же моё ожидание того, что антиквар-интеллектуал может оказаться просто подозрительно богатым ценителем. Сцена, предшествовавшая воссоединению, и сцена с самим воссоединением кричали о том, что для Прохора всё заканчивается слишком просто, но я это игнорировал до того, как Прохор сравнил Солнце со свечами.

Не скажу, что был шокирован, когда оказалось, что, даже подержав монету, Прохор попал в сети злодея.
Но и не скажу, что мне не понравилось :) Стрелка зашлометра указывает на "зачот".

ЗЫ: Фанфик о следующем следователе.
Свернутый текст
изображение

   Сообщение № 17. 21.11.2021, 11:54, Черная борода пишет:
Черная борода ( Offline )
Художника легко обидеть, но трудно после убежать.

*
Мечтатель
Сообщений: 169
профиль

Репутация: 46
В финал

Алеся Ясногорцева ( Offline )
Коммунистка

*
Автор
Сообщений: 1464
профиль

Репутация: 428
Я прочитала рассказ. Скажу сразу,, если бы я прочитала его раньше - я бы проголосовала в полуфинал. Но не дальше.
Сюжет незаконченный - так и осталось непонятным, как Благодетель похищал талантливых людей, и как он вынимал их души и прятал в колбы?И, главное, зачем он это делал? Для коллекции? Глупо. Продавал богатым людям, чтоы души вселялись в их новорождённых детей? Но богатым в их детях нужен один так называемый "талант" - умение обманывать, воровать и эксплуатироввать людей так, чтобы люди не чувствовали, что их эксплуатируют. К талантливому художнику или к музыканту там отношение будет ещё хуже, чем у прачки.
Основная идея - тоже, к сожалению, выражена не полностью. Она состоит в осуждении такого вот отношения к талантливым людям, как у прачки. Но не раскрыто, что виновата в этом не сама прачка, а горькая нужда, в которой она живёт.

   Сообщение № 19. 29.11.2021, 13:39, Мурашка пишет:
Мурашка ( Offline )
Myrmecia gulosa



Исчадье Ада
Сообщений: 2618
профиль

Репутация: 823
Отзыв в рамках финальной читалки)
Рассказ произвел очень хорошее впечатление за счет языка и умения автора вызвать сочувствие к очередным "униженным и оскорбленным". И опять, как в соседе выше по списку ФЧ, речь про тоталитарный режим и социальную несправедливость. Причем дело настолько плохо, что спасителем кудесников (живых творческих душ) занимается бес, а он уж как умеет, так и спасает, коллекционер такой) Мораль, в общем, ясна с ходу, типа "Ад пуст, все бесы здесь" (Шекспир) и это вы, людишечки, сами, типа те, которые не творцы, а животные-прачки и т.д.. Как с ходу и ясно, кто такой неприметный господин с моноклем — потому что ничего нового: знаем, узнаем по приметам. Взгляд на колбы старичка — и сразу тоже ясно, чем кончится. Вон в "Пышке" ровно такой же наивный механизм коллекционирования человечков, чтоб за пределы Пролета не выходить, а то завалит. Здешний Благодетель зато создает своим узникам комфорт в пять звезд)) только творите) На кой ему только эта эманация) Эстет попался)
В общем, рассказ запоминающийся. Раздражали вторичность и предсказуемость, и, конечно, очень перегруженное "акакиевичами" и духом департаментов начало, его бы поизящней сделать.
Птицу жалко.

   Сообщение № 20. 29.11.2021, 16:46, Fun пишет:
Fun ( Offline )
Странник

*
Мастер Слова
Сообщений: 2015
профиль

Репутация: 526
Цитата(Мурашка)
И опять, как в соседе выше по списку ФЧ, речь про тоталитарный режим и социальную несправедливость. Причем дело настолько плохо, что спасителем кудесников (живых творческих душ) занимается бес, а он уж как умеет, так и спасает, коллекционер такой) Мораль, в общем, ясна с ходу, типа "Ад пуст, все бесы здесь" (Шекспир) и это вы, людишечки, сами, типа те, которые не творцы, а животные-прачки и т.д.. Как с ходу и ясно, кто такой неприметный господин с моноклем — потому что ничего нового: знаем, узнаем по приметам.


Такое объяснение полностью бы нивелировало мои претензии к финалу — если бы с ним можно было согласиться.

У меня не сложилось впечатление, что наделенные таланты прозябали в своей реальности, а коллекционер подарил им своего рода милость несуществования. Да, по тексту им живется несладко, но дочка явно радуется жизни и процессу творчества, а главный герой явно не хочет, чтобы его дочка попала в коллекцию. К тому же, если я правильно помню, главный герой и сам в конце становится пленником коллекционера, а он творческими талантами по тексту не обладает. Т.е. коллекционер не только талантливых спасает, но и тех, кто раскрывает его планы.

мне интересно, за что ты зацепилась в тексте, чтобы вывести такую идею

   Сообщение № 21. 29.11.2021, 19:09, Мурашка пишет:
Мурашка ( Offline )
Myrmecia gulosa



Исчадье Ада
Сообщений: 2618
профиль

Репутация: 823
Цитата(Fun)
мне интересно, за что ты зацепилась в тексте, чтобы вывести такую идею

за общий дух) хоть в колбе, но творить, если условия создадут вплоть до того, что папочку подсадят, чтоб не расстраивалась) а вне колбы общество вокруг — сплошные прачки и никто поделки не покупает(прикрытые от снежка, в закутке рынка) потому что людям не до жиру, быть бы живу при их социальном порядке на этом странном острове (что то тут про "Обитаемый остров" намекает)
да не знаю я, за что я цепляюсь)) про общую внутреннюю логику текста мне скучно)) перечитала твой отзыв, Думаю, там эти пятеро, Володьша и пр., как раз про их невостребованность, ненужность, непонимание прачками, а той хоть бы выжить, накормить этого "мужлана" и штаны ему купить на гроши. Если эту мысль развивать, то типа нет пророка в своем отечестве и пр, особенно про этакую "непонятость творца", а больше про социалку, вроде как все хотят красивого, но или жрать нечего, или денег и вкуса хватает только на лебедей на клеенке( Про выживание в нищете( куда уж тут кудесники со своими штучками)) Мир жесток)) Нищета превращает в рабов, мол, не до искусства. Тут еще автор задает как данность, что эти кудесники в самом деле гениальны, а в нашем мире-то все относительно) мож, кто стопятьсотую птичку рисует и думает я гений, а таких птичек уже мильен, и никто не покупает. Обидно. Хоть бы благодетель нашелся. Хоть и с колбой((
Но это мое прочтение, я его никому не навязываю)

Добавлено через 6 мин. 2 с.

Подумала, что сильнее б рассказ получился, наверно, если б сеттинг был не безопасно гоголевским, а времен Военного Коммунизма или полслевоенной разрухи) Тогда и бес поинтереснее бы был, не такой очевидный)

   Сообщение № 22. 29.11.2021, 19:24, Fun пишет:
Fun ( Offline )
Странник

*
Мастер Слова
Сообщений: 2015
профиль

Репутация: 526
Цитата(Мурашка)
Подумала, что сильнее б рассказ получился, наверно, если б сеттинг был не безопасно гоголевским, а времен Военного Коммунизма или полслевоенной разрухи) Тогда и бес поинтереснее бы был, не такой очевидный)


а социал очка у читателей не треснула бы от такого?))) так и вижу, как людям бьет в голову антиутопичность при таком сеттинге)

после твоей вот этой версии я чувствую, что надо перечитывать текст для проверки ее на прочность. Потому что ты реально гладко разложила. По твоей версии можно объяснить и то, почему текст подстраивается под детективный жанр и почему финал на самом деле не слит. Вот только хотелось бы нанизать это на какие-то 3+ стержня в тексте, чтобы не гадать, а выстроить. Но не уверен, что найду время на перечитывание.

   Сообщение № 23. 29.11.2021, 19:27, Мурашка пишет:
Мурашка ( Offline )
Myrmecia gulosa



Исчадье Ада
Сообщений: 2618
профиль

Репутация: 823
Цитата(Fun)
социал очка

ты с пробелом нарочно???

Добавлено через 2 мин. 35 с.

Цитата(Fun)
какие-то 3+ стержня

нищета
тоталитаризм и государственный контроль
творчество как чудо в таком мире

Добавлено через 7 мин. 24 с.

А автор сейчас грызет кулак и думает, мол, не писал я такова! Я про несчастную птицу, оторванную от своего творца, писал!!
КМК, очень хороший рассказ про "поэт и общество")) И очень в духе РЛ)) Возьму в голосовалку точно))

   Сообщение № 24. 29.11.2021, 20:34, Анастасия пишет:
Анастасия ( Offline )
Странник

*
Мечтатель
Сообщений: 122
профиль

Репутация: 49
очень симпатичный рассказ) философский такой) наверно, про общую несправедливость существования, а не только про кудесников в колбе) по большому счёту, они и так в колбе, творчество ведь защищает своих творцов, потому она и счастлива, пока рисует, так что и не заметила, как в настоящей колбе оказалась. Возможно, это одна из тем рассказа, побег в творчество.

   Сообщение № 25. 29.11.2021, 21:03, Fun пишет:
Fun ( Offline )
Странник

*
Мастер Слова
Сообщений: 2015
профиль

Репутация: 526
Цитата(Мурашка)
нищета
тоталитаризм и государственный контроль
творчество как чудо в таком мире


больно ж общо.

Цитата(Мурашка)
Возьму в голосовалку


Я тоже, но за техническую реализацию текста.

   Сообщение № 26. 30.11.2021, 06:58, Элен Мэлиан пишет:
Элен Мэлиан ( Offline )
майа

*
Классик
Сообщений: 3170
профиль

Репутация: 854
Автор, я прочитала ваш рассказ. Приветствую!
Первый раз встречаю рассказ, который, как бурное море мотылял меня ассоциативно в разные кыно и романы - от Острова до "движущихся" фотографий из мира Гарри Поттера, от мистера на Патриарших прудах до "Проданного смеха".
Написано в лучших традициях, гладко, хорошо. Экспозиция чуток затянуто, но это вполне позволительно.
Хороший рассказ, но мне не хватило изюма... Проходной, на мой взгляд.
С уважением и удачи)

   Сообщение № 27. 30.11.2021, 13:20, елена kuzzy пишет:
елена kuzzy ( Offline )
Странник

*
Певец
Сообщений: 254
профиль

Репутация: 87
Автор, спасибо за хороший рассказ и удовольствие от его прочтения. Хорош язык, стилизация, мир, герои, вызывающие живые эмоции, интересный сюжет. Написано гладко и текст позволяет прочитать его по-разному. Заслужено попал в финал.

   Сообщение № 28. 30.11.2021, 16:54, Karakousa пишет:
Karakousa ( Offline )
Странник



Исчадье Ада
Сообщений: 2276
профиль

Репутация: 382
Я прочитала. Ну, впечатляющий рассказ, конечно, что и говорить!

Начало - очень громоздко воспринимается стилизация под старый язык. Её ИМХО слишком много - для штрихов колорита можно бы и меньше. От этого примерно первую треть рассказа прям насильно в себя впихивать пришлось - очень грузный текст.

Но потом всё как-то рекой потекло, выровнялось, устаканилось.

Фантдоп: живое искусство - идея, конечно, не претендующая на супер-оригинальность. Но то, с каким тонким эстетизмом вы это преподнесли, в принципе маскирует неноваторский фантдоп. Очень красиво всё, что касается этой фэнтезийной составляющей.

Ещё, ИМХО, вот этот тот редкий случай, где плотность диалогов в тексте больше, чем надо. Обычно бывает наоборот)) Чуть больше бы повествования - и было б лучше понимание, что происходит в рассказе. Потому что сюжет воспринимается несколько сумбурно.

А вообще очень красиво. Язык приятный. Как-то по-доброму всё.

   Сообщение № 29. 30.11.2021, 22:05, Ilse Witch пишет:
Ilse Witch ( Offline )
Странник

*
Певец
Сообщений: 309
профиль

Репутация: 79
Здравствуйте, Автор. Прочитала. Спасибо. Мне думается, это как раз тот случай, когда не надо больше ничего додумывать или менять. За исключением какого-нибудь творческого порыва с вашей стороны. Мир, язык, сюжет - все было классно. Лично для меня хорошая история должна обладать двумя качествами:
- в нее можно поверить (остается впечатление, что такое действительно случилось где-то в параллельном мире)
- в ней есть "разум", то есть происходящее заставляет нас о чем-то задуматься, задать самому себе определенные вопросы и проанализировать поступки героев.
Здесь сошлись все звезды. Вы молодец. Удачи вам в финале и просто удачи в творчестве.

   Сообщение № 30. 1.12.2021, 00:05, Табита пишет:
Табита ( Online )
Странник



Исчадье Ада
Сообщений: 2704
профиль

Репутация: 453
Здравствуйте, автор! У вас получился классный рассказ. Если бы он попался раньше, то, возможно, нажала бы две кнопки.

Прочитала на одном дыхании. Атмосферно и интересно. Главный герой получился объёмным. Мир прорисован. С птицей - очень здОрово! С идеей "благодетеля" тоже.

Извините за телеграфный стиль))) В этот раз я пробежала по диагонали комментарии, прежде чем написать свой (обычно так не делаю). Думаю, вы и так поняли, что общее впечатление после прочтения рассказа - исключительно положительное.

Что, на мой взгляд, не хватило тексту (либо случился перебор):
Опять же, об этом писали выше. Но тоже упомяну.
Детективная история. Меня она увлекла. Но в середине текста случился пшик. И вместо поиска с препятствиями, мы получаем серого господина сразу на блюдечке.
В этот момент я поняла, что вы не ради детективного расследования всё это нам показали, а для того, чтобы потом в разговоре Прохора с "благодетелем" нам было понятно про таланты людей. Чтобы мы сразу поняли про кудесников в колбе.
Но тогда это обман читателя. Вы сразу задаёте детективный стиль. Читатель и ждёт детектив. Но даже если и оставить эту полудетективную историю, то зачем так много персонажей? Два-три - максимум. Все они могли бы "выстрелить" (все пять), если бы это было расследование, и каждый раз новый свидетель-заявитель выдавал бы что-то новое...

Ну да ладно. Думаю, и про это вам уже писали подробно. Добавлю только, что начало детективной истории мне очень понравилось. И ваша мистическая история с отличнейшим злодеем заиграла бы и в классическом детективе. Противоречий нет. Злодей может обладать и сверхспособностями, и быть носителем сверхидеи.

Финал. В принципе, мне понравился. Грустно как-то. И про Прохора с дочерью, и про огненную птицу. Это теперь для всех какое-то вечное чистилище?
Надеюсь, я правильно уловила концовку, что есть возможность выбраться, раз птица-идея покинула полотно.

Что не совсем поняла: посыл - "грубые идеи нужны для того, чтобы могли существовать изящные". Грубая идея - Прохор? Изящная - Рада, которая не может рисовать без отца? Как-то притянуто, на мой взгляд.

Итог: Рассказ понравился. В финале заслуженно.
Спасибо и желаю удачи!

   Сообщение № 31. 1.12.2021, 02:26, Bioskeptic пишет:
Bioskeptic ( Offline )
выживаю на планете 4546B

*
Мастер Слова
Сообщений: 2113
профиль

Репутация: 368
Здравствуйте автор.

Рассказ прочитал. Почти все понравилось, но финал - не просто вторичен, это почти дословное цитирование сразу нескольких произведений. Из недавнего, что могу вспомнить - финал рождественского ужастика "Крампус". Не то, чтобы это плохо для хорошо написанного рассказа, но такое совпадение портит впечатление от рассказа довольно громкой мыслью "О, это точь-в-точь, как в том произведении!"

Ну вы сами посмотрите. Со второй минуты.


   Сообщение № 32. 1.12.2021, 14:17, Masha Rendering пишет:
Masha Rendering ( Offline )
Королева пентаклей

*
Гипножаба
Сообщений: 3765
профиль

Репутация: 942
Уважаемый автор, я прочитала ваш рассказ.
В прошлом раунде зохавали шахматистов, а тут вот такая вариация образовалась...Похоже лично на мой вкус, но это не авторская проблема, естессна, а моя — читательская))
Что понравилось: Написано местами весьма неплохо, но как-то очень неровно. Есть куски — с птицей, например, хорошие, где чувствуется, что автора захватило (и читателя захватывает тоже), а есть начало...ну такое — не плохое и не хорошее, совершенно никакое, кмк, словно автор до конца не определился, о чем же он собирается писать. Общее впечатление — автор сам не слишком хорошо понимал, куда заведет его это расследование) С одной стороны, это хорошо — действительно где-то на середке текста появляется интрига и,кажется, даже автору становится интересно — что же дальше то будет, с другой стороны — если очень формально подойти к структуре, то все эти фактурные допросы могли бы носить несколько другой ...ээм...акцент что ли, более идейный, менее — детективный. Ну, это только мои предположения.
Финал я бы не сказала, что предсказуемый, но такой...закономерный., после которого киваешь головой и думаешь: "а, ну, да, как еще можно было закруглиться то побыстрее, если не так".
Особого отклика у меня рассказ не вызвал — ну, неплохой, возможно, даже вполне себе для печати в каком-нибудь сборнике. Наверное, потому что практически все элементы в нем — и ожившие картины ,и попадание в картину (или в кукольный домик, например), и стилизация, и пр. — довольно знакомые, не вторичные, но вполне каноничные элементы, не выбивающиеся из стандарта. И рассказ получился — стандартный. Читается хорошо зато и с удовольствием.
Схема работает, тем не менее.
Спасибо и удачи!

   Сообщение № 33. 2.12.2021, 13:37, Dax пишет:
Dax ( Offline )
Cpt.

*
Творец
Сообщений: 7517
профиль

Репутация: 1783
Приветствую, Автор! Благодарю за доверие.

Итак, мы имеем в некотором отношении жанровую вариацию на записки сыщика, скажем, Путилина.
Так сказать, последнее дело.
Пока читал, постоянно ловил себя на мысли, что не верю происходящему, что нелогичны и противоречивы как картина мира, так и поступки героя.
Цитата
Есть пара бумаг от жителей. Люди пропадают
Тут время озаботиться уже не поиском пропавших, а тем, как не допустить панику. Если пропадают люди, то будут слухи, а слухи очень быстро приведут к панике и охоте на ведьм.

Цитата
Говорят, кузнецы и мебельщики нынче настолько в цене
Что, простите? Мебельщики? У Вас город изолирован. Там Вами же озвученные проблемы с продовольствием. Кстати, не совсем понятно, откуда такое изобилие (если смотреть на номенклатуру) продуктов. Город отрезан от мира. Ну, наверно, какие-то деревни рядом. Ну, может, что привезут на дирижаблях. Но снабжать даже небольшой городишко это анрил. И большого разнообразия не будет. Но, вместе с тем, в городе, окруженном океаном, в ассортименте пайка только одна сайка. Так-то там будет рыбное молоко, рыбная сметана, рыбный хлеб и рыбная пастила.
Куропатка... блин...

Цитата
Прикрыв свои работы от сыпавшего без устали снега
А откуда дрова-то? Как жители город обогревают. Причём, они умудряются еще и окна открывать, проветривать.

Далее.
Цитата
- Ариадны Прохоровны нету дома, - вполголоса продолжал городовой.
... Сердце заныло от тревоги и горя. Не дай бог что – не переживёт он её потери. Помрёт.
... Прохор отправился за ним.

Я вот тут где сидел, там и лег. ГГ, у которого ничего в жизни просто нет, кроме дочери, узнав, что её нет, отправляет за подозреваемым себя, а искать дочь - городового. А потом, не получив вестей, что с дочерью, где она, он ... разговаривает?
Ну, он же
Цитата
сорок лет ловил преступников – отчаянных воров и незадачливых убийц, мог прочитать их мысли по мимике и взгляду. Этот же субъект был умён, скрытен, изворотлив
у ГГ конкретные подозрения, он знает город вдоль и поперёк, у него не может не быть информаторов.
Да у него после того, как срисовали персонажа, в практически изолированном городе будет на него вся колода. И он только разговаривает...

Цитата
старьёвщик оказался до смешного прост - почти признался
И....?
Герой продолжает разговаривать. Кстати, с какого к подозреваемому в похищении людей дядя, которому 7-й десяток, идёт один? Чтоб точно пропасть и дочь не спасти?

По повествованию. Рассказ нетороплив, масса подробностей, как в романе. Но тут, КМК, ничего не поделаешь, т.к. стиль предполагает такое, но даже если убрать, будет сильно хуже. Кароче, не баг, а фича.
Жаль, что никаких особых крючков среди обилия деталей не нашлось. Просто антураж.

По тексту. Системные проблемы с пунктуацией.

По финалу.
Смена времени повествования спойлерит финал. И так понятно, что ГГ попался в ловушку. Но тут уж совсем никаких сомнений не остаётся.

Частности.
Цитата
Оставшиеся гроши часов

Свернутый текст
изображение

Цитата
Убогая квартирка о двух комнатах в коморке для слуг
Как это? Кстати, каморка.
Цитата
свое почётное
Либо Е либо Ё.
Цитата
С некоторых пор, ряд кудесников
И повтор выше - "пор".
Цитата
Рада с тех пор, как начала писать {зпт} запрещала
И опять "пор".
Цитата
на старых, изъеденных клопами стульях
Представил клопов, которые, как лютые термиты, жрут стулья.
Цитата
Может {зпт} совпадение?
Не думаю. Может, похоже, стоит обособлять вводные слова?
Цитата
Прохор, беглым взглядом уловил

Цитата
Прохор, сел в кресло
Система... Но про "сел в пальто в кресло" всё предложение кривое.
Цитата
Как Прохор не силился

Свернутый текст
изображение

Цитата
А я поставлю самовар
Лучше б поставил точку.
Цитата
смотреть, как она счастлива
Так нельзя сказать. "смотреть, как она счастливо .. что-то делает", "наслаждаться тем, что она счастлива" и т.п. Но не так.

*уходит, напевая
Ты пришёл в мою обитель,
Ты теперь мой вечный зритель,
Мы немые лица спектакля одного...

   Сообщение № 34. 2.12.2021, 13:51, Nvgl1357 пишет:
Nvgl1357 ( Offline )
Голову с плеч!

*
Поэт Слова
Сообщений: 1995
профиль

Репутация: 422
Dax
А как же:
Цитата
Поскольку это финал, следует отметить исключительно положительные качества рассказа

?
))))

   Сообщение № 35. 2.12.2021, 14:08, Dax пишет:
Dax ( Offline )
Cpt.

*
Творец
Сообщений: 7517
профиль

Репутация: 1783
Nvgl1357
Ну... Тут исключение, т.к. Автор меня звал через Табличку; ещё на предэтапе. А я вот только дополз.

   Сообщение № 36. 2.12.2021, 14:42, Боб пишет:
Боб ( Offline )
Don't boil me

*
Босс
Сообщений: 18625
профиль

Репутация: 1524
Я прочитал рассказ.

Довольно интересно закручено. Мир такой, любопытный. Персонажи живые, особенно в сравнении.

Но, кажется, не очень в смысле самого текста, надо тренироваться. Не знаю как объяснить. Покорябало напр это "старче", больше одного раза повторенное и при этом неправильно: это ж звательный падеж, а использовано на месте именительного или винительного.

   Сообщение № 37. 4.12.2021, 11:42, Marinera пишет:
Marinera ( Offline )
Странник

*
Мечтатель
Сообщений: 134
профиль

Репутация: 58
Рассказ прочитала.
Согласна с теми, кто говорит, что это недодететектив и у рассказа проблемы с финалом.
Мира показалось достаточно, ведь дело не в нем, а в истории.
Автору удачи на конкурсе.

Натанариэль Лиат ( Offline )
выпрями спину, солдатик

*
Лорд Хаоса
Сообщений: 3258
профиль

Репутация: 724
Я прочитала рассказ, и мне понравилось, на самом деле.

Типа, есть в нём что-то такое симпатичное. Например, вот эти взаимодействия и отношения отца и дочери - для меня они как раз получились впору, тёплыми, но без сюсюканья. Хоть и есть некоторые нестыковки (типа, герой надеется провести старость в заботах дочери, но при этом опасается, что при малейшем волнении та "сляжет" - много ли такая назаботится?), но меня они сильно не царапают. Есть что-то приятное в этих вот изображениях уютной нищеты, что ли.
Плюс - люблю фэнтези-детективы. Тут, конечно, всего один подозреваемый, и, если герой сомневается, то я как читатель - ни разу. Но, с другой стороны, было интересно размышлять, чего же загадочный неприметный типчик хочет от одарённых и бесполезных для предельно меркантильного мира рассказа. Убивает их и ест на завтрак? Забирает в другое измерение, где не приходится столько сил тратить на выживание, чтобы они могли творить и раскрывать свой дар там? В итоге оказывается, что немножко и от того, и от другого. Не скажу, чтобы концовка вызвала вау-эффект, но и разочарования тоже нет, мне кажется, она хорошая. Ну, мб, разве что я на месте героя так не рвалась бы на волю, наверное? Типа, наверняка антиквар как-нибудь позаботится о поддержании жизни живущих в колбе (он же не захочет, чтобы у него там валялись неэстетичные трупы?), а если так, то разве это не то, чего герой хотел? Тихая старость, где дочь рисует, а он любуется ею, и не нужно ни о чём уже волноваться.

Из замечаний - немного странная история про город-остров. Типа, про это дело вообще минимум информации, и возникает ощущение искусственности - ясно, что это всё введено чисто для того, чтобы сделать город замкнутой системой, страдающей от дефицита ресурсов. Хотелось бы, чтобы как-то всё это было органичнее вписано, что ли?
Ну, и можно порассуждать, выращивают ли прям там же рис и апельсины, например. Но хотя есть же дирижабли, мб, они завозят всякие такие продукты извне, но я бы тогда на месте местных захватила дирижабль силой и улетела оттуда, я не знаю?
И ещё вот этот момент:
Цитата
Ему неожиданно кажется, что в картине что-то неуловимо изменилось. Видимо, его обманывает зрение, или неровный свет свечей по-другому отражается от полотна, но кажется, что солнце вовсе не багровое, а огненное, а в осенней охре с золотом появились новые оттенки. Никогда такого не бывало. Может, картины дочери живут своей жизнью?

Эмм, но птица же в середине рассказа жила, двигалась и ела? Я после этого решила, что у Рады все картины волшебные, как в мире Гарри Поттера. Или тут герой уже забыл про магию, как его дочь забыла про благодетеля?
Но ладно, неважно.
Вообще, мб не вижу этот рассказ победителем, потому что ему не хватает для этого чего-то яркого, но мне он удовольствие доставил. Когда я дошла до сцены, где гг увидел благодетеля на рынке, пришлось прерваться, и я с нетерпением ждала, когда же смогу продолжить читать и узнаю, что к чему :)

   Сообщение № 39. 7.12.2021, 14:08, Olybuy пишет:
Olybuy ( Offline )
пустота себя исчерпала

*
Сочинитель
Сообщений: 955
профиль

Репутация: 395
Здравствуйте, автор!

Какой чудесный рассказ!..

...думала написать я и на том закончить. Но как и многих, финал меня почему-то надломил, как будто он не от этого текста. Ведь так круто написано, такая классная стилизация, живые герои, деталечки, птица эта... Когда появилась птица, я только сообразила, что ваш рассказ был у меня на преноме. Такая запоминающаяся деталь! Но вот кто-то в комментариях говорил про шведский стол – мне кажется, это близко по смыслу.

Ведь вот есть эта птица, она восхитительная. И не сказать, что вы ее потеряли – все же в финале она довольно важна. Но почему-то мне показалось, что ее первое появление куда ярче и объемнее, чем в финале. Как будто не на ступеньку вверх, а вниз шагнули. Долгие описания талантов других пропавших – они совсем потерялись, как и сами пропавшие. Стрекоза, которая заявлена, но не описана. Хотя то, как классно вы описываете эти живые картины, меня очень впечатлило. Но вот кажется, что много ярких потерянных деталей получилось. Прям я бы взялась за этот текст и очень четко отследила, что работает, а что пропадает, и подчистила и увязала в конце.

И мне показалось очень тяжеловесным это объяснение коллекционера. До этого момента для меня текст просто летел, в нем был такой классный баланс динамики и деталей, он был одним течением, а вот это обсуждение – как порог. Вместо того, чтобы вылететь к водопаду, я застряла в нем и все, финал уже не пошел. Даже не могу понять, что именно с ним не так: то ли слишком он расписан, а хотелось бы скрыть что-то между строк (кафедра умолчания приветствует вас!), то ли в принципе такое объяснение меня разочаровало. Хотя все в целом логично и понятно, но что-то не то...

Тем не менее, рассказ все равно чудесный, первые 2/3 уж точно, за что вам большое спасибо!

И удачи в финале.

   Сообщение № 40. 11.12.2021, 13:08, Астра Ситара пишет:
Астра Ситара ( Offline )
Странник

*
Поэт Слова
Сообщений: 1534
профиль

Репутация: 369
Прекрасный рассказ. Настоящая литература. Поначалу я радовалась гармоничному, яркому языку, но потом меня увлекло и повествование. Это такой текст, в котором отдыхаешь душой. Здесь чистые, высокие идеи, реалистичные характеры, красивые, ёмкие образы. Особенно понравилась мысль, что в каждом человеке заложена идея создателя. Очень творческое осмысление, ведь лучшие писатели так героев и создают, а параллель с реальными людьми открывает новые оттенки этой мысли. И, конечно, центральная задумка про благодарность нематериальным ценностям — очень греет душу. Это так верно сказано. Всё здесь сказано правдиво и красиво, ни одной фальшивой ноты.
Низкий поклон автору! Спасибо, совершенно целительная история для меня.

   Сообщение № 41. 11.12.2021, 23:43, Крошка Элли пишет:
Крошка Элли ( Offline )
Странник

*
Творец
Сообщений: 10455
профиль

Репутация: 1079
Еще раз здравствуйте, автор. Собираю топ для голосования, поэтому перечитываю финальные тексты. Вот и к вам вернулась. Как ни печально, нашла то, что пропустила в первый раз. Озвучу кое-что.
Ну, во-первых, странный продуктовый набор в корзинке у героя. Зачем им фунт (пол кило) моркови? Зачем сметана, если можно взять постного масла для каш? Количество продуктов и впрямь маловато, а он шикует сметаной, которая никуда при бедности не упирается. И иван-чай можно собирать, а не тратить на него часы работы. Кстати, душицу тоже. При первом прочтении я на это не обратила внимания. Сейчас показалось странным.
Деепричастие "не смотря" при переходе в разряд производного предлога пишется слитно.
Дальше. Не надо всегда слова в переносном значении ставить в кавычки.
Цитата
а у него, с тех пор как Ольга умерла, вся еда имела вкус горечи.
Я так поняла, что ему было безразлично, что он ел. А как же тогда вот это?
Цитата
Он ел и ел. Думал, как же так повернулось, что они с дочерью забыли вкус мяса и вина,
Думаю, что здесь просто давление на жалость. Ах, какие они бедные и несчастные!
Цитата
А с тех пор, как Стародар в одну ночь стал островом посреди безбрежного океана, впроголодь жили все жители города.
Простите, но с острова не исчезло сельское хозяйство и животноводство. Рис, я понимаю. Но вот картофель и птица. Или на этом острове жили чисто на импорте?
Цитата
Говорят, кузнецы и мебельщики нынче настолько в цене, что якобы берут только монетами.
Еще одна логическая неувязка, кмк. Людям жрать нечего, а они заказывают новую мебель и кованые изделия?
Не верю герою. Он эгоист? Как он мог верить и любить птицу больше, чем дочь? Ладно, жена умерла. Ее нет. А дочь-то рядом. Ну и что, что птица его понимала. Это не значит, что птица важнее дочери. Нет таких качеств у вашего героя. Поэтому - не верю.
и
Цитата
зъеденных клопами стульях
Точно клопами? Разве клопы живут в офисах? Даже если и живут, стулья они точно не едят.

   Сообщение № 42. 12.12.2021, 00:16, Крошка Элли пишет:
Крошка Элли ( Offline )
Странник

*
Творец
Сообщений: 10455
профиль

Репутация: 1079
Цитата
прервать её смерда
Простите, автор, но это не ругательство в те времена.
Цитата
да бельё в проруби
В какой проруби? Они ж не в деревне возле реки жили.
Отметила детализацию. Хороша!
Цитата
Мать её – шлюха, в подоле принесла,
Так ее мать и есть его жена. Кому она в подоле-то принесла?
Вот напрягает излишняя эмоциональность. Все ваши герои общаются на разрыв аорты. Ну как так-то? Они все истерики, что ли?
Еще вопрос. А почему после смерти жены у них бедность наступила? Она работала кем-то особенным?
Цитата
тем больше антикварные лавки превращались в хранилище изрядно латанных вещей, голодной обуви и искалеченной мебели.
И что, обувь с оторванными подошвами покупали?
Тавтологию бы вычистить. Особенно в начале.
Цитата
Где не осталось ни одного человека, который хоть сколько-нибудь понимает в искусстве?
А куда они с острова-то делись?
Я не понимаю, механизма работы монеты. Почему и зачем она выделяет золотистую пыль? Это к чему в рассказе?
На запятые тоже, оказывается, я не обратила внимания. Надо почистить.
Цитата
Страшную, как смерть. Или бессмертие.
А откуда Прохор знает про бессмертие?
И очень слитый финал. Птица вот так просто взяла и улетела. У меня какие-то новые ощущения от рассказа. Я не могу связать все нити в один клубок. И сам мир для меня не достоверен. Почему город стал островом? Откуда взялись такие кудесники там? Или это просто метафора. Мы заложники своих талантов. В своих идеях как в колбах. Но идеи в нас вложил Создатель. Значит, мы у него под колпаком)) Как-то так, видимо.

   Сообщение № 43. 25.12.2021, 22:15, Весёлая пишет:
Весёлая ( Offline )
мимо проходила

*
Лорд Хаоса
Сообщений: 3820
профиль

Репутация: 1185
Здравствуйте, автор!)

Рассказ я прочитала, но отзыв зажму, уж не обессудьте.
А вот вопросы финальной эстафеты задам. Хотите, после объявления результатов, приходите отвечайте. Не хотите – как хотите, это не обязаловка)

1 У меня сложилось впечатление, что такой вот сеттинг с уклоном в Русь прошлых веков вам неблизок как декорации. Но мне показалось, что всё это вы выписывали с большим удовольствием, хоть и не очень уверенно себя чувствовали в матчасти. Я ошибаюсь или нет? И почему вы выбрали именно такой вот антураж?
Я не стану лукавить, оно меня очень привлекло в вашем рассказе, хоть некоторые нюансы и несколько царапали, особенно поначалу.

2. Вы вдохновлялись чем-то извне? Музыка, фильмы, книги. Или образы и картинки мира и персонажей пришли к вам прямо в голову?)

3. Как вы считаете, рассказу комфортно в заданном размере? Всё ли задуманное удалось воплотить, вместить в повествование, или какие-то смыслы, идеи остались за кадром? Возможно, не вписанные автором, возможно, не увиденные читателями.

Если ответите, буду признательна.
Мне понравился рассказ, потому и хочется узнать о нём чуть больше)


   Сообщение № 44. 3.1.2022, 07:54, Marinera пишет:
Marinera ( Offline )
Странник

*
Мечтатель
Сообщений: 134
профиль

Репутация: 58
Junto, надеюсь когда-нибудь написать рассказ и прочесть от вас хотя бы: «Мне почти понравилось»)) :%):

Спасибо всем за то, что так вдумчиво читаете и, конечно, за комментарии!

В тексте был кирпич размером больше 5Кзн., который, если бы остался, то, возможно, вопросов по нему возникло бы меньше. Однако, когда покончила с финалом, оказалось, что по знакам перебор. Перечитав текст, поняла, что сама на этом кирпиче засыпаю. Его и порезала, как наименее сюжетообразующую часть.
Немного развею туман о той части истории, которая осталась за пределами текста, учитывая, что вопросов по ней возникло больше всего.

Дирижабль действительно прилетает, но редко, раз в полгода или несколько месяцев. Государство не бросило часть своей суши, и проявляло разумный минимум мероприятий для поддержания государственности на острове.
Все, кто хотел и мог покинуть остров – сделали это тогда, когда произошла катастрофа – места на дирижабле стоили очень дорого, поэтому улетела вся элита. Однако при наличии достаточных средств это можно сделать и сейчас. Но ни у кого их нет.
В момент происходящих событий дирижабль прилетал и не приземлялся, никого не высаживал и не забирал. Происходил т.н. обмен информацией: отчетность о текущем положении вещей на постановку дальнейших задач перед губернатором острова. Это основное.
(Возможно, если когда-нибудь решусь переписать рассказ в повесть, я закручу жизнь острова вокруг ценного экономического ресурса, ради которого государство поддерживало остров, но на этапе написания рассказа этого ресурса не было. Государство поддерживало, потому что должно)
Снабжение продуктами – вторично, т.к. надо понимать, что для государства – это статья затрат невосполнимая, дотация, поэтому это делалось, но на минимальном уровне, и прежде всего для поддержки тех, кто служит государю. Когда я прописывала корзину, то хотела отразить в наборе продуктов, что есть такие, которые завозились: рис, гречка, апельсин и орехи. Остальные продукты выращивались и собирались на острове: куропатки посредством охоты, овощи – посредством огородничества, чай – сбором трав и т.д. И конечно, водоем с пресной водой имел место – исторически так сложилось, что люди селятся возле воды. И то, что полуостров стал островом на водоем не повлияло.

Государственный аппарат при этом продолжал работать и в силу своих возможностей помогал людям: не только распределял те продукты, которые привезли на дирижабле, но и осуществлял заготовительные мероприятия в рамках города – поддерживал сельское хозяйство, охоту и рыбалку. Государственным служащим при всех прочих отдавался приоритет, остальным людям – как получится и что останется.

С мебельщиками и кузнецами хотелось показать конечность ресурсов, которые их окружают. А через это и неотвратимость грядущего экономической катастрофы в данной отдельно взятой реальности. Если топить помещение можно от того, что приносит море, т.н. плавник, то хорошая древесина, из которой можно делать мебель, так же как и железо – уже стали дефицитом, поэтому и дорого. Что же касается того, что людям нечего есть, откуда у них деньги на мебель – так или иначе жизнь продолжается, и вновь образовавшейся семье хочется иметь не только свой угол, но и свою табуретку, поэтому пусть и небольшой, но спрос все-равно будет, даже в таких условиях.

Одним из решений губернатора было отдать чужую собственность – покинутые особняки – под жилье нуждающимся. Получал он на то добро собственников и властей? Почему нет? Возможно на условиях аренды за те же трудо-часы. Т.к. особняков было немного, то приоритет как уже понятно, был у госслужащих с семьями. Прохору с женой выделили две комнаты, когда родилась Рада. На одном этаже проживало несколько семей, была общая гостиная и столовая, где обедали все вместе (вроде коммуналки, только в мини-дворце)) А когда умерла Ольга, соответственно, эти комнаты перераспределили для более многочисленной семьи, а им предложили жилье хуже – подвальное помещение, где раньше располагалась каморки для слуг.

Так же была введена условная валюта – трудо-часы, которые человек мог обменять на товары через посредника. У государственной службы велся собственный учет – через заготконтору, у обычных людей – через старьевщиков. Также хорошо процветал бартер. Деньги в натуральном виде почти вывелись из обращения (о причинах можно написать много), и их ценность невероятно выросла. Именно поэтому сложилось такое отношение к настоящей монете.
Почему не организовали сообщение с материком по воде? Аномалия, та же, из-за которой часть материка стала островом. Но не о ней ведь речь.

Хотела вкратце описать, но получилось много, и я прошу прощения, если наговорила лишнего и не сумела ответить на все вопросы.

Немного проясню по поводу живых картин и почему Прохора удивил полет птицы. Здесь все просто - мастерство Рады росло от картины к картине. Если Осень была нарисована так хорошо, что было ощущение капель дождя на полотне, но при этом сама картина была статична, то Стрекоза уже «дрожала крыльями», также и в других картинах были опробованы "живые" фрагменты. Я убрала описание Стрекозы, т.к. посчитала, что текст будет ими перегружен. Но изначально он был такой: «Рада писала. Каждая следующая картина выходила живее предыдущей. Они уже отметили «премьеры» распускающейся розы; изменчивое на закате море с настоящими волнами и прибрежной пеной. Великолепна была «Стрекоза» - на нарочито грубом фактурном фоне она выглядела скорей творением ювелира – тончайший хрусталь крыльев, бархатная глубина множества глаз, в которых отражался тот, кто на неё смотрел. И при этом восхитительно живая!»
Птица стала больше, чем живой – Рада вложила в нее сострадание и способность сделать то, чего сама не могла – сжечь боль. Каждая картина была откровением в сравнении с предыдущей и превосходила по мастерству.

Пару слов о детективной части. Признаюсь, она писалась с одной целью – компактно рассказать о том, что именно коллекционирует благодетель, какие таланты. Поэтому здесь злодей лежит на поверхности и расследование больше напоминает служебное, а люди, рассказывающие о пропавших родных столь эмоциональны. Возможно, это получилось криво и не совсем достоверно. Спасибо тем, кто обратил на это внимание. Я подумаю над этим.

Монета. Монета от благодетеля – носитель его магии, пыль от нее – магический след. И не важно, оставил себе человек монету или нет – он принимает ее из рук злодея и попадает под его магию. Мне очень хотелось передать это сменой настроения и мыслей Прохора после того, как он подержал монету в руках пошел домой. Как только он ее взял – уже угодил в ловушку.

Финал - он получился, как заметили, закономерным и скажу более - таким, каким был задуман. Возможно, будь у меня больше времени, я постаралась бы сделать его менее вторичным. И обещаю также над этим подумать)

В завершение отвечу на вопросы Весёлой:
1. Вы не ошиблись. Закапываний в историческое прошлое было не так много, лишь по отдельным моментам, например как выглядел рынок, что на нем продавали, как работали сыскные службы. Одежда. Без глубокого погружения в предмет.
Не могу сказать, что я выбирала антураж. Стрельнула идея, а антураж для нее народился сам. Не знаю, как это работает.
2. Извне не вдохновлялась. Образы, картинки пришли сами, извне я добирала их, дорисовывала.
3. Рассказу, конечно тесно в этих рамках. И полотно выше этому подтверждение) То, что я хотела воплотить – я воплотила и считаю это произведение законченным, несмотря на то, что оно сильно ужато и в чем-то незрело.

В результате проведенного на конкурсе времени я сделала важный для себя вывод: выходить в финал не только приятно, но и полезно. Такого обилия конструктивных отзывов и мнений по своим рассказам я еще никогда не получала. И еще одним открытием стало, что эти мнения могут настолько разниться.
Вы открыли новые смыслы в моем рассказе, целые пласты смыслов! И это такое богатство, с которым я ношусь в голове уже целый месяц и не знаю, что с ним делать)). Каждый день меня кидает в разные стороны: от переписать все к такой-то матери до - нет! Ничего не трогать! Так до сих пор и не определилась. Но это очень ценный опыт для меня! И спасибо вам огромно за ваши отзывы!

0 Пользователей читают эту тему (0 Гостей и 0 Скрытых Пользователей);
« Предыдущая тема | «Осенний Пролёт Фантазии 2021» | Следующая тема »

Яндекс.Метрика