Бестиариаолог Ы!
Книгу не читала, фильм смотрела. Поспорим?
Спорить, конечно, не буду, т.к. о вкусах не спорят, но выскажусь.
1. Мне фильм не то, чтобы понравился, но и НЕ могу сказать, что НЕ понравился.
2. У меня нет такого стойкого предубеждения против Федора Бондарчука, поэтому его актерская работа в фильме мне понравилась.
3. Порадовали актеры - причем все без исключения, и было очень обидно видеть, как труд актеров затмевает работу режиссера, сценариста и оператора. "Обитаемый остров" - яркий пример того, что на одной только хорошей игре актеров далеко не уедешь. Многие диалоги - откровенно бедны и неинформативны, начисто лишены какого бы то ни было очарования, и только интонации актеров хоть как-то оживляют этот образцовый бред (пардон, фанаты %) ). Видно, сценарист ориентировался на тупые американские образцы, и оттого мне было очень жаль актеров, которые из кожи вон лезли, чтобы хоть как-то отвлечь внимание зрителя от убожества читаемого ими текста.
4. Музыка - да, неплоха, но не сильно запоминается.
5. Декорации... мне отчасти понравились. Хотя я терпеть не могу киберпанк и постапок, но это не тот случай. Фильм снят как такая вот своеобразная сказка - не в эстетичных декорациях классического фентези, а в грубой антиэстетике апокалиптического будущего. Панорама города - на пять с плюсом, остальное так себе.
6. Если кто смотрел "Нирвану", то "Обитаемый остров" местами очень похож, некоторые сцены, на мой взгляд, содраны один к одному, но по духу их даже сравнивать нельзя. "Нирвану" смотришь с напряжением, интересно, что будет дальше, в "Оо"- все неторопливо, медленно, почти эстетично. Сопереживания фильм почти не вызывает, зато вызывает легкое и ненавязчивое желание подумать о смысле жизни, о смысле литературы и киноискусства и о том, как именно сделан этот фильм.
7. Дизайнерскую работу не просекла, ибо сама к подобным вещам имею весьма опосредованное отношение, но идейно Бондарчук очень мило выделил себя и свою роль в общей картине. Все остальное снято как снято, вроде бы на первый взгляд обычно, но вот себя режиссер поснимал так, будто хотел сказать: "посмотрите, какой я красивый! *и горделиво-самодовольный смайл*" Т.е. все сцены как сцены, а сцены с Бондарчуком на порядок эстетичнее всех прочих и очень сильно выделяются на фоне всего остального. Особенно, когда он один в кадре. :)
8. Несомненный плюс для меня: фильм получился очень душевный. Все-таки я ожидала от него большей скабрезности и меньшей чистоты отношения главгероев. (Конечно, может, у них там что в следующей серии изменится
) При том, что я затрудняюсь определить жанр. Если это экшн или боевик, то ну очень неторопливый и задумчивый, если это мелодрама - то ну очень спокойная и сдержанная, если это притча - то какая-то ну очень близкая к аллегории, а потому откровенно слабая и неинтересная, лишенная многогранности и глубины. Скорее, такая вот странная сказка - роли все известны заранее и тщательно прописаны предыдущими поколениями фильмов-антиутопий, определенные вещи заранее предсказываешь и ищешь не соответствия жанру, а отличий, выделяющих конкретно это произведение из долгого ряда его братьев-близнецов.
9. Актеры. Не знаю, каким описан
ГГ в книге, но в фильме, имхо, удалось противопоставить его всему его окружению. Все герои до единого (кроме ГГ) напряжены, все чего-то ищут, к чему-то стремятся, любят, ненавидят, преследуют друг друга, соревнуются друг с другом в чем-то, но только не живут, если понимать жизнь как спокойное и незамутненное наслаждение бытием. Всем чего-то не хватает, и лишь ГГ с самого начала показан как идеально наполненный и оттого единственный полноценный человек. Да, у него куча проблем: звездолет забрали, лететь домой не на чем, за ним все охотятся, все чего-то от него хотят, все ему приказывают, но при этом он внутренне не напряжен. Он спокоен и расслаблен, его мозг не замутнен негативными эмоциями, более того он все время радостный* (е-мое! да это же буддийский фильм о практике бесстрастия и пользе уважения ко всему сущему :) ) и кажется, что именно поэтому он круче всех дерется, во всем понимает, все ему удается, он ничего не боится, раны на нем заживают поразительно быстро. Он изначально показан как человек вне системы, поэтому когда в конце выясняется, что он не подвержен излучению "в обоих направлениях", то этот факт принимается как нечто само собой разумеющееся. Актер очень логично играет именно такого человека - в противоположность всему остальному миру.
Рада Гаал. Выразительное лицо у актрисы. Очень убедительно создает образ эдакого идеального белого и пушистого котенка, полностью встроенного в систему и вырываемого из нее лишь волею случая. Впечатление, правда, портят выпирающие во всех местах части тела, что последовательно подчеркивается костюмерами. Это создает определенный контраст. От девушки с такими формами как-то не ждешь того целомудрия, которое последовательно демонстрируется с ее стороны.
Гай Гаал. Его актерская работа мне понравилась больше всего. Опять-таки не знаю, каким он был в книге, но в фильме он единственный, кто вызвал у меня сразу толику сопереживания. Сразу слышишь и видишь эдакого ветерана афганской или чеченской войны, с классическими байками про "наша служба и опасна и трудна" и проч. Кажется самым настоящим из всех.
Вывод. Штамп на штампе, но есть надежда, что закончится все не штампованно - по крайней мере, намеки на это есть.
+ Конечно, душевно.
Пока все. Может, потом еще что вспомню. Единственное, что еще стоит упомянуть, так это то, что я опоздала на фильм и потому смотрела только с того момента, как ГГ во время "сеанса" потеряли люди Странника и Максим, оказавшись предоставленным самому себе, знакомится с Радой. Поэтому я не знаю, с чего все начиналось - зачем он прилетел сюда, как попал к отцам, как те его изучали (вроде он говорил Раде, что его изучали...), как познакомился с Гаем (когда Рада их представляла друг другу, они уже были знакомы - не очень понятно, почему Гай так странно отреагировал на Максима).
____________
*Читала перед просмотром фильма рецензии: там издевались именно над этим, что, мол, ГГ ходит и все время смеется.
В общем-то так оно и есть.
Но у меня это не вызвало отторжения - наоборот, понравилось. Мне вообще понравилась именно неторопливость и ненапряженность фильма, его выпадение из близняшного ряда апокалиптических фильмов именно по этому признаку.
Кстати, фильм совершенно, на мой взгляд, не рассчитан на просмотр в кинотеатре. Видовых сцен - всего раз-два и обчелся, большинство снято (студийно) с неподвижной камерой - имхо, по телевизору/на мониторе лучше будет смотреться.
Боб "Чародеи" хороши, если книгу не читать. ;)