Саундтрек к рассказу.Я прочитал рассказ, и, предпочтя думать о нём, как о произведении с открытым финалом, на некоторое время дал своему мнению "отлежаться".
С одной стороны, сочетание поднятой темы экологии, "ответочки" от природы и фигуры ребёнка как проводника для общения с чем-то могущественным вызвало стойкую ассоциацию с некоторыми популярными шедеврами мировой мультипликации, из-за чего впечатления от рассказа смешивались, подталкивая к неоправдавшимся ожиданиям. Последнее привело одновременно и к недовлетворённости финалом, и к купанию в воспоминаниях о том, как поднятые вопросы раскрывались в других произведениях.
С другой стороны, чуйка подсказывает мне, что рост ожиданий "не туда" направили не только лишь ассоциации, то есть мог быть способ избежать этого эффекта.
Почему бы не поискать его! :)
Хорошее качество
текста и приятный
стиль обеспечили мне лёгкое погружение, где особенно запомнился момент потери Севы контроля над собой. Этот участок выделяется оформлением, а обрывистые мысли Севы настраивают на то, чтобы ожидать, что со временем откроется ещё одно их толкование.
Передо мной предстал современный
мир с магической системой, состоящей из одного фантастического допущения (и почему в НФ называю систему фантдопов магической системой на манер фэнтези... O_o): живые организмы в океане обладают коллективным разумом, называемым Море.
Море диктует людям свою волю, вызывая у них наваждение и помешательство при помощи специально сформированных ультразвуковых колебаний, излучаемых морскими организмами.
Интересный ли это фантдоп? На мой взгляд, да, и занимателен он вопросами, от которых неотделим:
а) Как Море воспринимает мир?
б) Как давно Море осознало себя?
в) О чём возможен разговор с существом такого масштаба?
г) Что мешает Морю быть настоящим в реальном мире?
д) Что мешает увидеть Море таким в реальном мире?
О том, к чему эти вопросы ведут, чуть позже.
Море не только фантдоп, но и
персонаж, у него есть цель: защититься от загрязнения, которое учиняют люди.
Таким образом, устанавливается внешний конфликт между ним и человечеством.
А какие ещё персонажи претендуют на внимание в кадре?
Сева главный герой, с ним связан рассказчик. Севу что-то гнетёт, в его жизни что-те ладится, и он спасается в выпивке. Его внутренний конфликт я бы охарактеризовал как конфликт со скукой, где Сева проигрывает, пока не случаются последовательно две вещи: дед Костров предложил работу катамаранщиком, и на этой работе Сева встречает Полину.
Полина замужем, но всё равно играет роль света в тёмном царстве Севы, и ему, чтобы начать выбираться из душевного ада, этого на самом деле достаточно. Он проявляет участие в общении с Ладом, вступает в дискуссию с Ведерниковым,.. но позже испытывает что-то вроде приступа ревности и своего рода предательства, когда узнаёт, что Костров состоит в тёплых отношениях с Полиной, хотя сам отговаривал Севу, отсылая к её семейному статусу.
Как-то на фоне этого проходит внешний конфликт Лада и окружающей действительности: мальчонку мучает болезнь, и эта болезнь сложнее, чем кажется, ведь делает его восприимчивым к сигналам Моря, причём так, что он может вступать с ним в двустороннюю связь. Море даже выполнило просьбу Лада не толкать людей на сбор мусора в октябре.
И как-то так само собой возникает желание примерить на историю мономиф, чтобы увидеть
сюжет глазами Севы.
1. Нам показан момент из Привычного мира катамаранщика.
2. Затем случается момент Зова в приключение, исполненный Ладом и Полиной. Что-то таинственное происходит совсем рядом.
3. Позднее наступает Точка невозврата Сева в беспамятстве собирает мусор.
4. У Севы случается разговор с Учителем узнаёт толкование слов Лада.
5. Спустя два месяца Сева проходит Испытание он снова встречает Лада и Полину, разговаривает с Ведерниковым, становится отвергнут Полиной.
6. Напряжение нарастает и читателю предстаёт Духовная смерть Севы оказалось, что Полина строит отношения с Костровым.
7. Сева привычно возвращается к поиску ответов на дне бутылки, и в похмельном состоянии идёт на Последнее испытание Лад зовёт поговорить, так что Сева идёт и думает.
8. ???
Как бы всё, мы так и не узнаём, в чём состоит это испытание, как Сева себя ведёт на нём, воплотит ли он смерть духовную в смерть всамделишную или же пересоберётся и оживёт с новым пониманием себя и мира вокруг.
Иногда бывает, что в историях с таким концом я решаю, что исход зависит от желания читателя, и каким будет этот исход таков читатель внутри.
Здесь же меня что-то останавливает от этого шага, и, чтобы понять что нужно подняться на более абстрактный уровень.
Вспомним вопросы, сопровождающие предложенный фантдоп, а также вспомним заявленный жанр научная фантастика.
Последний подталкивает к ожиданию, что на какие-то из этих вопросов ответы будут получены, или же будут получены средства для самостоятельного синтеза этих ответов.
Допустим, что эти сведения есть, и их оставил Костров:
Цитата
Тут что ни возьми трудно представить. Мы появляемся из пылинки и распадаемся на пыль, а посерёдке, между этими двумя пылями – вот такое, – указал Костров на себя как на типичный образчик «вот такого». – Это ты себе можешь представить? Я нет. Я не могу.
Итак:
0) Что такое Море? Колоссальный разумный организм, составные части которого по отдельности не впечатляют умом. Совсем как клетки у человека.
а) Как Море воспринимает мир? А ёж знает.
б) Как давно Море осознало себя? А ёж знает.
в) О чём возможен разговор с существом такого масштаба? В действующей формации ни о чём. Человечество ещё не доросло до состояния единого разумного организма, чтобы разговаривать с таким гигантом на равных, а индивиды отвечать за всю цивилизацию не могут, как бы романтично это ни казалось.
г) Что мешает Морю быть настоящим в реальном мире? Да в общем-то ничего.
д) Что мешает увидеть Море таким в реальном мире? Бритва Оккама. В виду невозможности в настоящий момент установления контакта есть лишь два варианта: вести себя так, будто Море есть (и тогда нам неясно, как быть, ведь морская торговля, морские коммуникации, морской промысел, морская добыча ископаемых и прочее составляют очень важную часть мирового хозяйства), либо так, будто Моря нет (и тогда можем спокойно себе расти и развиваться, пока естественным образом не повзрослеем до состояния, позволяющего разговаривать с разумными гигантами).
Вполне себе трактовка, и всё с ней хорошо, кроме одного.
Она формируется уже к моменту, когда Костров говорил о том, как хотел бы заразиться коклюшем, а это всего лишь середина истории!
Трактовка после этого не претерпевает изменений, и на протяжении оставшейся половины рассказа растёт и крепнет ожидание, что придут новые сведения, которые повлияют на читательскую трактовку происходящего.
А они не приходят. Они могли бы прийти в беседе с Ведерниковым, но Сева потратил эту беседу на обсуждение возможности телепатии, что имело бы ценность, если бы оставались сомнения в правдивости слов Лада, но у читателя этих сомнений нет, и "экранное время" проходит с меньшим КПД, чем могло бы. Было бы более угарно, если бы Сева попробовал разговорить Ведерникова на тему, что может скрываться за фантазиями мальчика, а к концу беседы сам бы начал нести околесицу, с точки зрения светила. К "радости" Полины, представившей своего знакомого
Ну а пока Сева пошёл думать я тоже пошёл думать на уровень по-абстрактнее.
В финале устанавливается состояние, которое можно охарактеризовать как поднимающее
тему экологии и ответственности за загрязнение окружающей среды. Люди вели своё хозяйство так, что техногенные катастрофы продолжали случаться и Море заставило их расхлёбывать в прямом смысле.
Такое развитие событий в контексте ранее сформированной трактовки было неминуемо отсюда можно сформулировать
идею: нужно заботиться об экологии сейчас, пока ещё есть свобода решать свою судьбу самим.
Мотив страха перед последствиями безответственного отношения человека к природе живёт во многих произведениях культуры, и с ними штука в том, что лучше запоминаются те, что идут дальше создания тревожного настроения: предполагают, когда и при каких условиях произойдёт катастрофа; дают подсказку о том, что на самом деле представляет собой проблему; предлагают направление, в котором может скрываться спасение.
Так, м/ф "Навсикая из долины ветров" показывает, что хотя человечество создало условия для экологической катастрофы, и жизнь людей становится значительно опаснее и сложнее, всё же это просто новое состояние мира, и способность человека понимать и договариваться ключ к тому, чтобы пережить и это. Учитывая, что до обмеления океанов у нас ещё порядка миллиона лет, это действительно обнадёживает
В м/ф "Акира" дети, участвовавшие в научных экспериментах, становятся посредниками непознаваемой силы, которую люди пытались покорить, но оказались абсолютно беспомощны перед своего рода стихией. В контексте киберпанка, воплощающего страхи общества перед жизнью в условиях затяжного кризиса перепроизводства (что больше уже не фантастика), история "Акиры" сообщает, что человечеству следует умерить свои аппетиты, поскольку замахивается на то, к чему ещё не готово. То есть главная проблема сочетание алчности и гордыни.
М/с "Паразит. Учение о жизни" сталкивает между собой две формы жизни, одна из которых человечество строит антропогенный мир, считая себя на вершине пищевой цепочки, тогда как другая пришельцы-паразиты прибыли поглощать и замещать собой. К финалу становится ясно, что гордыня людей и эксплуататорство в отношении животного и растительного мира совершенно естественны, пока действующие лица обречены исполнять роли добычи и хищника. Однако, и те, и другие обладают разумом, и именно разум даёт шанс обеим сторонам выбраться из кровавой западни, заложенной самой природой.
К чему эти примеры.
Не только к тому, что в каждом из них мысль идёт дальше, чем "нужно одуматься, а о чём думай, читатель, сам".
Скорее, к тому, что они не вызывают чувства, что что-то важное недосказано, и не вызывают потому, что представление зрителя/читателя о происходящем развивается на протяжении всей истории.
И тут мы подходим к суровой реальности.
Объём рассказа немногим не дотягивает до предела в 40 тысяч печатных знаков без учёта пробелов. Заданные темп и ритм отлично подходят для того, чтобы знакомить с героями и, показывая их поведение (как в случае Севы с пакетиком), динамично повествовать, по сути, о диалогах. При этом в персонажей становится легко поверить, они ассоциируются с близкими личными темами, и за ними приятно наблюдать.
Есть подозрение, что, будь у рассказа финал, какой бы он ни был, он бы не втиснулся в оставшиеся 1250 знаков, и жертвовать при этом ничем не хочется.
Короче, мой
зашлометр медитирует на тему алгоритмов сжатия без потерь.