Цель не имеет значения, важен лишь путь…НазваниеОно прекрасно. Остроумно и метко. Всего семь слов являются, по сути, ёмкой аннотацией к рассказу. Само по себе выражение весьма забавно, но полностью раскрывается лишь после прочтения всего текста.
Настроение Первую треть рассказа я прочел с улыбкой, а на «…И словно в ответ на свой вопрос, он тут же лицезрел свет в конце тоннеля. Вход во врата мушиного рая. То, что он так долго искал и не мог найти…» я уже тупо ржал. Наверное, из-за того меня так пробрало, что самому скоро тридцатник. Потом повествование внезапно меняет настроение. Вплоть до самого конца рассказ удерживает читателя в напряжении. А в финале и вовсе наступает, не побоюсь этого слова, катарсис!
ОСТОРОЖНО! ДАЛЬШЕ ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ.ПерсонажиМуха, светлячок, муравьи и червяк. Этакий собирательный образ Джеймса Бартли.
Их имена гениальны в своей простоте.
Мухич — тридцатидневный мух. На первый взгляд, кажется, что он страдает кризисом среднего возраста, но скорее всего, это всё-таки кризис четверти жизни. Хотя, учитывая, что мухи живут около тридцати дней, это может быть и кризис поздней зрелости. Он размышляет о смысле жизни и задумывается о смерти. Мухич хорошо воспитан и меланхоличен. Протагонист прост и не заметен, что в обычной ситуации являлось бы минусом, но в столь малой форме работает хорошо. Главный герой не затмевает собой остальных персонажей…
Муранетта и Ромео — муравьиная пара. Помимо того, что муранетта — это интересный феминитив, имена персонажей — явная отсылка к творчеству Уильяма Шекспира. Муравьиха ведет себя язвительно, жестоко и грубо. Бедный Ромео! Он пожертвовал своей жизнью ради Муравьетты, да еще в процессе всех анекдотами развлекал. Могучий муравьишка. От него осталась лишь улыбающаяся голова, что вновь отсылает нас к бессмертной классике.
Блик — светлячок. Является для Мухича проводником в сокрытой пещере. Именно он тот свет в конце тоннеля, который видел главный герой. Несмотря на безвыходную ситуацию, Блик сохраняет хорошее настроение и подбадривает всех окружающих, уверяя их в том, что всё будет хорошо.
Хмурый — червяк. Мрачный, умудренный жизнью философ. Он, казалось, уже смирился с неизбежной смертью. Лишь в конце рассказа он неожиданно раскрывается с другой стороны.
Лягушка — безымянный антагонист, желудок которого является локацией основного действия.
Отец главного героя — тоже мух. Имени его мы не знаем. Он появляется в начале и в конце в виде воспоминаний протагониста, являясь его наставником.
СюжетРассказ выстроен по классической голливудской структуре, которая работает хорошо, не претендуя ни на что великое.
Повествование начинается с того, что протагонист пребывает в своем обыденном мире — на болоте. Мухич наблюдает за природой и получает зов к странствиям, в виде кваканья лягушек, который тут же отвергает и принимается рассуждать. Он критикует общество и культуру потребления, но в то же время восхищается своим вонючим болотом. А после происходит встреча с наставником, в виде воспоминаний об отце. Папа учит сына тому, что жизнь прекрасна, но скоротечна. И нужно ценить каждый прожитый миг.
Внезапно время будто замедляется, и лягушка хватает Мухича своим языком, заставляя его преодолеть первый порог. Он попадает в желудок, где находит новых друзей. Попав в безвыходное положение, мух, светлячок, муравьиха и червяк ждут смерти. Медленно перевариваемые желудочным соком, они преодолевают главное испытание. В кульминационный момент Мухич в шутку предлагает Блику «замутить» с Муранеттой. Оба не в восторге от этой идеи и светлячок, исполняя роль вестника, предсказывает дальнейшие события: «Скорее, Мухич, эта лягушка развалиться на две части, чем мы с Муранеттой когда-нибудь...» Именно это и происходит. Грузовик переехал лягушку ровно пополам таким образом, что все выжили и выбрались из чрева монстра.
Хмурый, как червяк мудрый, первым делом уползает с дороги и решает «по-английски начать закапываться».
Муранетта в восторге. Она обнимается с Бликом, и вместе они отправляются хоронить голову Ромео.
А Мухич, обретя награду в виде избавления от танатофобии и осознания смысла жизни, улетает в закат. Он готов ко встрече со смертью.
ПсихологизмЧувства и мысли персонажей имеют достаточную глубину. Некоторые моменты могут показаться странными, но не стоит забывать, что восприятие времени у насекомых совершенно иное. Наблюдать за героями и их взаимоотношениями интересно. Автор умело раскрывает персонажей с помощью простых, но эффективных средств.
Философский посылГлавный философский посыл дает Хмурый — «Цель – ничто. Движение – всё…» Странный, конечно, но он же червяк. Это даже лучше, чем «таков путь». Можно перефразировать так: цель не имеет значения, важен лишь путь. Это отлично коррелирует с наставлениями отца о скоротечности жизни.
Автор учит нас плыть по течению, лишь изредка контролируя направление, и наслаждаться жизнью.
Главное — не плескать руками по воде.
Замечать прекрасное.
Сохранять спокойствие и торопиться не спеша.
Не бояться смерти. Ведь она — главная, единственная, настоящая и неизбежная цель жизни любого.
ИтогАвтор явно вдохновлялся сказанием о пророке Ионе, проглоченным огромным китом.
Возможно, не все оценят рассказ по достоинству, но в случае со мной, автор попал в целевую аудиторию. Рассказ мне понравился. Эту наивную историю можно истолковать как историю каждого из нас. Стебелёк рогоза можно сравнить с человеческой душой, которая болтается в грязном болоте, а чрево монстра с испытанием, которое должен пройти каждый перед тем, как перейти на новый этап развития…