совриголова
Исчадье Ада Сообщений: 2475 профиль
Репутация: 1112
|
Хороший рассказ о том, как проникая в обычный и приземленный мир магия может вызывать замысловатые негативные последствия похлеще какой-нибудь радиации.
Здесь много близких мне вещей: искажения, воспоминания, некоторые неуловимые (а иногда и вполне себе уловимые) вайбы гения Кодзимы, вот это вот все. Авторская фантазия по части мелких деталей, кинематографичных, мультипликационных – сильно внушает, просто интересно раскладывать эти все образы, вроде бы и знакомые, но нетривиально поданные. Сюжет интересный и в целом ладно сложен – в нем тоже угадываются мотивы исправления ошибок-трагедий, и последствий таких попыток, есть достаточно яркий антагонист, есть удачный сдвоенный твист относительно личности главного героя. Здоровский, кажется, сеттинг, хотя знакомство с ним в целом проходит по касательной, концентрируясь на камерной истории про здесь и сейчас (не принимая во внимание завязку и развязку, конечно). Написано хорошо, опять же, ничего ученического в тексте не чувствуется, слова автору подчиняются и помогают донести мысль. Я подумаю над финалом даже, потому что мне такое нравится, и я хочу, чтобы подобных рассказов было больше – не на Пролете, а так, в принципе.
Но. Честно говоря, если немного отстраниться, то ощущения от рассказа довольно разрозненные, все напоминает разноцветную мозаику, местами довольно мутную и тусклую, несмотря на кажущуюся яркость образов. Отчасти это субъективное впечатление (как и любое другое, впрочем), потому что мне не очень близка такая подача красивостей – когда много и мелко нарезано. Но об остальном хотелось бы немного сказать, по порядку.
Сцена воскрешения – это удачное и играющее начало истории, потому что интерес оно вызывает сильный просто по факту. Первое предложение – хорошо, деталь про вернулся первым потом будет обыграна. Смысл названия раскрывается почти сразу – на любителя, но тоже вполне себе. И все бы здорово, но подача с помощью коротких предложений и отдельных выхваченных из тумана войны образов – вызывает не только беспокойство, чего, видимо, и добивались, но и некоторое недоумение. Понятные визуально детали (грязь, дым, зеленая дверь, черные слезы и т.д.) соседствуют с теми, которые без пояснений представить нельзя (причем толком нельзя будет практически до самого конца: Шум, дрожащие черно-белые лезвия), а еще с теми, которые представить можно, но нет понимания, что мы видим (условно, маленькие обгоревшие кости представляются просто костями, довольно странно потом узнавать, что это за кости; трещины на руках – тоже трактовать можно по-разному). Получается действительно хаотично смонтированный фильм, ну, или клип, что лично мне ближе – и, хотя интриги он задает достаточно, какой-то внятности в нем не чувствуется. Просто здесь все завязано на визуал, но увы, возможности текста в этом плане несколько ограничены, там, где в клипе достаточно кадра, в тексте нескольких слов для обозначения образа зачастую не хватает.
Дальше идет перемотка времени и новые авторские фишки, которым я респектую. Во-первых, довольно изящно раскрываются произошедшие после завязки события: через записанные воспоминания, которые герой переслушивает, потому что в его природе постоянно забывать, что было после. Это очень ненавязчиво и приятно – как и вся задумка с диктофоном и магнитофоном, но к этому у меня будет еще вопрос. Во-вторых, красивая сцена с ружьем и чудовищем, первоначальное раскрытие фантдопа про ожившие воспоминания с помощью незнакомца, с которым протагонист давно знаком – это все тоже изобретательно в первую очередь. В-третьих, отдельно – хороший и качественный здесь диалог. Дальше по тексту тоже в основном неплохие, но здесь прям без лишних слов практически, строго те, которые завлекают к дальнейшему прочтению.
Из недостатков – особенность подачи визуала станет для рассказа хронической, поэтому заострять внимание на разного рода конденсированном солнечном свете я не буду. Магия, ну что поделать. В этом плане очень смешно и обезоруживающе признается автор устами своего персонажа, мол, как работает хз, магия она такая. Зато образ домов, разукрашенных сказками и легендами – очень хорош. Плюс к этому – ну, автор несколько пренебрегает все-таки важными деталями. Вроде того, что за каритовые пули и откуда они, собственно, появились. Или вся эта дорога на Коонлайам (из него в конкретном случае) – это какое-то пустынное, населенное обычными людьми нечто, с которым разрешили контактировать нашему герою, это понятно, но зачем? Чтобы дать контраста его второй личности (в этом месте отзыва, наверное, уже можно спойлерить) – и все? Я бы понял, если бы пеплоустые жили в полной изоляции от остального города, так ведь нет, тогда зачем на практическом уровне нужен эдакий избранный из их числа, если за припасами вполне может отправиться кто угодно из живых горожан? А если живых отправить нельзя, то почему разрешили единственному из переродившихся?
Давайте уж честно – рассказ не выглядит фанфиком или чем-то таким низменным, но в нем чувствуется большое влияние Дэз Стрэндинга, и здесь стоит отметить, что некоторые вещи в игре прописаны прям бетонно, особенно в сравнении. А у вас немношко получается, что курьер оказался курьером, ну, просто потому что. Это довольно плохо в сюжетном смысле. Отдельным моментом из числа спорных оказывается мотивация будущего антагониста – а именно та ее часть, которая про убил главу города. Убил – и что? Катается к городу, ведет философские разговоры с героем, благо тот их в основном забывает, готовит революцию, о чем прямым текстом намекает, говоря про "прошлое призовет к ответу". Видимой реакции на это нет, все просто покорно ждут, когда ситуация накалится. Очень странно смотрится. Причем непосредственно детали и смысл здесь и далее ускользают. Он жаждал власти – окей, убил мэра, потому что тот убил его самого – окей. Подразумевается какой-то серьезный и остросюжетный конфликт ин риал лайф в прошлом, но нам его не показывают, как и многие другие важные вещи, что удручает.
Дальше. Воспоминание о дочке хорошее, образы сгоревшей школы – тоже. Демоны преследуют героя, и это понятно и логично смотрится в таком сюжете. Где-то в этот момент я отметил себе, что меня немного напрягает техническая часть подачи воспоминаний. Диктофонно-магнитофонные выделяются курсивом, все понятно, а те, которые вылезают наяву – не выделяются никак. Учитывая, что их довольно много, а мир в целом довольно накуренный и без воспоминаний случайных людей – на чтении это сказывается немного сбивающим образом. Из этого же проистекает и более предметный вопрос. Нам заявляется, что на диктофон Халтсин записывает то, что происходит с ним в последние полтора года, то есть, после воскрешения. А в сцене со школой – из диктофона идет рассказ о том, как герой рассказывает легенду (приятную, кстати) дочери, и ее последующая реакция. То есть, те воспоминания о ней, которые он как будто бы помнит прекрасно. Опять же, саму механику я считаю хорошей, но здесь, скорее всего, какое-то ложное ее использование, отчего очарование несколько теряется вместе с ее функциональностью. Воспоминание-воин, из-за которого испортится техника (и на протагонисте это потом никак не скажет, что еще сильнее разрушит потенциал задумки с диктофонами) – это, вероятно, еще одна отсылка к Дэз Стрэндингу, но вот тут опять. Там оно очень понятно, потому что понятны конкретные войны, как минимум. Кто и с кем воюет здесь – это что-то очень абстрактное, даже несмотря на то, что воспоминания долетают сюда и из других миров Спирали. Не за что зацепиться в плане конкретики, пытаешься представить, что за война, но в тексте рассказа, по сути, ничего кроме Анвертена нет, и городок не выглядит слишком воинственным.
Момент встречи с бывшей женой – достаточно трогательный. Да, конечно, немного рояльно выглядит ее появление ровно в тот момент, когда Халтсин оказывается перед реальной угрозой забыть вообще все, чем он сейчас занимается, но кто я такой, чтобы не верить. Следила за ним, чтобы помочь тогда, когда он вроде бы уже победил, нооо. Чем еще заниматься мэру такого дикого и не имеющего аналогов города, правда? Только за бывшим следить. Но это интересно и сентиментально, я без шуток одобряю.
А вот дальше фантазия начинает нестись вскачь, и не всегда удачно.
Если кратко – мне понятна сюжетка про ученого, который пытался спасти дочку, но своими экспериментами погубил себя, вызвал эфирные возмущения и вот это все. Твист о том, что он на самом-то деле не воскрес, а стал, ну, своего рода проекцией – действительно очень хороший и отчасти философский. Твист о том, что его на самом-то деле два – ученый и какой-то путешественник, который любит кататься и не считает город своим домом, - тоже вполне удачный. Момент с тем, что у него появился верный последователь, который продолжил и развил идеи из любознательности. Кульминация с революцией и попыткой реализации своих властных порывов от Невена – тоже вполне себе проистекает из текста, там происходит экшен, борьба, преодоление. А развязка – это такой хэппи-энд с привкусом пепла, очень грамотно.
Но во второй половине становится недружелюбной к читателю не только подача образов, но и подача сюжета. Например, вот жена обозначает герою конфликт – близится новое Возвращение. Почему? Потому что оно (новое) уже случилось, и люди начали воскресать. Поговорить с ними нельзя, да это и не важно. Важнее сейчас помочь знакомому ученому отделить воспоминание от полумертвой жительницы. Как это остановит Возвращение, почему это так важно? Об этом не говорят ни герою, ни читателю. Слишком о многом надо сказать (те же твисты обыграть, например), поэтому слона-то мы и не замечаем, а зря. На выходе получаем чисто локальный эксперимент сумасшедшего (ну, выглядит адекватным обстановке, но без внятной мотивации и знания сути экспериментов над умирающими людьми, любой ученый будет немного того), которому почему-то безоговорочно верит глава города и надеется, что с его помощью можно спастись от угрозы… чего? Ну, пеплоустых станет больше, страшно, но это уже было. Ну, они нападают и убивают людей – понятно, но это в целом вызывает множественные вопросы к мирозданию, в котором на живых людей плевать, а воспоминания, занявшие чьи-то тела, живут в ярких домиках и на досуге умножают количество тел. То есть, я вот сейчас перечитываю отдельно все эти моменты и нахожусь буквально в недоумении. Они ему: оторви это воспоминание, нет времени объяснять. Он: я слишком сопереживательный, слова жены и безумного доктора для меня не так важны, как собственное я, беги, бедное воспоминание. Эксперимент не удался, и каковы последствия провала? Халтсин говорит, что "обрек Анвертен на новое возвращение". Пардон, чем? Как могло помешать возвращению одно рандомное воспоминание, которому не дали воссоединиться с чужим телом, но, так сказать, взяли в плен, и почему отпустив его (воспоминание) на свободу герой обрекает город, если город и до этого был обречен? Короче, довольно значительный пласт механики возвращений по итогу остается больше в голове автора, чем на бумаге, и вот это уже довольно критично.
При этом сюжет все-таки движется дальше, и понятно, что антагонист у нас ВНЕЗАПНО приобретает силы и поддержку (что, на самом-то деле, НЕ взаимосвязано напрямую), достаточные для решительных действий и революции. После чего следует операция по отделению дальнобойщика от ученого (тоже здоровская деталь, кстати), а затем вообще включается экшон, в котором несмотря на в целом понятные мотивы все же не обошлось без сумбура.
Сумбур я описывать уже толком не могу (это неописуемо, сказала собака, глядя на баобаб), но задам направление для возможных исправлений-пояснений. Во-первых, слишком скороговоркой и невнятно прописана микросценка с девушкой и Юльве, персонажи просто появляются и исчезают в тумане, и не совсем понятна мысль, которую с их помощью хотят передать. Во-вторых, с каритовыми пулями да посохами получается разобраться, потому что у них есть аналоги в реальной жизни, да и в самом рассказе показывали их использование. Но вот эти магические бури, черно-белые лезвия, нападения спасенных воспоминаний на антагониста и т.д. – это уже такой ядреный концентрат, который почти одновременно случается без внятных причин, и представить его, как следствие, на порядок сложнее. Ну, а концовка норм, да.
В целом было приятно и увлекательно, с многими яркими и сочными деталями, которые местами красиво складываются. Но вот эта тема с невозможностью сосуществовать двум социумам – получилась невнятной, особенно в кульминации, а история отдельно взятой семьи и произошедшей с дочерью трагедии – немного не докручена. Все махровое имхо. Впрочем, мне импонируют уровень и суть поставленных задач, поэтому и сам рассказ нравится.
|