Нашдом
Ну что - шикарный рассказ. Даже не так - не то слово "шикарный". Он правдив и точен, как закопченные рисунки боёв предков на стенах пещер, как старые баллады о подвигах героев, сражающихся за свой дом, и, к сожалению, до сих пор актуален и современен.
Понравилось:
"— Нет, — пробурчала Ставрёнка, наматывая на голову Михо чалму из бинтов. — Никакуувские мыы не маги! Ээтууу наш дуууом. Туут и стеныы пуумуугаюут. Яснуу?"
/здорово именем и лексикой - рисуется портрет героини и не только её - все герои видимы /
И такого много по тексту - яркие, объемные картины, и не только визуально, но и на уровне вкуса, ощущения, слуха.
Столько всего вкусного - и живой дом со столами, стульями, подносами и т.д.
И громада Рима нависающая над маленьким внутренним городом-вассалом.
Сцена боя - великолепна.
Очень зашла перекличка - протестом: Мой дом - Нашдом, в контексте:
"— То есть, — устало лопотал Еношик, гнусавя и кривя разбитый рот; лопотал, сознавая, что расшнуровывает воротник рубашки. — То есть, Рим теперь — мой дом?
— Именно! — снисходительно согласился легат. — Се есть твой дом, и более не нужен и не положен тебе дом иной".
Да весь рассказ можно растащить на цитаты:
"— Ты меня слышал ли? — уточнил Еношик. — Рим подавляет, даже когда просто парит в воздухе. Если бы он пал…
— Его до хрэна, — с горским акцентом произнёс Михо и почесал бровь. — Сыльна да хрэна многа. Целыи страны, вах, целыи страны накроет, эслы эта пакастъ упадётъ. И винытъ…
— Винить будут не римлян. А нас."
Верно. Трусливые всегда будут обвинять жертву, которая сопротивляется насилию. Им так удобнее и комфортнее - оправдать своё бездействие, молчание и т.д. Но когда до них доходит, что следующими, с большой долей вероятности, будут они, то начинают подавать патроны и подбадривать криками.
"У римлян вообще поразительная способность требовать любви от рабов".
/ага - в самую точку и ещё поразительная наглость обижаться и гневаться, когда они этого не получают. Тогда включается режим насильника/
"Господи, подумал Еношик, и все наши мечты, вся наша судьба, нарисованная хмельными словами посреди бесконечных вечеров в обычной маленькой таверне… вот это вот всё: прогресс и величие, и культура, и гордое ощущение сопричастности… вот это вот всё — эти мрази, убивающие косных и отупелых пейзан и мещан его родины? Эти голозадые носильщики, утаскивающие статуи из базилики и простыни из лупанария? Мне же нельзя смеяться, мне неудобно хохотать, рот же у меня разбит!".
/Очень верно. Этот нервный смех Еношика - что всё величие оказалось таким гнилым и за ним ничего нет: ни прогресса, ни величия, ни чести, ни ума, ни креатива, ни даже простого юмора, а только серьезность тупой агрессивности и уверенность в дутом превосходстве, да ещё мрази, убийцы и голозадые мародеры - чмони. Я сам смеюсь уже который месяц, сквозь боль по убитым и замордованным, сквозь "разбитый рот". Эта была бы самая большая сатирическая комедия, не будь она так кровава /.
"Что ж, римлян может образумить лишь собственная кровь, лишь собственная гибель. И это должна быть кровавая гибель, подсказал кто-то в основании черепа Еношика — голосом Михо. Как можно более кровавая".
Хорошо сказано. И скорее всего - верно. Потому что примитивная машина /будь она сколь угодно огромной/ не может в рефлексию, понимание и просветление /как динозавр))/. Ирония в том, что она старательно перемалывает и трамбует тех, кто к этому способен - вырулить из пике. Для неё это нелюди. Жить надо только ради величия империи - строительным материалом.
"— Нелюди, — пророкотал чёрный силуэт. — Зажравшиеся, расплодившиеся нелюди. Живущие в животном счастье, в тварном уюте и удобстве, пока честные римляне отказывают себе во всём ради победы Империи и возвышения её славы! Смерть нелюдям. Смерть зверочеловечеству".
Всё искусственное, противное природе человека, который тянется к свету - рано или поздно падёт.
"— Начнём, — уже спокойно и деловито велел Еношик, и весь колоссальный Рим, уходящий за горизонт, содрогнулся в пароксизме солярной энергии, поддерживающей саму его жизнь. Рим подчинился новому домоправителю. Новому хозяину.
И пал наземь".
Аминь.
Скорее бы)
Самсин /а кто же ещё) тут трудно ошибиться/- огромное спасибо за отличный рассказ. Он наполняет солярной энергией жизни, борьбы, воли - как Ормузд)
/ещё очень хорошо отрефлексировано через героев - сражаться и погибнуть или убежать, чтобы сохранить свой маленький дом. А в конце - дается третий вариант - можно сражаться и победить. Вот так просто, оказывается)/ Когда твой маленький "Нашдом" становится большим и общим "Нашдомом".
————————
Совсем забыл, что надо и покритиковать. Вычитать бы не мешало немного на опечатки и падежи. Стоило бы сделать отбивку текста, чтобы эпизоды не слипались. Особенно те, которые разделены по времени.
Еношик присел, пригибаясь уже к потолку -/здесь картинка смазалась - не смог увидеть этого маневра - он взлетел к потолку? но над его головой высоко пролетел кролеглав/
———————————————-
Пока Бернадетта смеётся
———————————————————————
Делал заметки сначала, а потом уже слишком увлекся)
/спотыкливая линия. колючие цвета/ - отлично
"Должно быть, эти страницы застали совсем другие руки – мягкие, нежно-розовые, без сухих прожилок и чёрточек". /чудная, трогательная деталь и рисует картинку ещё молодой и красивой Лу. И печаль - что молодость и красота проходят/
"Вот загорелся жёлтый – базовый; такой не намешаешь, если закончится. Просто бывают вещи, как они есть: простые и правильные". /отлично/
"Тут от толпы пешеходов отделилась щуплая нескладная фигура в чёрном пальто нараспашку. Наверное, в обычной жизни незнакомец не привлекал так уж много внимания, но ему явно хотелось остаться замеченным в этот день. Он неприятно ухмыльнулся, глядя Жожо прямо в глаза, отодвинул рукав пальто и постучал по циферблату наручных часов, вроде как сказал: «Смотри, как могу!»". / прямо холодом подуло - почему-то ассоциация с Черным человеком Есенина.
——————————————
Написано волшебно, конечно. Читал бы и читал. Какой-то ностальгически печальный, чуть нуарный рассказ. Даже, казалось бы, в трагических сценах - словно всё немного задернуто притерпелой, застаревшей болью, словно листаешь альбом со старыми фотографиями давно ушедших людей. Будто сквозь пелену тихого, мелкого как взвесь тумана, дождя. Такое вот впечатление. Что-то от Тарковского "Зеркало" - такое же чувство.
К своему стыду так и не смог поймать финальный аккорд. У меня просто звучало - "Главное, держаться всем вместе, малыш. Главное – держаться вместе" и жалость к пацану, который не выдержал подступивших теней горя, потерь и прыгнул вперед. И остался ни с чем. Ведь так хочется иногда вернуться в прошлое - где твои близкие ещё живы. И такое накатывает - казалось бы всё отдал, чтобы провести вместе с ними хоть несколько минут. А тут мальчик сам отбросил несколько лет "редких улыбок Бернадетты".
Мальчик, который сражался со светожорами - сдался и проиграл. Всего несколько минут слабости и уже ничего не поправить.
"– Люди проводят время, коротают, убивают в конце концов. Оно кажется нам достаточно добрым, чтобы простить... А я думаю: время устало от нас. Когда-нибудь оно поймёт всю человеческую неблагодарность и избавится ото всех. Вот так. Так оно просто".
Большое спасибо за рассказ. Который сыграл мелодию без единой фальшивой ноты. Он не так для ума, анализа, как для души, подсознания, ностальгии, воспоминаний. И ещё - как маленький воробушек, который нет-нет - да постучит в оконное стекло, чтобы напомнить - время идет, время идет, а вместе с ним и жизнь утекает. Не теряй её в глупой суете, не упускай "редких улыбок Бернадетты", а иначе светожоры победят. /ох, эти пронзительные "иссохшие фиалковые плечи"/
————————————
что прошешавило немного
Он покосился на бледную сестру, смекнув что к чему, вмиг подскочил и юрко нырнул ей под локоть. /может лучше "смекнул" или "и смекнув"/
Бернадетта провела рукой по голове, дернула пару завитков, точно пытаясь стянуть с себя тревожные воспоминания. /как-то эти слова вместе не очень - одно резкое действие, а другое - замеденное/
И ещё - не понял, зачем чередовалось - Бернадетта и Надетта. Смысловой нагрузки это не несло - как если бы звучание имени изменялось в зависимости от человека, который его произносит или от обстоятельств. Если просто для разнообразия - то не стоило, кмк.
————————————-
Писал уже в общей теме, что судить в этот раз тяжело. Оба рассказа на высоком уровне. Не уступают друг другу. И отдаю голос "Нашдому" скорее всего по чисто субъективному воспрятию, он ближе мне сейчас по настроению, посылам, а ещё - тема и дополнительное условие раскрыты удачнее., хотя и без особых изысков.