Укротительница львов и властительница снегов
Автор Сообщений: 1489 профиль
Репутация: 386
|
Решила еще раз ковырнуть рассказ после бурных споров в кулуарах)) Попробую найти признаки магреализма, ориетируясь на наиболее полный перечень, который нашла. Да и вообще порассуждаю, потому что мне до сих пор непонятна идейная составляющая рассказа. Ну и подумаю, почему конкретно для меня рассказ не сработал. Это в принципе может быть полезно, как срез одного из читательских мнений. Погнали дак то. Начнем с признаков магреализма. Содержатся элементы фольклора и/или легенд. – Есть. При смерти-то сразу в кого, вот как бабка свою пошибку в Орьку. А так-то разводят их да на ворота, и пошибка месяцами сидит, выбирает. С оглядкой надо ходить. Бабка уж знала!
Всей деревней боятся. То ежедень к бабке бегали, кто с чирьем, кто с порчей, та же Нюрка, а ноне все мимо, хоть мать тоже в травах знат. Фантастические элементы могут быть внутренне противоречивыми, но никогда не объясняются. – С точки зрения героини это совпадает, с точки зрения современного читателя – нет. Ну, допустим, что тут имитация противопоставления латиноамериканского реализма европейскому, только на примере дремучей (хотя вроде в школу ходит, не совсем от жизни отсталая) девочки с «магическим» первобытным мышлением, которое видит в каждой грозе разгневанного бога (условно) и того самого современного читателя, который в пошибке ничего такого не видит, чего нельзя было бы объяснить при помощи психологии или банальных совпадений. Действующие лица принимают и не оспаривают логику магических элементов. – Есть. Многочисленные детали сенсорного восприятия. – Не уверена, что конкретно под такими деталями подразумевается, но я бы не сказала, что тут есть упор на сенсорику. Часто используются символы и образы. – Не обнаружила. Тут реал просто как камень твердый. Даже сны не символичны, а просто отражают реальные события, происходящие с героиней, либо ее подспудные желания. Эмоции и душевные порывы человека как социального существа часто описаны очень подробно. – Вот вообще не заметила, ни в каком виде. Очень отрешенная героиня, максимально отключенная от социума, максимально внутри себя, эмоций там каких-то ярких и подробных не увидела совсем. Искажается течение времени, так что оно циклично или кажется отсутствующим. Ещё один приём состоит в коллапсе времени, когда настоящее повторяет или напоминает прошлое. – Тоже нет даже близко. Меняются местами причина и следствие (ретропричинность) — например, персонаж может страдать до трагических событий. – Ну, тут девочка страдает вообще всегда и получает люли от жизни на постоянной основе, пока ей немного не начинает фартить. Но перемены мест причины и следствия не заметила. События представляются с альтернативных точек зрения, то есть голос рассказчика переключается с третьего на первое лицо, часты переходы между точками зрения разных персонажей и внутренним монологом относительно общих взаимоотношений и воспоминаний. – Ноуп. Прошлое контрастирует с настоящим, астральное с физическим, персонажи друг с другом. – Нет контраста. Все в черном цвете. К концу он выгорает до серого, но по датам мы уже видим, что автор отправляет девку на будущую блокаду. Чет херовато пошибка работает опять. Тулуп подкинула, а с блокадой чет не вышло. Воображаемые места и персонажи чередуются с реальными. – Не увидела такого. Смешиваются зачастую несовместимые компоненты: европейское, африканское, индейское, азиатское. – Тоже нет. Открытый финал произведения позволяет читателю определить самому, что же было более правдивым и соответствующим строению мира — фантастическое или повседневное. – Хз, вроде бы похоже на открытый, потому что мы не знаем, вытянет ли героиня со своей пошибкой блокадные времена, на которые дан открытый намек. Будет ли дальше верить в этот свой костыль, который держит ее мир, либо нет. Но, и тут расслабляться рано, лагеря-то никто не отменял. И с одной стороны вроде как да, открытый финал, а с другой – я на 100% уверена, что просто героиню ждут очередные страдания. Потому что, блин, даже если она переживет блокаду, то это в любом случае будет мучительное время, по сравнению с которым жизнь в деревне на крапивных щах ей раем покажется. И конкретно в этом аспекте тут полная определенность – девка будет страдать. Опять. Родился, пострадал и умер – все правильно. По итогам у меня получилось 3-4 совпадения из 13-ти возможных. Маловато как-то. Может отчасти в этом причина того, что читатели ругаются на отсутствие фантдопа? А может рассказ просто не задумывался, как магреализм, поэтому совпадений практически нет? Тогда большой вопрос, как что он задумывался? Старый добрый реализм, который усиленно прикидывается магическим, прикрываясь тремя признаками? Я вот ваш рассказ сильно ругала (не здесь, но тем не менее), признаюсь. И вдвойне обидно, что написано-то в общем хорошо, уровень вполне себе финала, но так проколоться на фэнтезийной части… И ведь понимаете, хочется вашей истории поверить, хочется копнуть и найти вот эти связи, найти хотя бы намеки на то, что пошибка – это не Орькина выдумка, а действительно какая-то хоть отчасти мистическая херобория. Но они не находятся. Все объяснения уже даны нам наукой. Каждый возможный шаг в сторону мистики приводит к каменной стене реала, в которую упираешься и дальше пройти не можешь. Да вы и сами дополнительно сбиваете читателя иногда. Как в примере с арестом фельдшера, когда говорите, что та считала пошибку явлением чисто нервной природы.
Все остальные события тоже легко объясняются временем и условиями, в которых живет героиня. Арестовали тех, кто ее обижал? Так еще дохрена других людей арестовали, и вообще могли любого арестовать в то время. Отпустили деда по амнистии? Ок, такое тоже бывало, хоть и нечасто, насколько я помню. То есть все, абсолютно все происходящее, близкое к этой пошибке, можно легко и логично объяснить.
Хоть бы грамм мистики дали, а то выглядит все просто максимально приземленно. На этом в том числе читатель и спотыкается. Просто потому что если бы читатель был сам из крестьян того времени, может он и поверил бы и в пошибку, и в бесов, но читатель-то современный, знакомый с психологией. И он, как условные европейцы, прибывшие в свое время покорять Южную Америку, удивляется тому, что для местных нормально «увидеть духа». Слишком большое разграничение между мышлением деревенской пошибленной девочки того времени и нашим, современным. Я думаю, что по этой причине в основном и идут такие споры про принадлежность к жанру. Ну и, как писала, выше, признаков магреализма вы дали слишком мало. Вот это все вкупе и дало такой эффект.
Дальше попридираюсь по логике и немного по тексту.
Где их берут, пошибок-то? Как разводить? В туеске? А и то подумать, на всех, кто мимо ходит да глаза прячет, не то что пошибок, туесков-то не напасешься... – В начале рассказа же говорилось, что в туеске их держат, и что это передается по крови, только среди кержачек. У нее провалы в памяти, раз теперь пошли такие мысли?
Сон приснился. Будто идет Орька по снегу в страшной стране КаУР4, как по облаку, не проваливается, через вымороженный, в инее, сосновый бор, а из снега, куда не глянь, валуны заиндевевши торчат, шапками снежными накрыты, как грибы. Который валун с лошадь, а который – с избу. А в снегу-то, лыжами исчерченном, все канавки, будто полз кто-то, и все полосы да пятна красные, кровяные... Орька полетела над канавкой – красноармеец мертвый... Обмерзлый весь, пальцы сини – не Наум. Полетела над другой канавкой – еще мертвец в длинной шинели рваной, и тоже не Наум. И никто их не ищет, не хоронит. Пропавши все без вести. Ружья рядом валяются, лыжи ломаны... Как им в шинелях-то на лыжах, неловко поди? Куда в таких длиннополых укатишь? Дак мож, и Наума тут и нет? Мож, он на лыжах укатил, не догнать? Дома-то он лучше всех парнишек на лыжах бегал, лыжи бы не сломал, нет!... Да как тут угадаешь, котора лыжня – его? Такой сон после письма о пропаже без вести – вообще легко. Как его привязать к магреализму? Да в общем-то тоже никак.
Почему, кстати, пошибка не работала, когда селюки обворовывали избу каждый раз после похорон? Ну, допустим, во второй раз мать уже умерла, а у Орьки пошибка еще «не созрела», а в первый раз, после смерти деда, чего мамкина пошибка никак не помогла?
Только ездить страшно. Так страшно, что Орька поначалу дорогой-то все бабкины наговоры то ли вспомнила, то ли заново сочинила, то ли пошибка ей нашептала. От зверя, от человека... Пошибку Орька уговаривала их с Елкой оберечь, и еще лешему кланялась у дыроватых выворотней. - Еще одно упоминание фольклора. Только как оно работает на магреализм хотя бы? Хоть бы ей этот леший привиделся что ли, да хоть с голодухи, уже было бы правдоподобнее. С таким же успехом она могла бы молитвы читать богу и святым. Разницы особой нет.
А комсомолец с вилами из стайки выскочил. Орька с испугу встала, как вкопанная. Тот подскочил – глаза мутны, прыщи как клюква – замахнулся! Не ударил. Застыл, будто вилы в невидиму стену уперлись. – Застыть он мог от чего угодно. В конце концов не каждый день людей вилами протыкал ведь, может сам перепугался и остановился. Да и вообще, чет когда под юбку к ней лез, так не застыл, а теперь смотри-ка пошибка сработала! Очень избирательно она проблемы видит, пошибка эта.
Это пошибка в ней, Орьке, говорит бабкиным голосом. Чтоб наука не пропала. Как собирать, как сушить... - Во мне, видимо, тоже пошибка говорит бабкиным голосом, когда я вспоминаю, как она на полном серьезе учила ячмень заговаривать))) Ну, это вот опять приписывание всего происходящего, от внешних событий до внутренних мыслительных процессов, пресловутой пошибке. Я с одной стороны понимаю, почему девочка так мыслит, и для нее это нормально, но для меня, как современного читателя, все происходящее имеет четкие объяснения из психологии. Поэтому для мистики места не остается совсем. Тем более, у вас тут все возможные моменты, где мистика могла бы быть, настолько плотно прибиты к реальности, что просто нет даже вариантов для каких-то иных объяснений, кроме рациональных.
Мож, пошибка заставила и лес ей помогать? От людей-то вон защищает, бережет. - А чего только щас начала? Почему не уберегла никого из семьи от несчастий? Почему вообще полдеревни по этапу пошло, треть на расстрел, но никому пошибка не помогла. Сами же пишете, что дофига там этих Кержаковых было. И, я так понимаю, в пошибку они верили не меньше Орьки, а то и больше. Поэтому пояснение типа «она поверила, поэтому начало сбываться» не очень правдоподобным будет в таком-то масштабе. Другие хуже верили что ли или были недостойны помощи от великой пошибки, матери всего сущего?
Потом на покров, дедову годовщину, учительша встретила ее, замызганну, в соплях, промокшу под дождем, с Елкой в поводу, и – точно пошибка ее торкнула – сказала, мол, что печи-то в школе не топишь, пора, как раз тебе перед работой! - Ай да пошибка, ай да су… кхм, но я не об этом)) Я понимаю, почему у девки пошибка – центр бытия и костыль, на котором держится ее мироздание, но это уже, ей богу, начинает надоедать, когда каждый чих Орька объясняет именно ей. А не пришло в голову, что учительница ее просто пожалела? Но нет, люди же все твари, как такое может быть?
– Кержакова, тебе годов-то сколько? Двенадцать? Ах, только будет... Ну, живи тут. Советско государство детей не бросает. – Учительница вроде грамотной должна быть, а говорит, как героиня. «Советско», блин.
Война с Финляндией в середине марта кончилась, теперь надо дальше жить, брата Наума ждать... Как потеплело и не надо стало топить – так пришли белые ночи, и она, наскоро сварив себе щей из молодых сныти и крапивы, пряталась ото всех на школьном чердаке. И спала там же. Сны снились такие яркие, что поутру елки в слуховом окошке казались ненастоящими. И люди внизу – тоже. – Почему не «Война с Финляндией той к середке марта кончилась то. Теперича жить далече надобно как-то дак…»?
Две старухи-икотки смотрели на Орьку из-под козырьков черных ладоней от соседнего прясла, перешептывались. Видели Никифора-то. Одна вдруг затряслась, и, тыча в Орьку пальцем, на вдохе завела утробным, мужичьим голосом пошибки: – Какая она, какая! Ох ты, какая она, какая! Ох ты... - То есть в селе точно есть еще такие вот старухи икоточно-пошибочные, но шугаться дальше все начинают именно от Орьки, а до того шугались от ее семьи. Вопрос к знатокам: почему? Старухи такие же припадочные, а то, что кто-то травками лечит, так, я вас умоляю, в то время в деревне много других лекарств что ли было? Все эти знания из поколения в поколение передавались, какую заразу чем лечить, а заговаривать каждая первая бабка умела.
Худо, что у людей она на примете. Смооотрят уж. Говорят, пошибка пошибку чует... Неужели она будет – вот така же, как эти старухи? Нет уж, пусть бы пошибка у нее была добрая! Правда подарила бы злат терем! Заставляла бы людей помогать ей! Она же спрашивала, чего Орька желает? Ну-ко! - А у старух тех их пошибка не спрашивала? Или они пожелали себе же нехорошего? Тут мы узнаем, что пошибка еще и доброй бывает. Вообще, очень удобно, конечно. Болезнь, в которую можно вписать абсолютно все и которой можно объяснить, что угодно – от клеща на ноге до мирового кризиса.
Спасибо, пошибка! Кто Орьку жалеть будет, того не обидим! Вон как тетя Дуся, сынок Миша ей ведь исправно письма шлет. Или вот учительше на седьмо ноября из района премия деньгами и отрез драпа, пальто сладить. Хорошо пусть хорошим-то. А у Нюры-ворюги дочь в арестовали, письмо вон из Кизеловской зоны пришло! - О, пришло время для теории справедливого мира)) Так и хочется спросить, а деда почтальона за что накрыли? Чем он обидел?
Ходила с узелком вяленой клюквы к председателю умолять, чтоб метрику отдал и разрешил в Молотов учиться ехать, на повара. Тут пошибка сплоховала, видать. Клюкву в сени сволочуга этот за спину кинул, а потом так разошелся – чуть не лопнул, и все про партию Ленина-Сталина, про долг советского гражданина. И еще штраф выписал и замечание в личное дело. Мол, саботажница, работу срывает. Еще одно такое замечание – и на этап! Председательша тоже на визг изошла. Бабы у крыльца собрались, кивали, поджав губы. Орька посмотрела всем в глаза и молча ушла. - Интересно, почему сплоховала? Может потому что никакой пошибки нет, а есть просто люди, просто везение, просто председатель, который не с той ноги с утра встал?
Вообще эта цепь случайных совпадений, понятно, что в Орькином сознании она закономерна, но если подумать логически, то это просто выборочное внимание и (странное для этого случая слово) везение, когда за тебя вроде как отомстил кто-то другой. Потому что арестовать в те годы могли вообще любого. И арестовывали, но Орька замечает и приписывает пошибке только те случаи, которые касались ее обидчиков.
– Учиться поеду. На повара-кондитера. Соберите мне все, как положено: и бумаги, и пособие. Вот вызов из училища, брат Наум похлопотал. К себе зовет. Он после контузии год в госпитале лежал, теперь в комендатуре служит. В Ленинграде. – Стоп, а где опять стилизация? Или пошибка не только наказывает негодников, но еще и грамотой речи учит? Вот те дела каки оны чудовы дак.
Обсуждали это в закулисье, и говорили о том, что не хватает взаимодействия героини с людьми. Вот она прям одна-одинешенька. Ни одна-то собака к ней не подойдет, к отпрыску врага народа, отмеченного пошибкой, а если подойдет, то только чтоб за жопу побольнее укусить. В то время как, блин, судя по повествованию, у вас там полдеревни – родственники врагов народа, а другие полдеревни – наследственные носители пошибки. И вот прямо ни с кем она не находила общий язык, ага. Ни друзей, ни подружек. Только бабка за письма сухарики давала, а учительница пустила в школу на печке спать. Остальные люди просто все поголовно твари, ну один краше другого. Один за полкраюхи хотел про заначки выпытать, другой непременно подол задирать начал по сути еще ребенку, хотя мало ему что ли баб в деревне было? И всем, главное, пофигу. Только училка после этого в школу жить пустила. А так ваш же посыл во всей красе: «Нет на свете ни свободы, ни любви. Только погань человечья»
Кстати, о посыле. Я все не могла понять, о чем вы нам рассказать хотите в этой истории (ну, кроме того, что люди все поголовно твари)?
Про критику режима говорили, но как бы мы все итак знаем про те времена. Критика нынешнего через прошлый? Я понимаю, на каком основании, но кое-что меня смущает. У вас получилась скорее критика людей, а не режима. Либо людей, как винтиков, на котором режим держится, а через это и его самого. Я не против критики режимов (вообще любых), это всегда на только пользу, но у вас это звучит как «все плохо, беспросветно, общество морально разложилось, все твари, человек человеку волк, страдания, страдания, страдания – краеугольный камень бытия, жизнь – это концентрат боли и т.д.»
Хотя, я и про людей не уверена, потому что оно как-то подается очень странно. Вот вроде есть люди-гады, которые обирают бедную сиротку, а вроде есть и средненькие - учительница, бабка с сухарями, попадается даже неплохой охранник лагеря, который героине дарит драный ватник (но тут тоже непонятно, может это его единственный добрый поступок, подарил ватник, а через пять минут пошел расстреливать заключенных). А хотя бы с нормальными моральными устоями люди и не показаны.
И как-то вот посыл размазывается в итоге. Что люди прям мудаки, эта точка зрения автора считывается хорошо. Но опять же не все ведь мудаки. Не могут 100% людей быть мудаками, либо 90% мудаками, а остальные 10 – серенькими типа бабки и учительницы и на этом все. И опять же - а где хорошие тогда? Трусы есть, жадные есть, безразличные, такие, кто как бы нехотя добро делает (учительница), а с более-менее адекватными моральными ценностями где люди? Перекос получается. Только чернота, без лучика света.
Может это действительно критика самого общества в итоге. У нас же очень разобщенное общество, очень атомизированное сейчас, и это отчасти следствие того, что население страны пережило в прошлом. Но не стоит сбрасывать со счетов и обесценивать тех, кто и на самом дне жизни умудрялся оставаться человеком, кто остается им и сейчас. Таких немало.
Просто посыл-то тогда какой? Общество было мудацким и осталось мудацким? Так и хочется спросить во-первых, «и чо?», а во-вторых, добавить, что все же хорошие люди тоже есть и в прошлом были, а в-третьих, что автор предлагает с этим делать? А ничего не предлагает. Либо тотальный эскапизм и веру в пошибку\справедливый мир, либо…что?
Пока помню, о героине. Она же ведь тоже весьма некомплиментарная получилась. Глуповатая, злорадствующая над бедами тех, кто причинил ей зло, и чуть дорвавшаяся до какого-то авторитета, начавшая эксплуатировать людские страхи - ей же там и избу помыли, и вещи вернули, и едой делиться начали, а она это приняла, как должное. Оно с одной стороны вроде как возмездие, а с другой, чем тогда героиня лучше тех других теперь, раз наживается на их страхе?
И, кстати, Орька, я так понимаю, перемену отношения к ней связывает опять с пошибкой. Но на деле это могло и не иметь к ней отношения. Время такое. Все боятся и перестраховываются. А ну как донесет девка из желания отомстить? А ну как брат ее все же вернется? Короче, вот эти моменты вообще неясными остались. Есть подозрение, что автор так увлекся поркой героини, что и сам немного потерялся в процессе. В общем, я поняла, почему для меня история не сработала, почему проблема с фантдопом, почему история мне не понравилась в принципе. Может быть у кого-то похожие мысли были или будут. Может это в какой-то мере будет полезно автору для понимания, где оступился. А может и нет. Тем не менее, отзыв был написан и держать его в столе нет смысла. Дополнение. Подумалось, что может была попытка показать, как человек находит опору внутри себя в непростые времена, и опора эта помогает ему выжить. По логике это в принципе бьется, но посыл этот теряется на фоне черноты, безысходности и мысли о том, какие сволочи люди вокруг. Чтобы его разглядеть, надо сильно постараться. А еще немного сбивает, что да, выжила девка кое-как, но по сути не изменилась. Как считала людей мудилами, так и считает, как особняком держалась, так и держится. У нее вообще какое-то немного животное восприятие людей. Она как собачка какая-то их сортирует: этот дал косточку, тот п.лей. И она максимально не в контакте с социумом. Причем, она ведь еще до смерти родных такой была. Трансформация в чем заключалась? А все мы знаем, что хорошо бы герою ее пройти. Не очень понятно, в чем. Вроде как героиня шла, шла и никуда не пришла. Мы просто посмотрели историю выживающей девочки.
|