Прочитал.
Спасибо за приглашение, автор. Рассказ интересный.
Началом, где девочка мастерит секретик – очарован до сих пор. Прекрасно написано. Тут и личное воспоминание сыграло – эмоцией. Была и у меня в детстве такая девочка, создающая секретики. И как-то показала их мне. Счастливый восторг сопричастия к чужой тайне и оказанное доверие – такое не забыть)
Интересная форма подачи – почти без диалогов. Принцип - два героя, которые не могут общаться друг с другом.
Осторожно – спойлеры.Разбирать было любопытно. Жила девочка, сделала секретик, подсмотрел оператор универсума /общности миров/ принюхался к эмоциям, попробовал на вкус и решил – будет интересно забросить её в свой секретик, по подобию её собственного – имитацией её рая.
А т.к. делал из того, что у него в наличии, то и секретик получился с изъяном – не настоящий мир, а имитация. Микс из того, что удалось собрать по крупинкам о том времени. Ну как девочка – там стекляшку, там фольгу.
Тут, конечно, есть ирония. Многие лепят историю подобным образом, а насколько она соответствует правде той или иной эпохи – большой вопрос.
Вот и здесь создали контент средневековья «насколько хватило питательной среды всех сохранившихся источников».
Получилась немного одномерная картинка - грязь, смрад, глупость, смерть.
Да что там прошлое, если и настоящее у каждого своё. Иной раз поговоришь с кем-то и одна мысль – мы живем в разных реальностях.
К оператору у меня вопросы возникали по ходу чтения.
Сначала улыбнула наивная узость подхода к сходности контента
Цитата
Загрузить гомоморфную выгрузку в сходный с ее стекляшками и золотой фольгой контент и дать права на реальность: пусть играет как хочет.
Оператор /условно/ при выборе контента озаботился только внешним сходством – стекляшки и блеск золотой фольги и считает, что подыгрывает Эте своим контентом, схожим на её рай
Цитата
Эта талантлива. Готова одухотворить весь универсум. И как она хочет в свой рай, вернее, прочь из скорлупок. Так почему б не запустить туда ее эмуляцию?
А потом, оказывается, что он прекрасно осведомлен о реалиях средневековья, как и о том, что по сравнению с ним, родина Эты – настоящий рай.
Цитата
злой мир накануне конца света, которого все они ждут, мир ломких характеров, воткнутых в больную плоть, мир неврастеников и примитивного простодушия, мир проказы и слабоумия. В сравнении с ним родина Эты – настоящий рай.
Далее, почему-то задается вопросами: как долго она сможет там выжить, как будет себя вести – ментально чуждая. Т.е. уже рассуждает, как экспериментатор, которому интересно наблюдать за мушкой в паутине, а богатство и уникальность сенсорных раздражителей – уже вторично)
Затем оператор /или автор)/ как бы спохватывается и начинает сводить концы с концами /объяснение нелогичности мотиваций, целей/.
Цитата
Смешно. Не много ли мы хотим от дезориентированного подростка?
У меня тот же вопрос к оператору, тем более, оказывается - он в курсе, что
Цитата
Биологическая основа разума так уязвима. Ум Эты скован плотью и ограничен убогим сенсорным разрешением. Преодолеть ограничения биологии ее невежественный разум не сможет. Она превращается в посредственность. И в застывшей, как смола, среде, в которой ничего не меняется день за днем, ребенок из эпохи научного любопытства навсегда оцепенеет.
Оператору скучно нытье
Цитата
Что дальше? Срыв, депрессия, эскапизм, мнительность и мечтания, несложная предсказуемая тема. Будет скучно.
Но тут же опровержение
Цитата
Но... Но ценность ее чистых, захватывающих чувств неоспорима. Всегда найдутся любители пострадать с ней, а потом вернуться в свою реальность и возликовать, что ее страдания и страдания ее паствы лишь технологическая эмуляция.
А потом опять зигзаг на тему "ценно-интересно, но мало любителей" – крутнем ещё вперед на три года.
Цитата
Но на нытье вроде страданий Эты мало любителей. Точно не мы лично. Потому пролистаем, чтоб не скучать, года три вперед.
А у меня был вопрос – а зачем?
Это похоже на плакат-манифест: религия - опиум для народа, Средние века – мрак. От перемены локаций смысл не меняется, как и взгляд героини на мир.
Цитата
Жить не хотят, им их жизнь противна.
Жить надо. А они хотят умереть в мир получше, чистенький, как новая игрушка, а не жить в этом испорченном.
..
Эта – вроде как не девочка из будущего, а просто функция. Два года только летает ангелом, молчит, рефлексирует и т.д. И можно удариться в скепсис - в том мире не нашлось никого, кто стал бы ей близок, не захотелось книг /а ведь монастырские библиотеки были богатые/, других увлечений и радостей. Тот же Бенедикт не смог бы ей отказать ни в чем – волшебной девочке, в которой он так нуждался для своих проповедей. А Эта – как застывшая кукла – рефлексии много, а по сути – заевшая пластинка.
Сначала, я было подумал, что автор этой статичностью хотел передать сон разума того времени /хотя многовато текста/, но потом понял, что тут ещё и упор на искусственный и застывший мир.
Цитата
Настоящего? Эта задумалась, настоящий ли он.
Т.е. тут как бы наложение одного на другое – гиперболизацией.
И Эта завязла в преувеличенной имитации, как мушка в смоле и только благодаря последней вспышке своего дара, смогла вырваться из «секретика» оператора, соорудив свой с райскими воротами.
Цитата
«Наверно, это закон, общий для любых миров: сознание способно из любого предоставляемого реальностью материала создавать новые реальности».
Ну и конечно, здесь идёт явный мотив осуждения эскапизма, ухода в вымышленный мир
Цитата
Они слабые, одинокие, они никогда не смогут пересилить эгоистичную волю спастись от всего здешнего в лучшем мире, им не о ком думать и не о чем. Они могли бы лечить и учить, как монашки в других монастырях, но в эту горную обитель, скребущую шпилем по пустоте неба, вскарабкиваются только ради себя.
Одновременно с обреченностью – для слабых нет выхода и надежды в этом мире.
Цитата
Те, кто хочет умереть – умрут, и вместо секретика или ящика с цветами из воска и лоскутов найдут другую лазейку в рай. Не надо мук. Пусть станут счастливыми хотя бы в миг смерти. Что проку удерживать их, жалких. Лучше отпустить.
Так что я согласен с оператором - от этого веет «ледяной печалью» и конечно, сочувствуешь «всем бессильным и сломленным, которые, так ничему и не научившись, умирают».
Спасибо, автор. Удачи в конкурсе.