Я прочитал рассказ "Нансен в Чистилище". Пришло время длинного разбора, готовьтесь!
Прежде всего, три постулата:
Первый.
Цитата(S.S. Storm)
Очень люблю реальных исторических персонажей в рассказах. И радуюсь, если автор предлагает свежий взгляд на оных.
Второй.
Цитата
Смысл тут есть, но мне он не нравится - собираюсь громко ругаться.
На смысл я ругаться буду, но опосредованно. Не собираюсь предъявлять за искажение исторической истины, очернение образа и все такое. Из-за Пушкина не стал и из-за Нансена не буду. Это художественный текст, я против цензуры, имеете право кого угодно сделать кем угодно. Поэтому оцениваю только рассказ, его логику. Примем как данность, что то, что написано о Нансене в рассказе, вы, дорогой автор, не с потолка взяли, и можете доказать, что так и было, а если не можете - сие остается на вашей совести, но, опять-таки, без придирок с моей стороны.
Третий.
Цитата(Призрак Форума)
Текст рассказа: «За чертой»
Тут. А обсуждение тут. Вижу много общего и объясню, почему, а также почему не могу поставить третьей в ряд "Болдинскую осень".
Теперь гоу!
Первое. Вопрос дня.Цитата
Сегодня судят Фритьофа Нансена. Честно говоря, судят его, горемыку, не только сегодня, а уже более восьмидесяти земных лет кряду. Ему, по идее, сразу бы прямиком в Рай – ан дудки.
Запоминаем: Нансен с момента смерти никуда не попал, кроме Чистилища. 80 лет.
Запоминаем второе: система мироустройства с посмертьем тут близка к христианству или другой авраамической религии.
Цитата
– Поступок, захвативший тебя целиком, с маковки до пят! – утвердительно вопрошает металлический, обезличенный голос. Вопрошает мучительно-долгими десятилетиями – в одной и той же формуле.
80 лет. За это время Нансен не мог не догадаться и не сформулировать то, что хочет услышать абстрактный авраамический бог, хотя бы на уровне: "Помощь советским крестьянам".
Вот это -
Цитата
Он тоже решил проявить пуская и смиренно-трусливое, но все же упорство. Раз Верховный талдычит одно и то же, то отчего бы и Нансену не поиграть в те же самые игры!
не аргумент,потому что а)
Цитата
прочь из комнаты охота – и ой как охота! ... жутко свирепая и могучая, сила, словно щипцами тянет прочь. Вопиет о скорой опасности.
б)
Цитата
Надобно изворачиваться и подстраиваться.
и в)
Цитата
Ему, по идее, сразу бы прямиком в Рай
Вопрос один: почему Нансен тупит и не говорит нужное, даже не приближается к теме взаимоотношений с СССР, все 80 лет? Он готов подстраиваться и изворачиваться. Он не чувствует, что тема русского крестьянства может ему навредить, при этом он понимает, что вечно сопротивляться судии не сможет и рано или поздно пострадает. Помощь крестьянам (любая, хоть под процент) никак не противоречит образу, который он пытается создать перед судом, это по-прежнему значимая вещь, связанная с Нобелевкой, поэтому и его упрямство ну никак не может стать причиной повторения лжеответов. Более того, Нансен верит, что ответ отправит его в рай, но даже не пытается. Почему. Ваш. Нансен. Такой. Дурак?
Второе. Неверная интерпретация главного прегрешения.Цитата
Да, «гуманистическое» предложение, буде оно реализовано, на корню подорвало бы поддержку большевиков в народе. Ну а как же собственная – нансенова – карьера! Неужто она значит меньше жизней каких-то там русских крестьян?! Неужто общее побивает частное, шкурное, кровное?!
С точки зрения здравого смысла Нансен никаких жизней крестьян не получал, их в этой сделке нет. Есть абстрактная "поддержка большевиков народом". Есть сребролюбие и политическая корысть Нансена. Но при чем здесь жизни крестьян? Где в тексте указано, что какие-то крестьяне погибли, стали жить хуже? Где привязка к "общее побивает частное"? Ответ "так это ж большевики" не приму, потому что своего отношения к большевикам автор четко не обозначил, не дал альтернативного взгляда, например, не привели бы волнения крестьян и неподдержка большевиков к вспышке насилия, и так далее.
Третье, но не менее важное. Необъективность и бесполезность суда.Как говорится, все мы люди. У Нансена был роман с замужней женщиной. Он явно был подвержен греху гордыни. Возможно, и в бога он не верил. Почему суд вверяет ему в вину именно этот эпизод? Где суд за все сразу? Откуда взялся вопрос о "поступке, захватившем целиком"? И как этот поступок может считаться таковым, если Нансен сам его таковым не считает? Его это не захватывало, ни целиком, ни даже частично, судя по всему. Для него это мелочевка, и вы сами об этом пришете. Правильный вопрос звучит так: "Как ты думаешь, какой из твоих поступков мы взвешиваем здесь, в Чистилище, и находим самым важным".
Т.е., о лжи Нансена речи не идет, но суд упорно этого не видит. А потом судия снисходит до подсказки, и Нансена прошибает - почему? Где здесь метафизический переплет? Где катарсис, осознание, мораль, вывод? Чему этот суд научил? С точки зрения религии, ничему полезному. Бог-самодур шпыняет достойного, в общем-то, человека ради собственного упрямства. С точки зрения истории - ничему, потому что см. пункт второй. С точки зрения общечеловеческой морали - тем более ничему, потому что пример Нансена оторван от жизни рядового читателя. Здесь я вижу именно что перетягивание каната с заведомо понятным исходом, просто потому что один из перетягивающих - бог. Это как читы в онлайн-стрелялке ввести. Плавно переходим к...
... четвертому. Претензия на высшее знание.И здесь мы вернемся к рассказу "За чертой". И там, и в "Нансене в Чистилище" речь идет о посмертии, мистическом опыте, который переживают известные личности. И там, и там есть образ высшей силы, которая претендует на абсолютное знание, и выглядит эта претензия примерно так:
Цитата(Ангел)
Ахматова - херня на постном масле, потому что придумавший меня автор так считает
Цитата(Бог)
Нансен - херня на постном масле, потому что придумавший меня автор так считает
Ни одного внятного аргумента. Ни одной попытки выключить черно-белый фильтр. Ни одного намека на любовь, которая, на минуточку, является основой христианства. Ничего этого нет. Есть только осуждение, многократно усиливаемое образами, которые для многих читателей многое значат и являются сакральными. Не знаю, как такой прием в художественной литературе называете вы, но у меня для него есть одно определение: манипуляция. Попытка использовать непререкаемый авторитет в низменных целях. Некрасиво, честное слово. Не решайте за бога, не вкладывайте свое мнение ему в уста. Если вы не верите в него и вставляете в текст, чтобы повлиять на тех, кто верит, - это цинично, если верите сами - удивляюсь, как вам было не страшно это писать. Будь я верующим христианином, насмерть бы обиделся.
Предъявить "Болдинской осени" можно многое, но только не манипулятивность. На Пушкина-грешника мы смотрим глазами не особо сообразительной библиотекарши. В "Черте" и "Нансене" же... Промолчу.
За нелогичность, за недосказанность, за претенциозность и не достойный писателя радикализм "Нансен в Чистилище" получает 4/10 баллов и минус.
Спасибо за внимание.