Цитата(Алеся Ясногорцева)
Люди, с преодолением этих трудностей - станут искать себе новые трудности.
Алеся, это не люди, это коммунисты из анекдота про секс в гамаке
А если серьезно, то я согласна с тем, что вот это "они нашли рай и разучились ходить" выглядит не то, чтобы странно, сколько совершенно нелогично. Получается, что лапки стали для зюх атавизмом, как-будто ползать на брюхе намного легче, чем ходить. И вот на таком странном допущении и строится вся история.
Здравствуйте, автор!)
Пришла, прочитала, имею что сказать)
Давайте сразу оговорюсь, что мне очень понравилась атмосфера вашей сказки. Это было то самое погружение в некий очень добрый мир, где совсем как у бабушки – тепло, уютно, никаких опасностей и очень вкусно кормят.
Конечно, пытливому ребёнышу быстро надоедает ковырять лопаткой в песочке у крыльца, его манят приключения и таинственное "захолмье" (и тут я спотыкаюсь на совершенно незвучащем слове. Попробуйте прочитать его сходу и вслух. Вы, взрослый человек, который, к примеру, читает эту сказку своему ребёнку. А если читатель – ребёнок?)
И вот, мы споткнулись о зах... захл... В общем, споткнулись, построили лестницу, перелезли и... И ушли в раздумья, чё делать дальше. Думали-думали и придумали! Надо заново учиться ходить!
Мама рада, папа рад, что ребенок – ретроград!
Ой, нет, это немного из другой оперы.
В общем, родители счастливы, что их чадо такое умное, и упорное, и даже научилось стоять на двух, нет, даже на одной лапке! Теперь все венки из "бледных цветов, похожих на подснежники" наши!
И?
Ради чего было это всё? Все эти мечтания, томление по неизвестному? Где они – приключения Зюхи?
Что там – у реки?
Где они, таинственные опасности, новые друзья, внезапные открытия? Захолмье (о, мой Т9 наконец запомнил новое слово, ура!) мы уже открыли и разочаровались. Но ведь кто-то увидел в трубу ракушки? Кто-то читает книжки про море, знает про медуз и слонов. И всё достижение этого кого-то – лестница через кусты, ведущая в песчаную пустошь?
Чуете, к чему я клоню?
Будь я ребенком, читающим вашу сказку, в конце я бы обязательно спросила: а что дальше?
Но я не ребенок, я взрослая тётка, которая прочитала ваш рассказ на конкурсе. Поэтому вопросов будет гораздо больше.
Погнали по тексту.
Цитата
Впрочем, Зюха Маленький должно быть устал. Так устал, что мог только лопать кукурузные лепешки и мечтать.
Как они добывали кукурузу, если обленились и не ходят, а только ползают?
Цитата
Победителя — последнего стоявшего — наградили венком белых цветов. Похожих на нераспустившиеся подснежники.
Зачем одно предложение разделили на два? И почему у цветов нет своего названия? То есть, зюхи живут уже давно в этой местности, но названий растениям не знают, не дают? Детей так и учат: "А вот это дерево, оно называется "похожее на яблоню". Ты, конечно, не в курсе, что такое яблоня, но прими как факт и не задавай глупых вопросов"?
Цитата
Зюха Маленький пожал плечами. Он смотрел в окно на гряду холмов зеленых густым кустарником. Его жесткие ветви казались застывшими щупальцами медуз.
Если честно, я не смогла себе представить кустарники, чьи жёсткие ветки бы выглядели как застывшие мягкие щупальца медуз. При том, что медуз я видела и в руках держала. В отличие от Зюхи.
У вас в рассказе постоянно отовсюду лезет море, которого Зюха ни разу не видел. И у меня невольно возникает ощущение, что это не Зюхины мечты, а автор жалеет, что в этом году не выбрался поваляться на морском бережку)
Море в вашем рассказе повсюду, однако только на уровне восприятия. Оно есть фоном, ведущим в никуда, если можно так выразиться. Сравнения сплошь морские, а между тем Зюха моря никогда не видел. Вот если б он о нем мечтал, и стремился именно к морю, и нашел в конце концов – это была бы та самая история, да. Пока же море выглядит только бесполезным, лишним и внезапным фактором, который вырежь из рассказа нафиг – всем станет лучше.
Цитата
А потом — дождь, который смывал цвет с цветов.
Про случай, который случился, вам уже говорили.
Цитата
Зюха Маленький вновь полез на Холм. Зюхи со всей Зеленой долины собрались у его подножия
У подножия Зюхи? Или холма?
Цитата
В таких завитках, если верить книгам, слышен шум моря.
В книгах написано про слонов, медуз, мустангов и не написано про ракушки? Нет, серьезно? Так и написано: "в завитках слышен шум моря"? А дальше по тексту внезапно (!) Зюха рисует
ракушки. А откуда он узнал, как они называются?
Цитата
Когда шел дождь, струи воды стекали по стенам, сливались в зеркальные лужицы и шумели тихим рокотом.
Рисуется совершенно странная картинка, как одни и те же струи воды стекают по стенам, потом где-то там, у стен или прямо на стенах сливаются в лужицы и эти лужицы шумят тихим рокотом. О_о
Из чего он строил лестницу?
Цитата
Маленький чуть не упал, со всех десятков неидеальных, но прочных ступенек
У меня нет в голове картинки. То ли рубил Зюха ступени в холме, то ли из кустов медузных этих ветки дёргал.
И только ближе к концу мы узнаем, что
Цитата
Маленькими коготками он впился в щербинки ступеней, срывая щепки
Ага! То есть "раз дощечка, два дощечка будет лестница!"
А где ползающий шерстистый Зюха брал эти то ли дощечки, то ли палки, то ли брёвна?
И вот самое для меня кошмарное: я не смогла себе представить, как выглядят зюхи. Покрытые шёрсткой, ползающие, но с короткими лапками. На лапках коготки. Со щеками, которые могут краснеть. С блестящими прилизанными усами.
Притом они могут держать лук (и пользоваться им), варить еду в горшочке. Зюха даже "распластывался как морская звезда" и "упираясь на кончики лап, выгибался дугой".
Как выглядит Зюха??? Я его поначалу представляла мохнатой гусеницей. Потом мохнатой пятиконечной фигнёй, у которой рот где-то на животе. И щёки. Такой себе волосатый Патрик. Правда, как он ползает, когда у него есть лапки...
Знаете, чего мне катастрофически не хватало в вашем рассказе? Картинки.
В книжках для взрослых её создают описания. Но детей множественные описания утомляют, потому для них делают книжки с картинками. Вот в вашей истории мне не хватило не столь описаний мира, сколько иллюстраций художника. Как в книжке для детей.
Ещё меня постоянно мучил вопрос:
Откуда у них книги со слонами, морями? Зюха знает даже о мустангах!
У меня все больше возникает ощущение, что зюхи – некая ранее могущественная морская раса, которая выбралась на сушу, прогрессировала, понастроила домов, надепила горшков, кукурузы вырастила на сотню лет вперёд,
а потом чего-то отупела и разленилась. А может не отупела, а подхватила вирусняк и у всех отказали ножки. Ну, как-то так.
Ещё несколько моментов, которые меня смутили:
Цитата
В малиновых лучах заката, испещрявших занавески резьбою света и тени, он видел пустыню.
Цитата
Недоверчиво, будто показываясь из песка и прячась обратно, вспоминались дядюшкины объяснения.
Цитата
Но песчаные зюхи прошлого сна упорно молотили и молотили лапками. Они так заставляли вспомнить сон, что Зюха Маленький сдался.
И вот у меня назрел вопрос: рассказ вообще написан для какой ЦА? Для детей? Или для взрослых?
Почему-то некоторые авторы считают, что для детей писать проще. Можно не заморачиваться, лишь бы было всё Мимими. На самом деле для детей писать куда сложнее. Нужно быть очень внимательным к языку и стилистике. К идее, которую закладываете в рассказ и к её подаче. Небрежность в описаниях и матчасти вам простят взрослые. Дети – задолбают вопросами: почему зюхи перестали ходить? Разве ползать легче? Как они добывали кукурузу для лепёшек? Откуда у них книги? Кто учит зюх читать? Есть ли у них школы? Как мама варит что-то в горшочке, если она не может стоять на задних лапах, только лежать и ползать? Как она держит горшочек? А как месит тесто для лепешек?
Как они строят дома?
Зачем Зюха строил ступеньки, чтоб перебраться через холм, заросший кустами? Как такая лестница ему могла помочь? И разве по ступенькам ползти удобнее, чем по ровной поверхности? Почему было просто не повалить бревно? И если лестницу повалить на кусты, второй её конец повиснет в воздухе... итд, итп.
И вот ваша с первого взгляда мимимишная история разваливается на куски.
Я вообще делаю предположение, что рассказ написан для дошкольного и младшего школьного возраста, потому что (положа руку на сердце) не знаю ни одного взрослого, который бы стал увлеченно читать такую историю при условии, что у него есть альтернатива в виде какого-то иного, более увлекательного чтива, скажем так.
История простовата, и хотя автор пытался заложить в неё какие-то философские мысли, они мне читались отчасти как "мораль для дошколят", отчасти как
"а это чё за малопонятный лозунг, которыми так любят стрелять инста-блогерши и нейросеть?". Что иной раз, кстати, одно и то же.
Теперь к языку.
Если пишите для детей, не забывайте про букву ё. Есть такая буква в русском алфавите.
Внимательно вычитывайте рассказ. По тексту встречаются опечатки, пропущенные запятые, стилистические ошибки.
Не надо пихать в рассказ загонные метафоры, которые детям будут не понятны. И вообще старайтесь писать просто даже о сложных вещах. Так маленькие читатели поймут, что вы хотели сказать. И не будут задалбывать маму вопросами "что значит "
Цитата
Если у тебя есть печенье и ты отломишь от него крошечный кусочек — ты ничего не заметишь, пока кусочек этот не съешь
?"
Кстати. А что это значит? Я взрослая тётка в словах мамы не увидела никакого смысла, серьезно. И это при всей моей нежной любови к историям про муми-троллей, где тоже порой подаются вроде странные, но вместе с тем ясные и понятные мысли.
Зюха вскарабкался на холм, потому что его манило "захолмье". И увидел что? Полосу песка, за которой речка.
Ок. А теперь вернёмся по тексту в начало и что мы там найдем?
Цитата
Неужели тебе худо живется в Ягодной долине?.. Если тебе надоели кусты и трава — попроси у мамы сползать в гости к тетушке, на Речные пески.
У меня невольно возникает мысль, что Зюха нашел те самые Речные пески). А если нет, то – как живут зюхи в тех самых песках? Им пыль в морду не летит, когда они ползают? Или те зюхи, что в Речных песках – не разучились ходить?
Концовка истории не порадовала совершенно. Получается, Зюха научился стоять на лапках и? Что дальше? Как это умение помогло ему преодолеть песчаную пустошь?
Получается, что вы изначально некорректно поставили условия задачи: зюхи разучились ходить просто потому что, и искусственно создали проблему, чтобы вновь возникла необходимость ходить.
А в конце дали ответ: Зюха будет учиться ходить, потому что ему нужно добраться до реки.
Но и то и другое высосано из пальца. Нет у парня внятной четкой мотивации зачем ему надо к реке. Просто любопытно "чё там"? К ракушкам потянуло?
А ведь есть в племени и другие мечтатели. Вот если б в племени все были ацкие ленивцы, я б поверила в то, что ходить и вправду никто не могёт, не хотит и не собирается. Однако нет же.
И вот эта искусственность не даёт мне поверить в вашу историю. Не вызывает ваш мимимишный герой интереса и желания вместе с ним переть к реке. Я и по лестнице-то с ним поднялась с трудом – слишком как-то нудно и затянуто мы поднимались. Я догадываюсь, что вы хотели показать упорство героя, как он преодолевает трудности на пути к мечте, а мне так и хотелось сказать "у верблюда два горба, потому что жизнь – борьба".
И самое ведь нелепое что?
Зюха так и не достиг цели.
Он увидел, что там за холмом, получил новую задачу в прохождении этого квеста и... всё.
Вы попросту оборвали историю примерно на середине, а знаков у вас свободных ещё ого-го!
Зачем оборвали?
Сюжетная линия не закончена, выводов никаких мы не сделали. Мы даже не знаем, сможет ли Зюха дойти до реки или же топать пешком бесполезно. Может, ему понадобится изобретать что-нибудь ещё.
В итоге я не знаю, как относиться к вашему рассказу. И невольно хочется отнестись как к безделице. Это обидно, потому что я читала, пыталась представить себе эту вашу историю "в лицах", мучилась (потому что реально к ней хочется картинок!)). А потом – на тебе! То ли на мне решили обкатать первую серию детской сказки, то ли первую пробу пера.
В любом случае, если вам интересно писать такие истории, если вам хочется писать их для детей – пишите! На самом деле у вас получается вполне себе такая милая сказка про маленького упорного зюху) Доработать как следует, дописать, проиллюстрировать – и можно тащить в издательство)
Удачи, автор!)