Прочитала ваш рассказ, автор.
Напоминаю, что все написанное в этом отзыве, является исключительно следствием моего субъективного восприятия. Не знаю, надо ли оно вам вообще, учитывая, сколько отзывов вам уже написали, но тем не менее, раз уж я сочинила свой, то пусть будет)) Дальше будет зело длинно, сумбурно и нудно.
Штош, а теперь начнем)) Зайдем с очевидного. Язык хорош, хоть и не без огрехов, но это все вполне исправляется вычиткой. Предыдущие отзывы читала. Со многими замечаниями относительно языка и многого другого тоже согласна.
К структуре у меня претензий тоже нет. Все ровно, все логично. Мир – вполне осязаем, вы достаточно хорошо обрисовали атмосферу, героев, дали разные детальки и прочее. Сложив это, можно запросто представить себе условную Русь. Может кто-то сочтет это легким читерством, ведь не нужно обстоятельно описывать мир, но как по мне, в данном случае это вполне простительно. Есть, знаете, куда более читерские приемы, которые я не буду упоминать, дабы не обижать других авторов и не бросать семена срача на благодатную форумную почву.
По героям чуть позже. Сначала смыслы и символы.
Начнем, пожалуй, с названия. Что есть чешуя? Буквально – защитный покров на теле животного. На физическом уровне в рассказе он прямо связан со змеем-драконом, на метафорическом – это некая личина, которую принимает человек, чтобы опять же защититься от опасностей, броня. Личина, двуличие, лицемерие – это непременный спутник героев рассказа (кроме Ерошки, он только начал этой чешуей покрываться).
Мария, княгиня, князь, настоятель, отец Илия – все они по ходу действия открываются нам с иной стороны, чем было показано изначально. Внешнее, напускное, то, что видит мир и другие люди, в них оказывается личиной, чешуей, которую им пришлось по каким-то своим причинам нарастить.
Это взрослый мир, в который Ерошка в начале рассказа еще только вступает. Он и сам начинает постепенно отращивать эту чешую, то, что в современном мире мы называем психологической защитой, толстокожестью. Винить его за это вряд ли возможно. Это естественное следствие процесса взросления, через который, так или иначе, проходит каждый. И путь героя по имени Ерошка как раз ведет из условного детства (хотя, с точки зрения историчности он конечно давно бы уже считался взрослым и вел бы себя уже давно не как наивный мальчик) во взрослость.
Этот процесс взросления и очешуивания (жуткое слово получилось, извините) нам показан и на уровне духовном, и на уровне физическом.
С одной стороны Ерошка разочаровывается в окружающих, когда узнает и видит их истинные мотивы. Это трансформация на уровне духовном. С другой он лишается невинности – это новый опыт, трансформация героя на физическом уровне. То есть проходит условную инициацию на обоих этих уровнях. Интересно, что какое-то время Ерошка словно бы остается меж миром физического и духовного, христианского и языческого. Он познал оба этих мира, буквально и фигурально лишившись невинности, детскости, наивного взгляда на мир и людей.
Кстати, тот факт, что на физическом уровни он лишается невинности именно с крещеной степнячкой, очень символичен.
Кто она, эта степнячка? Бывшая язычница, которую насильно заставили принять новую, «правильную» с точки зрения князя веру. Только приняла-то она ее не по велению души. Новая вера для нее – та же чешуя, защита от внешних опасностей, наносное. Это ясно хотя бы по тому, что она, как и сестра героя, занимается проституцией.
Казалось бы, с точки зрения Ерошкиной веры, что это такое символическое поражение в нем христианского и победа языческого, победа темных инстинктов, победа плоти над духом.
Однако тут есть один момент, который не стоит упускать из виду. Не зря степнячка-то крещеная. Это не победа условного добра над условным злом. Это временное преобладание плотского, что логично. Каждый подросток меняется в том числе физически, гормоны в этом возрасте дурят у всех и каждого (с разной степенью интенсивности, но тем не менее). И я сейчас не имею ввиду, что все подростки только о сексе и думают. Думают конечно, но половое созревание и следующий за ним сексуальный интерес – это часть физических процессов. То есть физиология не равняется только сексу, он всего лишь часть ее. Подросток перерастает это, вот и Ерошка тоже перерастает.
Вспомним, что он больше не ходил к степнячке, и даже княгиня, поначалу так поразившая его красотой своего тела, через какое-то время утрачивает для него свой интерес. Ерошка взрослеет и уже начинает отращивать собственную чешую, когда понимает вдруг, что не хочет больше жить среди этого лицемерия. Волшебным пенделем в направлении его окончательного становления как личности, его жизненного выбора становится весть о том, что князь с помощью змея хочет захватить и чужие земли. Ерошка бежит из города вместе с сестрой, и в конце, перед смертью просит ее больше не петь. Наверное, можно трактовать это как спасение сестры – мало того, что блудить перестала, так еще и осознала, что нехорошо эксплуатировать магических зверушек? В общем, Ньют Саламандер был бы доволен))
Темы, затрагиваемые рассказом, не назвать новыми. Они поднимались во множестве книг на протяжении веков, но менее актуальными-то не стали. Противостояние старой и новой веры, души и тела, инициация, становление личности, двойственность человеческой природы и т.д. Однако я не стала бы записывать это в минусы рассказа.
Мотив песни. Связь со змеем\языческим через песни. Конечно первым делом на ум приходят всякие ритуальные песни, но своего рода песня есть и в христианстве – это молитва. Предположу, что песня тут скорее связующее звено между человеком и тем, во что\в кого он верит. Это также может быть способом выразить себя, голосом души, если можно так сказать. Голос этот рвется на свободу, прорывается через нарощенную чешую, несмотря на преграды, опасность и все прочее.
Может поэтому, когда Мария и Ерошка забылись, открылись миру, песня зазвучала так сильно, так высоко взлетел огненный змей (огненный дракон – здесь огонь души?), их тотчас обнаружили и наказали. То ли это своего рода назидание, то ли демонстрация того, что излишняя открытость может тебя погубить (Или все-таки трансформировать? Помочь обрести собственный голос?) Не знаю. Может быть все сразу. Может быть мои домыслы в данном случае вообще лишены смысла.
По поводу секса. В рассказе он, как мне видится, вовсе не для того, чтобы показать лихие потрахушки княгини со змеем или Ерошки со степнячкой. Тут даже описания весьма целомудренные. Здесь секс – это логичное завершение инициации Ерошки, как мужчины, если можно так сказать. Волею судеб я как раз сейчас читаю Владимира Проппа «Исторические корни волшебной сказки» (это не для выпендрежа, а ради отсылки). Так вот там вполне себе много прелюбопытнейшей информации про этот обряд. Например, жениться, то есть стать полноправным и полноценным взрослым, юноша мог только после прохождения обряда. То есть связь вполне очевидна. Прошел условный обряд – получил право на женщину (как-то даже не по себе писать такое в наше время, но ладно).
Что касается княгини, то здесь, кажется, задачка посложнее. Но опять же секс со змеем – это, на мой взгляд, чисто ритуальная штука. Здесь, кстати, для княгини, судя по последствиям этих «развлечений» со змеем, вряд ли он был чем-то приятным. Вообще, наводит конечно еще на невеселые мысли об исторической роли женщины и о том, как чаще всего в буквальном смысле женщинам приходилось покупать безопасность (свою личную, рода, либо в случае, если речь идет о девушке из знатного или правящего рода) в обмен на собственное тело. Дальше тему развивать, пожалуй, не стану.
Кстати, возвращаясь к вопросу инициации. Если Ерошка действительно становится змеем, то согласна с
Дон Алькон. Это вышло совсем уж нежданчиком, по-хорошему надо было бы хоть какие-то намеки дать, подвести к этому моменту, и инициация именно в плане посвящения\перехода в обличье магической зверюги не пройдена. Т.е. на уровне социальном он ее, пусть и чуть ли не из-под палки и «на троечку», но прошел, а вот с колдунством и правда неувязочка вышла.
По поводу действий из-под палки, кстати, еще скажу. Я думала, что не так с Ерошкой? Потом поняла, что он вообще на протяжении всего рассказа упорно держится за свою детскость, за инфантильную жизненную позицию. По большей части, куда его река жизни понесла, туда он и плывет. Его во взрослую жизнь-то той самой палкой и загоняют. Это делают и сестра, и княгиня, которые показывают ему, какой ценой куплена безопасность города. Это делает и Криж, когда дает ему золотой и отправляет ознакомиться с плотскими утехами к степнячке. Вот эти вот упоминания о том, как Ерошка закрывает глаза или уже сам просит сонного зелья, чтобы не видеть ни постоянно бегающих к сестре клиентов, ни княгиню со змеем, как раз хорошо показывают, что взрослеть парень не хочет. Он попробовал взрослой жизни, и ему не зашло, что называется.
Ерошка-то у вас, автор, эскапист)) Не хочет парень взрослеть (хотя осуждать его за это я не стану). Ему бы в самом деле уйти в монастырь и там книги переписывать, а не вот это вот все. На фоне этой линии
попробовал взрослой жизни – не понравилось, разочаровался – закрыл на происходящее глаза во всех смыслах резкий переход к такому серьезному и ответственному поступку, как решение покинуть город, выглядит очень странным и нелогичным. Предпосылок-то у него нет. И вот это неожиданное заявление Марии о том, что, мол, он теперь защитник, и как скажет, так и сделают, тоже выглядит неуместно, примерно как заячьи уши на голове моржа. Незрелый, безответственный парень, который никак не зарабатывал, сидя на шее у сестры-проститутки, не имеющий твердого характера и силы воли, вдруг становится лидером и начинает принимать важные жизненные решения. Не верится, извините.
Давайте еще про Марию пару слов и будем закругляться. За что ж вы так, автор, с ней?
Цитата(Весёлая)
Вообще, назвать новорожденную русскую девочку в честь египетской проститутки (а не, скажем, матери так любимого церковью Христа)
– это офигенный авторский ход! Хоба – и не надо заморачиваться с мотивацией персонажа. Почему девка даёт всем подряд задёшево? Так ведь имечко такое! Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт.
Согласна с
Весёлой. Есть ощущение, что Мария стала гулящей девкой только из-за этой отсылки. Я к тому, что бы, например, изменилось, если бы у нее был, допустим, женатый любовник в количестве одной штуки? То есть я сейчас это пишу не потому, что за державу в лице всех женщин обидно (женщины тоже разные бывают, глупо было бы это отрицать), а просто потому что не могу понять, какую роль играет здесь проституция именно в таком масштабе?
«Не могу я без песен, жжет изнутри. Должна для незабытых богов петь, иначе погибну» - извините, но у ее занятия проституцией те же оправдания? Тоже что-то жжет изнутри?)) Я не придираюсь, правда, просто понять пытаюсь, что там в голове у Марии происходит. И тут же вопрос: почему она раньше не думала о том, чтобы уйти из города? Уйти в условный лес и там свои песни петь – чем не решение, раз уж такой расклад? Или у нас тут проститутка с сознательной и серьезной гражданской позицией, которая так переживает за свой город? Не спорю, такое тоже может быть, с той же Красоткой Уотлинг работало же:
«Я тоже хочу быть полезной. Я тоже конфедератка, и может, почище вас!» Только у вас Мария по ходу рассказа больше никак этой сознательности и патриотизма не проявляет. Странно, в общем.
Подведем итоги. Рассказ в целом интересный, читается легко, но вот недоработки конечно портят всю малину. Может вам, автор, времени не хватило, может еще что-то. Причин может быть множество. В любом случае мне рассказ скорее понравился. Спасибо.