О, сижу, значит, никого не трогаю, и тут глядь - а один из моих клиентов в ожидании коммента в малокомментниках висит.
Ахах, шучу, никто тут моего коммента особо не ждал, потому что этот рассказ меня не призывал в табличке, но я всё равно его прочитала. И щяс буду ругать
Короче, начну издалека. С того, о чём сразу после прочтения писала во флуде, и даже чуть дальше.
В общем. Да, конечно, я понимаю, что в литературе нет правильных рецептов, и автор имеет право делать с текстом вообще всё, что хочет - в идеале, если он понимает, чего именно намерен добиться теми или иными приёмами. В этом плане всякие книжки, дающие "инструкции", как писать, конечно, сильно всё зауживают. Но кое в чём я с ними согласна. Например, в мысли о том, что, если ты пишешь для широкой аудитории и хочешь, чтобы тебя читали, а не бросали текст в самом начале, то будет хорошей идеей сделать главного героя рассказа симпатичным, а не наоборот. Или, если он задуман несимпатичным, то сделать его интересным.
В этом рассказе для меня это самая главная проблема.
Ну то есть, тут нет ни того, ни другого. Главный герой, который с самого начала сам (!) заявляет себя середнячком-неудачником, а потом винит в тех самых неудачах кого угодно и "мироздание" (реальность с её правилами его ущемляет и на работу устроиться не даёт, ага!), но сам не хочет брать ответственность, меня тупо РАЗДРАЖАЛ. Особенно под конец, когда он начал вести себя как конченный негодяй-эгоцентрик и, чувствуя себя в полном праве, начал отравлять жизнь всем вокруг, потому что они - тупое серое стадо, а он - непонятый УНИКУМ. Ну, такое себе, короче.
Нет, то есть я понимаю, у людей реально иногда бывает чувство, что реальность - против них. В плане работы - ну да, капитализм - это отстой, а он, увы, неотъемлемая часть нашей реальности. Но проблема в том, как это описано. Как поданы эти чувства, куда смещён фокус. Причём - от первого лица героя.
Знаете, когда под конец девушка-из-снов, на которую этот дурачок так откровенно пускал слюни, начала превращаться в какую-то НЁХ, я - которая, признаться, ждала подвоха и надеялась на него, да - сказала себе: "литературные боги, клянусь, если сейчас этого идиота со смаком и особой жестокостью сожрут, я прощу этому рассказу ВСЁ".
Этого, к сожалению, не случилось.
И вообще, герой вроде бы получил "наказание", но блин, больно уж оно лайтовое, хоть и с обещанием адских мук когда-то фиг знает когда. Поэтому конец так и не утешил меня после всего, что я прочитала до него. Да ему даже никто не уе... мхмхм не врезал в литсо за всё хорошее, хотя он блин ох как заслужил.
Цитата
«К чему эти заурядные мысли? Всего лишь пресные правила ненавистной реальности. Переверни. Беги и будь свободен. Ведь свобода дана тебе по праву рождения».
— Вот именно! — выкрикнул я. — Чего уставился? Я тебе не скот бесхребетный, а свободный человек.
Для тех, кто не читал, это герой так думает, когда не хочет платить в баре. Обожаю людей, которые с каждой бочки истошно вопят про свои слова, но напрочь не хотят осознавать, что а) эти же права есть и у других людей и б) к правам прилагаются обязанности.
Добавлено через 1 мин. 42 с. Что ещё...
Вообще-то, на самом деле, вот это состояние, когда "всё в жизни не так, как хочется, хочу всё поменять, но не могу и не знаю, как" - это очень знакомая штука, вот на сей раз без сарказма. Потихоньку начинаю выбираться из неё сейчас, на третьем году толковой психотерапии. Поэтому немного смешно и неправдоподобно выглядит герой, который хочет ВОТ ПРОСТО ВЗЯТЬ и всё перевернуть. В жизни так далекооо не все и не всегда умеют делать. Но ладно, кто-то, наверное, умеет, так что это так, придирки...
Немного покоробило как будто возникшее противопоставление "скучной жизни" как ночного сна и "жизни на полную катушку" как вечеринки с бухлом. Почему очень часто эту дихотомию видят именно так? А если для кого-то жизнь на полную - это выспаться ночью, встать утром и пойти на любимую работу/гулять с обожаемой собакой/что угодно другое? А от алкоголя только болят голова и желудок. Какой-то не слишком здоровый шаблон.
Дальше. Немного удивило, что в этом рассказе отсутствие действия считается действием, сделанным наоборот. Ну то есть, я вполне согласна с прогулкой задом наперёд и тому подобным, но разве "умыться наоборот", например, не значило бы измазать лицо грязью? (Про то, что тогда противоположно действию "съесть завтрак", думать я не хочу)
Немного насмешило, что Рия называет гг "смышлёным", когда он отгадывает её простые элементарные детсадовские загадки. Надеюсь, это был сарказм.
Бездомные, вытащившие гг из речки, вызывают один лишь вопрос: а рояля поизящнее в арсенале у автора не нашлось?
В общем, короче, как-то так. Это один из рассказов, который постфактум заставил меня пожалеть о потраченном времени (потому что гг не подвергли адским мукам, как минимум). Особой ценности я в нём не вижу, ни художественной, ни назидательной, которая вроде как должна бы появиться после "неожиданного твиста" в конце. Короче, не знаю.