RPG-ZONE
Новости Форумы Путеводитель FAQ (RPG) Библиотека «Пролёт Фантазии» «Штрихи Пролёта» Дайсы
>  Список форумов · Архив «Пролета Фантазии» · «Весенний Пролёт Фантазии 2021» Здравствуй, Гость (Вход · Регистрация)
 
 Ответ
 Новая тема
 Опрос

> Мать Северного Ветра, Обсуждение. Весна 2021
   Сообщение № 1. 25.4.2021, 15:00, Призрак Форума пишет:
Международный литературный конкурс «XXVI Весенний Пролёт Фантазии 2021»

«Мать Северного Ветра»


Текст рассказа: «Мать Северного Ветра»

Общее голосование предварительного этапа (открыто до 20.05.2021 23:59)




Общее голосование за финалистов (открыто до 23.06.2021 23:59)

Используйте кнопку «В финал» только если считаете рассказ очень сильным, достойным финала.



В случае ошибочного голосования - вы сможете отменить или изменить свой голос в любой момент до завершения срока голосования.

Учитываются голоса от пользователей, имеющих 100 и более сообщений на форуме или оставивших не менее 10 содержательных комментариев к конкурсным рассказам текущего раунда.

Приветствуются комментарии читателей.
Пожалуйста, начните свой первый отзыв в теме с фразы «Я прочитал (-а) рассказ». Этим вы проявите уважение к автору.

В опросе укажите, пожалуйста, к какой тематике, по вашему мнению, относится этот рассказ?

Жюри просьба воздержаться от обсуждения. Ваше мнение мы узнаем при голосовании и после него.
К автору - до завершения конкурса не раскрывать себя, не давать пояснений по сюжету, и тем более, не делать дополнений.

   Сообщение № 2. 26.4.2021, 20:59, Змей пишет:
Змей ( Offline )
Странник

*
Лорд Хаоса
Сообщений: 3126
профиль

Репутация: 1424
Я прочитал рассказ.
Хитрый автор, и опытный уже. Соли с перцем пол пуда, а то и пуд. Собрал вместе несколько популярных тем и слепил из них снежок своего рассказа. Северный пейзаж, холодный и угрюмый, ветра – непостижимо свободные и вездесущие, материнство – как символ возрождения и источник безграничной силы и власти над жизнью.

Историю можно разделить на две условные части. Человеческую и магическую. В человеческой автор забрасывает несколько крючков и один из них, самый очевидный – враждебное отношение животных к пришлой гостье. Вот на столько очевидный крючок, который якорем вонзается в ледяные торосы и за которым начинает теряться естественность картинки. Просто уже читаешь и ждешь: когда рванет. Второй, не менее очевидный крючок – несоответствие имен мамани от автора и в диалогах. И вывод напрашивается сам собой. Приперлась какая то тварь в гости и хорошего от нее не жди. Рановато автор, рановато.

Переход к магической части происходит на раз. Вот ни с того, ни с сего. Хлоп – здрасьте я ваша мама, лежать бояться, деньги не прятать. И тут все еще теплится надежда, что вылезет и спасет. Нет. Автор выбирает не сказочный, а вполне житейский расклад. Подтасовка результатов волеизъявления, унижение сына, убийство внука… И это был удар по сказочности.

Но тем не менее. Рассказ читается легко. Все в принятом изначально темпе без просиданий и скачков. Мне понравилось, но хотелось бы побольше, поглубже, поярче. Чувств, живой боли, терзаний от обеих героинь. Они хоть и антиподы, но в чем то родственные души? И что бы вот не родиться молодому сероглазому Северному Ветру?!

заклепки
Шаманка явно была у себя – читается как не в себе, словосочетание явно была здесь не к месту
коснулась расписного бока чума - наружные шкуры – нюки, автор у вас боком – раком, играйте красиво,
На пороге возникла – как говаривал один мой знакомый майор – являются только духи и чертики с перепою, возникают я так думаю - тоже
оглушительно-скандальный лай – это понравилось!
но Евдокия рявкнула на него, остановила пинком – так с собаками на севере не обращаются, тем более шаманы,
Ирьяла, освоившись, бодро рассказывала – бодро рассказывала – почти активно размножалась
опрокинула снегоход и потеряла пакет вместе со спутниковым телефоном – вот бредятина полная, даже для маленькой девочки, тем более для шамана, и кста – а чего с шоколадом было не так? Не сыграло?
Она не хотела казаться излишне – казаться излишне тоже неуместно здесь
Зачем спутался со смертной? Я полмира исходила, пока тебя нашла! – объяснялка для читателя, в диалоге звучит коряво,
Лежать! – жёстко и уверенно скомандовала Ирьяла и все животные, как один, рухнули н притаились – хотя бы просто рухнули в снег, замерли, притаились лишнее и неподходящее слово, не в прятки же
олени готовы были зарыться в снег, если бы сумели – а они умеют, наверное имелось в виду – если бы смогли преодолеть оцепенение страха? Или как-то так?
грызла свой ледяной кляп, ломая зубы – так ей же снежок запихнули, не сосульку? Или я что-то пропустил?


Финальный твист про папу. Вот чего он там с мамой учудил? Тоже кого-то из не родившихся отпрысков укокошил? Как-то вскользь, полунамеком. Лучше бы без злой собаки, пометившей снегоход, но вот про папу подробнее, может и не в лоб, но мелкими штрихами. И канешна дилемма - меньшее зло остается вечно открытой)

В общим автору спасибо! Жму на кнопку!

   Сообщение № 3. 26.4.2021, 21:31, WoodNight пишет:
WoodNight ( Offline )
Леший

*
Творец
Сообщений: 6105
профиль

Репутация: 838
Здравствуйте, автор. Вы позвали и я пришёл)

Цитата
кинулась в занавешенный угол.

Угол в чуме?) Лучше пусть будет занавешанная часть чума.

Цитата
рухнули н притаились.

Мелочишка невычитанная притаилась)

Уххх! Автор, это было здорово! Жестоко, но здорово. Читаешь, и ощущаешь весь холод, которым пропитано действо. Отличная история о выборе, жертве, правильном пути и понимании. Ведь Мать ветров в своём прошлом тоже оказалась на месте сына в такой же ситуации, да? И её отец поступил так же, как она сейчас...
Спасибо, автор, очень понравилось.

   Сообщение № 4. 26.4.2021, 23:09, Табита пишет:
Табита ( Online )
Странник



Исчадье Ада
Сообщений: 2703
профиль

Репутация: 452
Здравствуйте, автор! Я к вам по зову таблички. Спасибо, что пригласили.

Начну с того, что рассказ мне понравился. Прочитан был первым, но для обстоятельного отзыва я взяла паузу.

При упоминании шаманки в самом начале, я, конечно, ожидала погружения в шаманизм. Эта тема меня всегда интересовала, дома есть настоящие шаманские ожерелья из медвежьих костей и клыков и шаманская шумелка из медвежьих косточек. Да и филологическое прошлое не даёт забыть изучение фольклора, этнографии и заинтересовавшей темы – шаманизм в Сибири.
Далее в тексте – девушка-нганасанка. Ну, подумала я, сейчас почитаю про камлание, белое или чёрное. Но рассказ ушёл в другое русло. Не скажу, что это плохо. Просто я ожидала другого (а при упоминании нганасан думалось, что это к героям-богатырям, духам-лисицам или ещё к каким самоедским фольклорным персонажам).

По сюжету Ирьяла, которая представляется перед шаманкой «москвичкой Ирой», оказывается той самой «Матерью северного ветра». Но она и является фокальным персонажем. Поэтому, когда автор упоминает в первой части рассказа «смутилась Ирьяла и отступила на шаг», «Ирьяла, освоившись, бодро рассказывала», «Ирьяла с удивлением почувствовала легкое головокружение от мятно-цветочного запаха», то это вводит в лёгкий диссонанс со следующей главой, где
Цитата
зов её, способный расколоть тысячелетние ледники, оставался неслышимым для людей

Цитата
голос, от которого дрожала земля, никак не мог поместиться в изящном девичьем теле, но Ирьяла, не напрягаясь, продолжала


Думаю, тогда надо было показать Ирьялу глазами шаманки Евдокии.

Я немного не поняла, почему у сыновей-ветров сплошь древнегреческие имена. Я бы на вашем месте заморочилась бы с фольклором да мифологией народов Сибири, благо, есть что поизучать и почитать. Но то я) Я люблю всё досконально изучать. Но имена вы дали, действительно, звучные.

Текст грамотный, хотя, незначительные ошибки замечены.

Резюмирую: Интересно. Читается легко. Но хотелось бы побольше истории! Хотелось бы побольше погрузиться в ваш кусочек мира в Заполярье. Но уверенно плюсую.

Кстати, «Ирьяла чертыхнулась» - это помянула демона какого-нибудь?))

   Сообщение № 5. 29.4.2021, 18:39, Somesin пишет:
Somesin ( Offline )
совриголова



Исчадье Ада
Сообщений: 2475
профиль

Репутация: 1112
Я в этот раз буду писать покороче, наверное, чтобы никого не смущать.
Довольно приятный рассказ, написан, очевидно, не новичком, крепко сбит, читается легко и быстро. Для своего жанра и размера – я бы сказал, что хорошо, достойно полуфинала. Но если говорить, э-э-э, о коэффициенте сложности прыжка, то он очень маленький. То есть, грамотный читабельный язык, односложный сюжет и морозные декорации – это еще не все, что нужно, чтобы назвать рассказ по-настоящему сильным. Мне нравится последнее предложение, этот панчлайн, который дает тексту глубины и связи поколений, но его ощутимо недостаточно. Потому что все остальное – довольно узнаваемое и простое, и для меня это, ну, не то чтобы плохо, просто обедняет восприятие и уводит мысли в сторону других образов, которые могли бы быть в перспективе.
Человеческая предыстория про геологов и тетку здесь не играет, она будто сама по себе. Это такая искусственная немного среда, куда поместили имя Ирьяла, лающую добрую собаку и неестественный диалог как бы обычных людей. Формально это работает: Ирьяла, которая называет себя Ирой, выглядит как минимум чудачкой, вызывает уже некоторые подозрения; лающая собака – маркер хрестоматийный и классический; разговор смотрится странно и дико, чем вроде как добавляет саспенса. Но есть еще снегоход, есть акцент на утерянном шоколаде, есть другие намеки на то, что это не просто легенда, придуманная на ходу, а вот все так и было – мать в человеческом облике искала сына. Как, зачем и почему – оказывается отброшено одной фразой, про «полмира исходила, пока нашла». Что, в общем, небезынтересно было бы, учитывая, сколько у нее сыновей, способных явиться к ней на зов в любую точку мира. То есть, реальные причины поиска под видом человека в глухих деревнях – это не такая уж мелочь.
Разговор правда странный. Одна после «двадцать пять лет из Москвы» сходу заливает про «не одобряет ваш выбор», вторая с радостью в знак протеста выкладывает все детали, чего греха таить, необычного и подозрительного знакомства. Это довольно сильно выбивается из образа классической мудрой и проницательной шаманки, хотя бы и молодой. Впрочем, и Бор, который называется Борисом, догадываясь, наверное, что его будут искать, - это…
Куртка – чисто механический прием, чтобы передвинуть персонажа в нужное место. Я такое не очень люблю. То есть, не сами приемы, без них, конечно, не обойтись, но вот такие толстые намеки на какие-то бытовые обстоятельства. Тут либо тоньше их оформлять, чтобы подчеркнуть затем нелепость совпадения и случайность, либо апеллировать больше к мыслям и чувствам персонажей, чтобы дополнительно раскрывать образ. «Она же замерзнет, понесу ей куртку и послушаю, че там с сынками мутит» - практически ничего не говорит о личности шаманки, потому выглядит слегка авторским произволом.
Переход к мистической части немного смешной. Опять собака, дерущиеся олени – не то чтобы можно было ожидать чего-то из ряда вон, но все же довольно малобюджетно, если не считать эпическое полярное сияние. К слову, «фыркающее рогатое месиво» - пожалуй, чересчур смелый образ, хехе.
Дальше все довольно понятно. Какие-то политические интриги, жребий, грязная игра от умного сына, убийство плода внутри матери. Это вроде и сюжет, а вроде бы никакого реального движения не происходит – потому что все предопределено заранее. О каких-то вещах вроде динамики или изменения характера героя говорить не приходится, потому что почти вся сцена состоит из двух диалогов, а главный герой в рассказе все делает без особых усилий и нам просто предлагают на это смотреть. Противостояния тоже не случилось – наказала сына, наказала его любовь, до свидания.
Мысль, выраженная в концовке, – про цикличность и запоздалое понимание вынужденной жестокости – интересная, конечно. Но в тексте попросту нет ни действий, ни мыслей героини, ни намеками выраженных угрызений совести, что ли, которые к этому подводили бы. Она слегка зависает в воздухе, что не очень славно.
В общем, с моей точки зрения – это типа такое упражнение, сочинение на заданную тему, чтобы были север, ветры, шаманки и олени. Оно неплохое, да, но его прочитать и тут же забыть, ничего не останется, кроме последней фразы, да и та задержится ненадолго. Спасибо за легкость чтения, в любом случае, это тоже ценно.

   Сообщение № 6. 29.4.2021, 20:46, Tetra пишет:
Tetra ( Offline )
Леди Гном

*
Магистр
Сообщений: 465
профиль

Репутация: 64
Автор, я прочла ваш рассказ.

Сюжет
Ну… такое. Абсолютно сбитый фокал меня дико раздражал. Я не люблю, когда меня, как читателя, обманывают. Вот мне показали персонажа Ирьялу, а потом оказывается, что она не та, за кого себя выдает. При том что повествование идет от ее фокала, из-за этого абсолютно сбитая мотивация. Она говорит сначала одно, а потом, без всяких вставок, делает совершенно другое — такое катит только в кино, когда ты смотришь на героя со стороны, а не в литературе, когда у тебя вся история раскрывается через персонажа. Это не интрига, а серьезный недочет, имхо. В общем, крайне мутно и непрофессионально. Это либо нужно переписать и сделать так, чтобы читатель сразу понял, кто такая Ирьяла и зачем она сюда приехала, понял с первого абзаца, либо сделать весь рассказ от лица шаманки. Второе будет интереснее, имхо.
А так — получилась какая-то недожатая история любви, только с унылой смертью ребенка, которая даже не шокировала, а была ожидаема. Конструктивно — очень слабая, непродуманная история без полноценной интриги, грамотного раскрытия конфликта.

Язык/стиль
Боря — это типа Борей? Забавно.
У вас хороший язык, приятные описания, читается легко. Декорации неожиданные, но «фантастичности» не хватило. Антураж удался, но историю не вытягивает. Надо в корне менять конструкцию.

Общее впечатление:
По моей личной шкале — 4/10. Слабовато, нет полноценной истории.

   Сообщение № 7. 29.4.2021, 22:13, Midnight пишет:
Midnight ( Offline )
Чудеса начинаются в полночь

*
Адепт
Сообщений: 172
профиль

Репутация: 39
Итак. Меня призвали - я пришла.

Я прочитала рассказ. Холодно, грустно и невероятно красиво.
Язык и атмосфера - это нечто. Я в них утонула и забыла всплыть. Перед глазами постоянно стояла картинка - причём такая живая, такая реальная, что даже холодно становилось от дующего в лицо ветра. Вообще тема Севера - моя слабость, мне всего пара мгновений надо, чтобы влюбиться в его величественную и жестокую красоту. А уж если это ещё красиво подать... Ой не могу. Слишком прекрасно.
В персонажей я тоже влюбилась. Во всех и каждого, даже в Ветров, которые тут появляются буквально на мгновение. Правда, не хватило мне шаманки, очень не хватило - её эмоций, мыслей, действий. Но всё равно понравилась.
Сама история меня захватила и потащила прямо к финалу, не давая отвлечься ни на что постороннее. Конечно, здесь и количество знаков сыграло свою роль - просто не успеваешь устать, пресытиться - но не думаю, что это только их заслуга.
Финал красивый. Возвращение в прошлое, где всё это уже происходило, осознание цикличности жизни, принятие и прощение, казалось бы, неоправданной жестокости - отличная точка. Чувственная такая.

Время приговора. Конечно же, мне понравилось, я в восторге (только когда мне очень нравится, я забываю слова и начинаю мало говорить). В полуфинал даже без вопросов

   Сообщение № 8. 29.4.2021, 22:34, Обоснуй пишет:
Обоснуй ( Offline )
Неблагодарный читатель

*
Автор
Сообщений: 1097
профиль

Репутация: 277
Цитата(Tetra)
В общем, крайне мутно и непрофессионально. Это либо нужно переписать и сделать так, чтобы читатель сразу понял, кто такая Ирьяла и зачем она сюда приехала, понял с первого абзаца, либо сделать весь рассказ от лица шаманки.


Вот совершенно с вами согласен!
Надо было в первом же абзаце написать кто мать, кто сын, что с ним происходит и кто виноват! И виновного - сразу в абортарий! А потом уже можно про природу, про сияние, про собачек с оленями и про вот это вот всё. Вот это был бы рассказ!
А то мутят-мутят эти писаки, тень на плетень наводят... Пока разберешься - уже дело к концу идет. А надо чтоб сразу всё понятно было. С первого абзаца.

Автор, рассказ зашел, держите мой скромный голос, удачи в конке! )

Алеся Ясногорцева ( Offline )
Коммунистка

*
Автор
Сообщений: 1458
профиль

Репутация: 428
Я прочитала рассказ. Чувствуется, что идея его у автора появилась после спора с противниками абортов по медицинским показаниям. Есть ведь такие веруны, и в основном это - мужчины. Ну автор и предложил альтернативную реальность: "А что бы вы сказали, если бы дальнейшее вынашивание плода угрожало не женщинам, а мужчинам?"
В целом, рассказ понравился. Написан хорошим языком, легко читается.

   Сообщение № 10. 1.5.2021, 15:58, S.S. Storm пишет:
S.S. Storm ( Offline )
The Original Naked Mole-Rat

*
Демон
Сообщений: 1113
профиль

Репутация: 533
Дорогой автор, я прочитал "Мать северного ветра". Есть, за что похвалить. Есть, за что пожурить.

История хорошая, годная, про моральный выбор, конкуренцию в рамках одной отдельно взятой семьи и сладким послевкусием вопросов, на которые нет ответа и которые нужно поразгадывать самому. Если я правильно понял, Эол (он прямо не называется, но Боры. Ноты и Зэфы немекают) некисло так в свое время накосячил с супругой, в результате чего разгребать все осталось его дочери и внукам, но все они друг друга не очень-то любят и живут так, как живут, потому что утешают себя неким сохранением порядка, привыкли и "так заведено".

Но да ладно, все эти игры богов дело десятое. Основная линия прописана четко, внятно, разрешается по-хорошему безжалостно и одновременно утешающе. Написано все хорошим, крепким языком, и я сказал бы, что это прям финал-финал, если бы не та самая нечестность, о которой уже писали до меня.

Цитата(Tetra)
Я не люблю, когда меня, как читателя, обманывают. Вот мне показали персонажа Ирьялу, а потом оказывается, что она не та, за кого себя выдает.


Вот да. Снегоходы, раздражение, пыль в глаза, а потом рррраз - и все, перед нами принципиально другой персонаж. И ведь легко можно было бы этой ошибки избежать, начнись рассказ юртой шаманки и из глаз шаманки. Потом можно было бы сменить ПОВа, это ж так легко. Но нет... Почему? Отчего? Не знаю.

Но да ладно, это все равно 8/10.

Эльвира Мандра ( Offline )
ХочуВсёЗнать

*
Мастер Слова
Сообщений: 2909
профиль

Репутация: 353
Спасибо, автор! Пришла к вам из таблицы и очень этому рада. Север - то, что бесконечно привлекает, о чём хочется читать, особенно, когда язык автора хорош, а история захватывает. Замечательная история о людях и богах, выборе и жертве!
Чего не хватило? Шаманки - камлания, тайны, чтобы сила, что ей дана, противостояла божественному произволу. Слишком быстро всё случилось.
Автор решил писать рассказ от лица Ирьялы, чтобы сильнее прозвучал переход от милой студентки к озлобленной богине. Но чего-то для эффекта не хватило. Возможно, здесь не помешал бы ещё один персонаж, вроде выздоравливающего приятеля Бориса, или сестрички шаманки, или пса Джека))), недоверчиво приглядывающего за неприятной незнакомкой. Кто-то третий, на чьих глазах развернулась бы эта драматическая история.(Простите, хороший текст всегда будит фантазию).
И финальный посыл героини к отцу стоило бы закольцевать, начав рассказ с упоминания об этом конфликте.
Но это всё придирки. Рассказ живой - именно такой, какой хочется читать, потому что написанное предстаёт перед глазами.

   Сообщение № 12. 4.5.2021, 18:49, Mogsu пишет:
Mogsu ( Offline )
Архимед падет здесь

*
Автор
Сообщений: 1227
профиль

Репутация: 454
Больше всего в рассказе мне понравился, наверное, эпизод с абортом. Потому что несмотря на сюжетные намерения и эту… поучительность, он вышел по-настоящему живым, красивым и в достаточной мере трагичным: «она забилась изо всех сил, как молоденький горностай, который не сознаёт, что из силка уже не выбраться»; вгрызание до крови из десен в ледяной кляп; абортариум с помощью силы северного сияния… Это на самом деле жутко. Шатающийся, полумертвый Бор, который пытается спасти своего ребенка, хватает жену - тряпичную куклу в пропитанных кровью и ошметками от тела эмбриона штанах...

Но потом чудесно нагнетенная атмосфера проваливается из-за канонически-скупого диалога и какого-то усталого или шутливого запугивания. Что-то вроде «сын на мамку руку поднять не посмеет». У могучего Северного ветра остаются только непогода (которая маме не вредит ни на толику) и реплики подростка вроде: «никогда не прощу» и «ненавижу». То есть, я имею в виду, боги на то и боги, особенно древнегреческие, они вполне могут убивать родителей, калечить, совершать инцесты и делать что-то серьезное, не поддающееся объяснению современной морали. Поэтому такая инфантильная модель и объяснение мамы, что все в конце концов будет хорошо, добитая панчлайном-морализаторством, рассказ для меня... не знаю, какое подобрать слово, заруинили что ли…

Чтобы разобрать то, что скрывается за панчлайном, нужно разобраться в мифологических отсылках:
Ирьяла, как я поняла, это Эригона (созвучно с Ирина), и мы, собственно, читаем историю о том, как влюбчивая богиня зари Эос выросла и осознала ошибки собственной молодости… (или не осознала, потому что её слова «Люби, сколько хочешь люби смертных» воспринимаются несколько иронично)) Мол, я сама люблю и никому не запрещаю) Но, при этом, я что-то совсем не поняла, какую связь делает автор в панчлайне - как именно её там наказывал отец-то?? Я тут пробила инфу, она была дочкой Гипериона, он был титаном и, думаю, был достаточно автономен и самодостаточен, как и все титаны, чтобы не волноваться о судьбе отпрысков и как-то вообще влезать в их жизнь. Наказывала Афродита – хотела быть единственной любовницей бога войны, поэтому заставила Эос стать чересчур влюбчивой в смертных. И чутка наказывал Зевс, да и то случайно вроде, когда дал её смертному возлюбленному вечную жизнь, но не сохранил ему молодость… Любить некрасивого, зато живого… так себе наказание. Думаю, у Бора и шаманки с этим проблем не возникло бы… Так что полноценное обыгрывания гесиодовских историй тут что-то у меня тоже не совсем срастается.

На моменте с абортом мы видим, что богиня зари – биг босс, мафиозная матерь с калашом в складках юбок – может управлять стихиями: заставляет вмерзать руки в лёд, приручает северное сияние, умеет общаться с животными…и, самое большое, офк, у неё безмерный опыт. Из-за чего весь рассказ становится одой шишек и времени – сколько ты ни работай над (нужно вписать: отношениями, работой, навыками) все равно этого будет недостаточно, ведь всегда найдется кто-то, кто окажется мудрее тебя, посвятивший больше времени на изучение сабжа. Иными словами, боги всегда круче, а круче просто богов – их родители, а дальше родители родителей и тд. Особенно в ситуации, когда никто не умирает и вся семья наслаждается бессмертием.

На контрасте с темой проповедования опыта, кстати, открывается тема недо: недошаманка, недолюбовь, недобог, несостоявшееся дитя. Как-то все у них не настоящее, временное, ученическое, целый полигон, на котором можно набивать шишки.
Изначально мне показалось, что автор намеренно выворачивает классический мотив встречи с шаманом-шаманкой, кем-то мистическим и диким, превращая его в куклу-вывернушку, где на другой стороне красной шапочки, если задрать подол, оказывается серый волк. В классическом, каноническом начале – встрече с шаманом - меняет роли на диаметрально противоположные.
В шаманку не заложили какой-то особой мудрости, обозначили, что она самая одаренная за двести лет, но чем одарена – не показали. Из-за этого (и из-за того, что дальше) слова выглядят фарсом-лестью или причиной полюбить. Причиной, на мотив той самой оставленной возле печки куртки, очень толстой.

Сперва меня смутило упоминание о том, что Ира потерялась. Потерявшийся человек ведет себя чересчур легкомысленно, думая о том, как довести передачку. Замерзла – нужно отогреваться, есть обморожения, страх, на худой конец, особенно если тревожное: «замерзла чуть не до смерти». Вдвойне же смущает еакция шаманки: «подумаем, что с тобой делать» и первостепенное кидание к узелку с подарком, а не оказание гостеприимства или помощи замерзшему и потерявшемуся человеку. Чисто интуитивно, наверное, от шаманок ждешь проницательного взгляда в случайных путников (их ведь посылают боги, не бывает случайных встреч, да?) А здесь поведение шаманки настолько сконцентрированно на самой себе… её богиня Нилу-няма, кажется при таком подходе маленьким персональным божком, который делает то, что захочет шаманка, если хорошо попросить. Или просто случайным стечением обстоятельств. Персональной верой, за которой, конечно, никакой силы и не стоит.

В шаманке не чувствуется почему-то ни капельки шаманизма (ну, одета так, с бусинами в волосах, ну, живет в отдалении – и что?), она похожа на обычную молодую влюбленную девочку, очень самоуверенную при этом. От этого получается думать, что единственное, зачем героиню сделали шаманкой, - чтобы она могла зачать ребенка с нечеловеком и создать конфликт? (фантдоп о том, что сила бога уходит в ребенка, кстати, довольно интересный и свежий!) Но при этом не раскрыты были взаимоотношения шаманской богини с природными. Они остаются за ширмой –просто обозначенными. (Помним, да, что в рассказе пятнашка к, так что делим все мои ворчания на два!)
Но, может быть, как раз из-за такого множества «за ширмой» особого сочувствия к влюбленным и не чувствуешь. А, может, его и не должно быть? Судя по панчлайну – позиция автора исключительно на стороне ревнивой свекрови. (Не ревнивой, на самом деле, а мудрой, пытающейся спасти жизнь ребенку, поэтому семейный конфликт плавно переносится на облачко «обе матери хотят спасти своего ребенка и побеждает сильнейшая!»).

Мне кажется, от таких текстов ждешь катарсиса, обстановка предполагает, что правы могут быть обе стороны, а здесь работа слишком чисто сыграна на стороне богини. Мы даже по таймингу видим её гораздо больше, смотрим её глазами на ситуацию. А о прекрасной любви между шаманкой и Бором узнаем только в пересказе на пару предложений. Оно и к лучшему, офк, ну что мы, не читали никогда таких историй любви? Читали, конечно, читали. Но мне, конечно, не понравилась такая открытая моралька в конце. Мол, все к лучшему, взрослые знают как лучше, только молодым это не понять. Ну это… я должна бы почувствовать, наверное. Сейчас я могу только покивать «да, да, мам, я знаю» и просто перейти к следующему тексту)

О глупости романтической привязанности, кстати (наверное, я вижу юмор там, где он не предполагался, но все же):
"- Люби, сколько хочешь! Зачем дитя?
- Так... вышло... она чудо... я с ней... живой..."

И читателя как бы эту романтическую привязанность подталкивают высмеивать, ну, если не высмеивать, то досадливо подцыкивать, мол, глупые-глупые дети же ещё. Кстати, тут ещё интереснее то, что в начале Ире как бы 25 и это она глупое-неразумное существо, любопытное и рассеянное, легкомысленно теряющее шоколадки. А после делается резкий переворот. И глупыми детьми становятся шаманка и Бор. (греческие имена ветров, кстати, действительно смотрятся чутка странно. Создается атмосфера некого мультикультурного мира, где греку холодно в Сибири и маман прилетает за ним чартерным рейсом, чтобы вернуть детину домой. Мама, которая не кажется злой. Вот вы её делаете разумной – ну, действительно ведь: любовь живет три года, влюбленность не вечна, зачем калечить-то себя. А знал Бор, что он умрет из-за ребенка? Кажется, нет. Думаю, он упорно верит, что все будет норм. А что? Не может быть двух северных ветров сразу и их ребенок, после рождения, сразу займет папино место, то есть, теоретически, она родит как бы полноценную замену, с мифологической точки зрения, своему мужу?

Автором, кажется, это подчеркивается, «как наседка кинулась к мужу» он сравнивает Евдокию с глупой-глупой и, в принципе, бесполезной, курочкой-хохлушкой. Которая своей любовью никого не может спасти. Из неё только пафос и самоуверенность сочится. Фраза о лечении это подчеркивает: «у меня на руках ещё никто не умер». Тут много о самооценке и ничего про волю богов. А как же милость Нилу-няма? Может, она как раз за то, чтобы обменять одну жизнь на другую... мышление какое-то у девушки далекое от шаманского)

Но душевного отклика у меня рассказ не вызвал. Может, я просто не люблю осовремененных богов, которые носят курточки, пользуются снегоходами, говорят «размажу»?)) Этакие комедийные посылы-вставки в серьезных историях… Несмотря на то, что по тексту тут и там постоянно находятся очень красивые моменты, которые буквально чаруют, вроде: «…каждое слово, казалось, отщипывало кусочек от его оставшейся жизни»
или
«Твой ребенок убивает моего сына. С каждым днём, с каждым часом. А вместе с Бором он убивает весь миропорядок. Северный Ветер живёт бурями, штормами, погибшими кораблями и утонувшими тварями. Так повелось с сотворения мира и не тебе менять суть вещей»
Это очень красиво, конечно, написано, и, вроде как разумно и обоснованно - женщина вполне способна усмирять гнев мужчины, которого любит, но… эм… как бы мы же в начале делали жеребьевку – ничего с миропорядком бы не случилось, если бы разделили его обязанности другие ветры. Вот это: «Либо кто-то из вас должен взять на себя все его обязанности» - эту шутку я тоже не поняла. А так можно? А если можно, то почему нет, зачем вообще все это устраивать? Потому что на момент эта фраза кажется испытанием – братцы захотят убить брата? Если захотят, то обнаружится их корысть и… и что? Их тоже нельзя сместить или убить все равно, это не дворцовые интриги, в том и дело, у каждого роль, которая предопределена рождением…

Да и чисто технически, я не представляю, как это возможно провернуть. В авторском мире, конечно, можно делать все, что пожелает душа, на то он и авторский, но когда заимствуют широко известных мифологических персонажей, у которых есть свои истории и законы поведения, наверное, надо как-то вносить ясности… Как восточный ветер, который Эвр, например, может стать северным? Бури и шторма он устраивать умеет, я согласна, но по факту… Хотя, тут и мультикультурные путешествия проворачиваются, так что ладно, не суть важно, наверное.
Но для полноценного мультикультурного противостояния, однако, было недостаточно введено северных богов: одна няма и та – бессильная, по сути, что-то вроде рандомного случая, обозначения-оправдания фатума, а не полноценного персонажа. Может, тогда, надо было и её оживить и ввести в сюжет? (да в виде той же собаки или оленя? Она же покровительница оленей, могла бы ожить и создать эпик-войнушку…) Потому что сейчас получается, что история рассказывает о том, как человеческая девочка не может справиться с богами. Ей не помогли ни её национальные божки, ни муж, вообще никто. Но так как героиню наказывать особо вроде и не за что (самоуверенность, шаманизм как попытка приблизиться к миру оккультного, желание любить того, кто подарил жизнь – это не в счет), то и сострадания ситуация особого не вызывает. Ну, случилось и случилось, не повезло просто влюбиться не в того человека бога, в рассказе все работает на дидактику и это делает его слабее, чем он мог бы быть при таких вводных данных, мне кажется.

Мне сложно сказать свое читательское «мне понравился рассказ», он написан очень складно и устойчиво, но сюжетно не выводит всего, что заложено в конфикт, вроде как. Ну и не цепляет… А учитывая, что рассказ можно было сделать вдвое больше… тоже не могу сказать это плюс или минус. Плюс – на заданный объем все вроде как закрыто, минус – а кто мешал объем увеличить, да?) Плюс и минус не в рамках оценки конка, разумеется) Плюсов у вас вона как много, с читабельностью все на высшем уровне))) Так что, пожалуй, просто напишу вам спасибо, автор, за историю, было интересно надо всем этим поразмышлять!

   Сообщение № 13. 4.5.2021, 20:30, krikskirk пишет:
krikskirk ( Offline )
Странник

*
Архимаг
Сообщений: 898
профиль

Репутация: 305
Автор, я прочитал Ваш рассказ
Он короткий, легко читается.
Тема интересная. Хотелось, конечно, экшена в конце, но с другой стороны то, что все так обыденно заканчивается - для меня только в плюс.
В рассказе встречаются небольшие опечатки, но вычитка поможет.
Предыдущие комментаторы уже все пояснили и я могу только согласиться с их замечаниями, чтобы не дублировать по второму разу
Успехов Вам в дальнейшем творчестве
Удачи!

   Сообщение № 14. 9.5.2021, 23:53, Dax пишет:
Dax ( Offline )
Cpt.

*
Творец
Сообщений: 7517
профиль

Репутация: 1783
Приветствую, Автор! Благодарю за доверие.

После прочтения я долго ловил за призрачный хвост раздвоенное ощущение, чего ж мне не хватает, чтоб этот рассказ был эффектным.
Вот попробую сформулировать.

Текст, КМК, нужно усилить стилистически, т.е. должно быть выпирающее своеобразие. А здесь же просто ровно, нормальным языком, пересказана история. Именно пересказана, но не рассказана. Без яркой индивидуальности.

А вот по сюжету так скажу. Мне не хватило метафоричности. Т.е. извечная проблема борьбы и примирения поколений не отзывается чем-то близким (по времени) и не имеет глубины архитипичных корней.
И это именно в финале осчусчаещь. И, видимо, из-за того, что не можешь прочувствовать достоверно примирение матери с её отцом, причину этого. Картины мира, застывшего в вечном сне, картины, которая описана всего полутора предложениями, для этого явно недостаточно.

Да, замут со снегоходом, если смотреть с конца, смотрится странно. Богиня, которая может перемещаться через Переливающийся занавес, освоила современную технику, но не совсем.

Частности.
Цитата
лучший шаман племени за два века*

По версии её тёти.
Цитата
рухнули н притаились

   Сообщение № 15. 15.5.2021, 16:51, Junto пишет:
Junto ( Offline )
Странник

*
Лорд Хаоса
Сообщений: 3012
профиль

Репутация: 552
Неплохой текст. Вот только по прочтении я поймал себя на мысли, что мне интереснее, где мамаша раздобыла снегоход и оранжевую куртку, чем все, что произошло в кадре.
В общем, извините. Не могу сказать, что мне понравилось.

   Сообщение № 16. 18.5.2021, 22:51, Яблоко Раздора пишет:
Яблоко Раздора ( Offline )
Детектив в отпуске

*
Автор
Сообщений: 1411
профиль

Репутация: 238
Прихожу на ваш зов, автор)

Итак, я прочитала рассказ. И мне в принципе понравился этот сеттинг, жгуче холодный, с симпотичными именами и смешением разных тематик. Да... Картинка красивая вырисовывается. И вправду видно, что автор знает, что делает. И всё же мне кое-чего не хватило. И я могу обрисовать, чего именно.

Передо мной открывается занавес, и глаза начинают быстро-быстро бегать от одного края сцены к другому. Столько декораций, порой, казалось бы, несовместимых, столько красивых актеров в блестящих одеяний, такая драма! Я смотрю до конца с интересом, а потом, когда всё заканчивается, киваю самой себе, смотрю вокруг, замечаю реакцию других зрителей. Хмыкаю.

В чем проблема? В том, что я до сих пор сижу в зале. И вижу сцену. Игра актеров не настолько реалистична, декорации красивы, но явно созданы чьей-то рукой, имена и термины, хоть и звучат прекрасно и завораживающе, так и остаются не родными актерам, чтобы меня втянуло в историю до того, чтобы я могла забыть, что нахожусь в театре. Что это всего лишь постановка... К сожалению, но так... Я вижу все это и понимаю, как автор это прицепил и зачем. Умно, да. Но не работает до конца.

Я не могу достаточно расстроиться из-за разрушенного счастья влюбленных, потому что мне не показали, что они любят друг друга. Эээ, то, что герои бегут друг ко другу и говорят, как сильно любят друг друга ничего не показывает, да. Мне как бы не очень-то печально, я не знаю их. Я не знаю, через что они прошли вместе. Поэтому, когда их судьба решается, мне как-то не очень боязно за них. Я все еще сторонний наблюдатель, которому почти что плевать.

И идея с ветрами не заставляет меня восхищаться, потому что были б они хоть двенадцатью месяцами, I woud not care less. Всё какое-то генеричное. Ну, я уже привела пример выше. И этот диалог, который вдруг и с бухты барахты, мог быть покруче. Выбил он меня.


Автор, как по мне, немного не дотянул в атмосферу. Но это еще не значит, что рассказ не получился. Он классный, но мог быть лучше. Однозначно плюс.

Спасибо и успехов вам)

   Сообщение № 17. 19.5.2021, 06:24, Элен Мэлиан пишет:
Элен Мэлиан ( Online )
майа

*
Классик
Сообщений: 3162
профиль

Репутация: 854
Автор! Я прочитала ваш рассказ! Приветствую!
Я жмякнула в полуфинал! И вы туда и попадёте. Но рассказ ваш я хочу прям вот на ленточки, вернее по строчкам разобрать, ибо на больную мозоль наступили))) Сделаю я это позже, это большая работа, а у меня времени крохи.
С уважением!
Я вернусь!)))

Натанариэль Лиат ( Online )
выпрями спину, солдатик

*
Лорд Хаоса
Сообщений: 3241
профиль

Репутация: 723
Прочитала рассказ. Интересное совпадение - с утра вон написала комментарий к одной истории с крайнего севера, а следом сразу и другая :)

По качеству рассказ здоровский, если к чему и могу придраться, то только к тому, что там кое-где запятые не на местах. Но вот по композиции и сюжету мне чего-то не хватило... Вернее, я так-то даже знаю, чего - борьбы. Ну, то есть, раз уж Евдокия у нас, на минуточку, самая сильная шаманка за двести лет, то я ждала, что она хотя бы попытается? Но нет, тут боги просто всё решают сами и просто приводят решение в исполнение. Типа, это не плохо само по себе, наверное, но в таком виде рассказ мне лично видится скорее зарисовкой, что ли? Ирьяла пришла, Ирьяла сделала, что хотела, не встретив препятствий, Ирьяла удалилась. (Где-то на фоне играет песня из "Рапунцель" про то, что "мама умней")
Что при этом понравилось:
Неожиданный для меня поворот о том, что молоденькая москвичка на самом деле богиня-мать. Сначала была догадка, что Борис - неверный возлюбленный, сбежавший к шаманке от прежней жены или как-то так.
Сцена с колдунством и северным сиянием - красиво и эффектно.
Попытка дать разные характеры разным ветрам. Тут, мб, хотелось бы этого побольше всё-таки, а то в основном они сливаются в единое пятно (понимаю, что рассказ так-то не о них, но всё же), но тёплый южный мальчик Нот выглядит вполне неплохо (хотя, мб, можно было бы чуть больше подсветить его конфликт между нежеланием убивать и желанием, чтобы вернулся брат, и это смотрелось бы ещё выигрышнее).
Ну и вообще, как уже говорила выше, написано очень даже приятно, читается гладко и нескучно.

Не уверена, что могу сопереживать гг, которая решает судьбу ребёнка, не спрашивая его мнения хотя бы для вида. Ну то есть, я, кажется, ещё в том максималистском возрасте, когда не хочу соглашаться, что родители всегда по определению знают лучше и могут решать такие вещи. Ну то есть, здесь, конечно, были и голосование, и жребий, но по ощущению всё равно есть чувство, что последнее слово так или иначе за сильной и властной Ирьялой, что-то не верится, что она реально стала бы делать что-то, с чем не будет внутренне согласна.
А финальная фраза, я так понимаю, намекает на то, что с ней когда-то, мб, в божественной юности, поступали так же? (Ну тогда всё понятно - травмированный родитель передаёт ту же травму ребёнку : DD)

В общем, если итог вкратце, то рассказ и так хорош, но хочется чего-то чуть большего. Может, хотя бы потому, что я как смертная болею за смертных. Не хочется верить, что боги могут вертеть нами как угодно, а нам им и противопоставить нечего :D

   Сообщение № 19. 25.5.2021, 19:43, Крошка Элли пишет:
Крошка Элли ( Offline )
Странник

*
Творец
Сообщений: 10450
профиль

Репутация: 1079
Здравствуйте, автор. Не скажу, что мне не понравилось. Но и в финал, пожалуй не нажму. Как-то все очень просто, схематично, словно наскору руку делалось. Не веет от вашего текста северной магией, вот не играет он. И, вроде, сюжет на месте, написано неплохо, вычитать только надо, а финал совсем разочаровал. То есть по сути мать должна была спасти свое дите, и она это сделала. Но такое простецкое разрешение конфликта... Не знаю.

   Сообщение № 20. 1.6.2021, 02:23, Zaniraya пишет:
Zaniraya ( Offline )
Mon verre n’est pas grand, mais je bois dans mon verre.

*
Архимаг
Сообщений: 755
профиль

Репутация: 241
Какой маленький миленький абортик.

Да и всё какое-то маленькое-миленькое. Некоторые световые эффекты вполне себе ничего, но световые эффекты вообще трудно испортить. Остальное – диалоги, декорации, действо – как с областного театра драмы.

«Пол, устланный оленьими шкурами, тихо проглотил звуки шагов». Кто чего проглотил???

«Олени послушно потрусили за ним фыркающим рогатым месивом». Потрусить месивом невозможно даже в каком-нибудь очень метафорическом смысле. Слишком разные, чуть ли не противоположные семантические поля. Проще: просто поля где «потрусить» – а где «месиво».

« – Лежать! – жёстко и уверенно скомандовала Ирьяла и все животные, как один, рухнули и притаились». А можно скомандовать неуверенно? Ну, и «жёсткостью» тут, конечно, прям очень надо было шлифануть. А Вы знаете, что такое «притаились»? Находясь на виду, невозможно притаиться...

Ну, и в целом совершенно ни о чём. Нафига мне эти внутрисемейные проблемы голосов и их мамаши?

1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей);
« Предыдущая тема | «Весенний Пролёт Фантазии 2021» | Следующая тема »

Яндекс.Метрика