Цитата
Черт возьми
северное христианство?)
Любопытный рассказ, в котором то, что хотели сказать, на мой взгляд, не очень бьётся с тем, что сказано, и как сказано. Для начала скажу, что первую треть мне читать было тяжело и скучно, потому что оно одновременно слишком предсказуемо и слишком просто. Фактически, суть рассказа ясна уже на первом отрезке - это такое классическое эссе, миниатюра про "спас мир, но потерял себя в процессе". Реакции и желания там прямые, без оттенков, зато с пафосом - ну ок, притча, пафос там я могу принять. Но если суть понятна, то рассказу остаётся брать тем, как она выражена, а тут читателю дают скучнейший классический хоррор, который ещё и перекликается с первыми сценами в "герой один" - "да, кто не понял, герой точно один!" - "ты и останешься один, потому что боишься того, чем являешься". То есть, вместо усиления тут получается некоторое недоумение в духе "а что, были предпосылки для иного?"
Но пусть хоррор, остальные локи тоже не сказать что оригинальны, да притче это особо и не надо. Основная беда начала для меня чуть в другом - оно плохо бьётся со всем прочим и с идеей, и это ощущается, даже когда ещё не прочитал про "я спрятал частицы их душ". Из трёх кусков этот - единственный, который по сути полностью негативен, от и до. Призрак по виду/поведению не особо соответствует идее гневливого, но отходчивого друга, "прости" не равно "прощаю", и город страхов получается буквально собой: просто пугалкой вместо терапии. То есть, мир тут предстаёт просто садистом, причём непоследовательным, и это читается странно. То есть, приставай тени к герою, и убивай он их по очереди, как неведомых прочих теней - там да, первый кусок был бы уместен, но, правда, перестали бы биться остальные)) И не очень понятно, почему такая сцена не помогла герою самоубиться - впрочем, про это он, кажется, забыл сразу же после того, как высказал.
Ну и на это накладывается то, что язык таки тяжёлый, и эмоциональный фон тоже. Потом привыкаешь, но то потом.
Ну а теперь про этот самый фон. Сама по себе дилемма про ответственность занятна, но ведь её тут нет. Решение героем уже принято давным-давно, внешний конфликт решён, последствия - вот они. Поэтому мы приходим к вопросу: "как же себя простить - это самое сложное, что есть в мире". И тут я слегка недоумеваю тоже, потому что люди, даже не будучи великими героями, с успехом это делают постоянно. Ну да, ну да, оно вроде как должно работать от величия чувств, от великой дружбы, но ведь в кадре этого снова нет, мы всё это видим на уровне концептов, а одна треть из них ещё и негативна. Это было бы ничего, поверили бы, раз миф, но рассказ ведь ещё и сталкивает эту абстракцию с другой: с тенями. У читателя нет никакой возможности понять, правильно ли поступил герой, и был ли другой выбор, зато мы знаем, что некие тени побеждены. Ок, тени бегут отваги - а как друзья выживали раньше, в одиночестве? То есть, предсказать такое герой не мог вообще - даже мифокуски обходят момент смертей, потому что герои на уровне мифа слишком круты.
И вина героя не выглядит ни "коварством", ни "внутренними ранами, которые не залечить", ни тем более не стыкуется на символическом уровне со смертью воина в бою. Тем более - герой же вроде как ради чужого блага это всё. Боль мира, все дела. И получается, что он наказывает себя за то, что не стал ждать, пока другие наговорятся, трубку покурят и так далее. То есть, здесь абстрактная восточная философия про внутренний покой и беседы сталкивается с прямым конфликтом и войной. Читатель при этом деталей не знает и не понимает, но ответ ему дают такой, что во-первых все живы как минимум на каком-то уровне, то есть, герой поступил ПРАВИЛЬНО (а мир об этом молчал потому, что садист), а во-вторых трубка важнее. Хм. Даже не "отдельно взятые друзья важнее", а именно "отдохнуть-подзарядиться".
С таким посылом, как он ни умилен, согласиться тяжело просто потому, что рассказ сталкивает действие и бездействие в условиях, когда действие имеет конкретный итог, а бездействие - нет.
Это основная моя претензия, пожалуй, но есть и ещё одна: если друзей нам подают только в мифокусках и кусочках текста, и они поневоле привлекательны, потому что их жалко, то Вилмар - НЕ привлекателен. Он упивается жалостью к себе, причём эта жалость простенькая такая, несложная, понятная. Человеческая, ок. А событий, деятельных, которые её проживают - по сути только лес. Лес хороший, не спорю, лучшая сцена рассказа, кмк, но по сути и она проста, а кроме неё там ещё много другого текста, в котором всё, что происходит - это терапия и представление архетипов. Это плоская структура вместо углубляющейся.
То есть... в таком ключе друзей могло было быть хоть сто, и обходить их можно было бы долго, потому что качественных изменений всё равно не происходит до самого себя. Просто копится багаж, ага. И такое долгое пережёвывание героем себя на одной точке читается не очень интересно, сорри. Хотя мифовставки и их окончания хорошие)
Написано при этом вполне недурно, исключая отдельные опечатки, и образы вполне, но вот содержания за ними как-то мне не хватило на объем)