sealgair neonach
Классик Сообщений: 3427 профиль
Репутация: 752
|
Мне очень нравится, как здесь подана психология героев в камерном режиме. Симка с манией, герой в режиме ненадёжного рассказчика - вот тут прям очень порадовало, как переданы его особенности через речь, понимание и реакции. Инаковость передана круто. Ну и психопатка шикарная, конечно, и изнутри, и в том, как герой её ощущает) И там, где герои наедине с собой или друг с другом - в плане психики и чувств всё шикарно, до детальки. Опять же, фантдоп - любопытен сам по себе, и уже в начале, на этой триллерной сцене с отцом мне было очень интересно поглядеть, в какой мир это всё завернут, в какой сюжет. Особенно учитывая, что написано красиво и точно, изнутри именно такого героя :)
Ну а потом начался внешний мир, и я слегка удивился. Потом удивился ещё, а потом дочитал, и... и вот полное ощущение, что мир тут - саму систему, взаимодействие людей и клеточников - здесь или не думали вообще, или решили, что на таком ярком фантдопе и крючках из странного поведения Симки и так сойдёт. Не сойдёт же, потому что это в частности - основа страхов героя, его мотиваций, то, на чём в итоге играет Симка. И пусть даже рассказчик ненадёжен, к авторскому тексту это ведь не относится, и к событиям во внешнем мире тоже. То есть, заявленная ценность птицы скорее всего действительно очень высока, даже если герой преувеличивает значимость в дцать раз. Но ведь он не преувеличивает, иначе не было ни вон того с отцои, ни Симки, так что я склонен принять всё вон то вплоть до "военных конфликтов" на веру, как и слова о том, что на момент ловля клеточников НЕ запрещена законом и не карается. Получается, что герой прав, когда прячется, это не иррациональный страх - что формально подтверждает Симка. Почему формально? Да потому, что в остальном герой почему-то - неуловимый Джо. Волонтёры и бюрократы знают, что он такое, и при такой стоимости и таком старте его бы отловили на раз. Да господи, из того же центра они бы пропадали втихую, и никто бы ничего, потому что закон же не карает. Помощники Симки - дилетанты, но где профи-то, которые бы отслеживали эти центры, подкупали чиновников, чтобы проглядеть архивы? По описанию птицы эти нужны буквально всем, от политиков до обычных людей, но... но их никто целенаправленно не ищет. Но при этом открыто вот стоят волонтёрские центры. Но не ищут. В общем, мир на этой мысли просто разваливается. Причём если герой прав про ценность, разваливается мир, а если обманывается - разваливается сюжет. Вместе оно просто не стыкуется. Слишком контрастом выглядит первая сцена на фоне этого мирного мира с волонтёрскими центрами, обучением, наймом на работу и борьбой с системой. Да, рассказ этого вообще не затрагивает, но именно это отсутствие реакции вкупе с вроде-как-реализмом быта/работы превращает мир в картонные декорации, среди которых бродят герои. Увы. Даже в мелочах оно противоречиво - ну вот Симка пугает своих подручных вызовом полиции, и те типа верят, но... а почему? Закону же пофиг, это всего лишь клеточник. Именно по этой причине ведь герой не бежал ни к людям, ни к полицейским, так? И это, кстати, само по себе странно, потому что решение бежать от людей вроде как осознанное, но не логичное, потому что, ну, они всё равно бы помогли. Это уточнение в скобках можно было бы списать на фобию героя, но там непохоже на то, что он в ужасе, всё рассчитано и логично. А логика говорит, что независимо от закона в толпе безопаснее. Для людей-то он, пока рубашку не снял, не клеточник, а просто жертва. К слову, а как это он прячется, что рубашку навыпуск носит?.. Или как там перья вываливались из-под неё?..) Мелочь, но тоже сбивает, и такие мелочи странны, потому что ведь в той же речи, во взаимодействии рассказ очень точен, выверен. Ну, ладно.
Отдельно хочу сказать про хитрый план Симки. Я догадываюсь, что срежиссировано было всё, начиная со знакомства, и о птице она знала изначально. Это в целом даже логично, чтобы узнать о герое даже не надо быть профессионалом. Так вот, текст там прямо заявляет, что "любящий афатик обманется сам", и это вроде как должно объяснять, почему он не заметил настолько явных маркеров в поведении. Понимаете, автор... ок, любящий афатик обманется сам, это я готов принять. Но этот афатик ещё и профессиональный психоаналитик. У этого афатика в груди ещё и птица, которая способна понять других людей настолько, что подбирает им терапевтические песни. А Симка по идее ровный эмоциональный фон выдаёт, только когда эту самую птицу няшит, а в остальное время ж там небось каша - любовь и жажда птицы при, в общем, утилитарном подходе к клетке. Получается, что подвоха не почуях не только афатик, но ещё и профессионал, но ещё и волшебная имбоптицы. Тройной удар этому концепту выдержать уже как-то сложновато, мне кажется, особенно учитывая явность маркеров. И даже осознав в итоге всё это, герой в итоге берёт и дарит птицу Симке, потому что... потому, что она такая няшная психопатка, которая готова долго манипулировать человеком (а в этом контексте герой таки человек), а потом либо довести его до суицида или убить? Идеальный политик, да, точно лучший мир построит) Особенно учитывая, что с точки зрения читателя - то есть, и для обычных людей этого мира, будь он живым - она даже не очень способна контролировать поведения для лучшего выполнения своего плана. Какая там хитрая и глобальная политика, осспади) Правильно её обошли так-то. В общем, ради чего самоубиваться именно так, с прощальным подарком, я тоже не очень понял.
И это всё, в общем, касается того, на чём стоит весь рассказ - "клеточники в мире" и план Симки. В общем-то текст написан достаточно хорошо и большую часть времени от этого всего отвлекает, но не всегда же, и в определённые моменты - на рассказе о спросе на птиц, на полиции вот, на фальшивом вегетарианстве (это кстати хороший момент, тут сразу понимаешь, что началось оно задолго до предложения героя). На том, наконец, что Симка даже тела в конце не видит - и вот это, кстати кажется некоторым перебором по цинизму, учитывая предыдущую страницу с раскаянием) То есть, я допускаю, что всё это раскаяние было фальшивым, крокодиловыми слезами, но написано-то оно акцентировано и убедительно, без полутонов. Если у Симки настолько плохо с психикой, то герой-эмпат-врач бы наверное тем более не пропустил. То есть, да, я понимаю, что она изначально план строила на смерти героя и при этом жила с ним, пила чай и всё такое, но что, это был ПЕРВЫЙ такой эмоциональный срыв за все отношения? Да не верю... даже если оно так по умным медицинским книжкам, всё равно не верю, как читатель. Да, это нечестно, но что поделать))
Уффф. Как-то так. Хм. Честно говоря, я столько критики как-то не планировал, потому что так-то рассказ вовсе не плох, напротив, но... как-то увлёкся, сорри)) Потому что рассказ мне в целом-то нравится, но вот вопросы, вопросы...
|