Я вернулась)
И ща буду и ругать, и хвалить, всё вперемешку, потому что писала отзыв и среди ночи, и утром. Но хвалить больше, так что не пугайтесь, автор)))
Но сначала вопросы, которые упорно возникали у меня по тексту:
Что произошло с миром? Куда исчезло 90% населения? Когда это произошло?
Что вообще происходит с миром в данный момент? Картинка неясна. Овощи есть, лес есть, травы вдоволь – так почему лошадь у карусельщика тощая? Зачем тащить волами неудобные тяжёлые ржавые пикапы?
Что с организацией поселений? Люди, увы, стадо. Редкие из них могут жить самостоятельно. Большинству нужны пастухи и руководители. Как там в вашем постапокалиптическим обществе всё устроено, мне не до конца понятно. А всё ж было интересно узнать)
Что у рассказчицы с образованием? Откуда она знает о пеликанах и Колумбе?
Она знает, помнит о мире до катастрофы? По отдельным репликам читается как да, помнит. Но при этом в рассказе нет ни одного упоминания, что случилось и что было в жизни Пэт до театра, что там вообще с миром происходит. По сути, мира в рассказе нет. Есть только кусочки разных сцен, на которых происходит действие.
С одной стороны оно так и задумано – это видно по структуре. Но с другой, из-за такой вот ограниченночти, рассказ для меня лично читается пустышкой, весь сюжет которой построен на любовной линии. Даже фандоп нужен только для того, чтобы девочка получила свою игрушку – Лиса.
И тем не менее рассказ мне понравился. Он хорош именно в своём жанре – девочковое лирическое)
Нет ни одного четкого описания, кроме того, что девочку реально цепляет: карусель, секс Лиса с Джили, томительное ожидание в подвале. И зацикленность на себе и своих переживаниях.
Повествование течёт в настоящем времени. То есть все переживания – это здесь и сейчас. Хороший ход! Позволяет свалить от ненужных подробностей о прошлом) Со слов Пэт мы знаем, что в ее жизни были военные действия, но в рассказе внимание на них не заостряется. По сути, тут можно сказать, что девочка старается не вспоминать о том, что её пугало. Внимание заостряется на любовных переживаниях. Первая любовь, все дела. И вот именно в рамках лиричной истории о подростке и для подростков – оно гуд. Но для меня оно весь рассказ делает очень инфантильным, понимаете?
Опять же – бывшая военная база в Портсмуте живёт за счёт охраны караванов от банд. А на артистов банды не нападают? Вот ни разу?
Что касается отстранения от серьезных вещей, переключение внимания на вещи менее значимые – это побег психики от реальности. Классный же ход! И вот бежит Пэт бежит, всю дорогу бежит, и даже не страшно ей под пули соваться (хотя отлично знает, что это такое), а тут мертвый Лис. И всё. Осознанно бежать дальше-то никак. Тут только взрывное "нет, я так не хочу, давайте всё переиграем!"
И переиграли же!)))
Но переиграли из-за чего? Мне отчётливо видится не великая любофф, а эгоистичное желание сопливой малолетки. Потому что на всех остальных ей плевать по большому счёту. И на Джили, и на Коломбину, и на тех детей, для которых они играли Красную Шапочку.
Для Пэт важна только Пэт.
И на этом строится весь рассказ.
Повторюсь в сотый раз – это не взрослая история. И не для взрослых. Мне очень зашёл язык, каким оно написано. Зашла любовная лирика с подзатыльниками и террором друг друга (люблю такие истории!)) И особенно в сочетании с таким вот фандопом – это было вкусно!
Но как для взрослого человека, мне не хватило глубины. Девочка же так ничего и не поняла. Она как была сопливой эгоисткой, так и осталась. Только перешла на новый левел.
Мне не хватило реалистичности переживаний девочки во время военных действий. Такими прописывали юных партизан в советских книжках) Но от реальности оно очень далеко.
Нет, я понимаю, что хочу слишком многого. Для моих хотелок историю нужно ломать и расписывать в повесть. Прописывать политику мира, сам мир и всё такое. Ну, я просто сноб)
Мои аплодисменты за структуру рассказа – это отличная придумка! Не будь её – мои претензии к рассказу были бы намного жёстче. Построение пьесы, где девочка из актрисы бродячего театра становится режиссером своей жизни (причем фантастическим режиссёром) – это круто!)
Но вот самой героине мне совершенно не сопереживалось. И знаете почему? Потому что мир (или его обрывки) отдельно, Пэт отдельно. Из-за чего она не живёт в этой истории, а только играет роль. Нет взаимодействия между Пэт и реальным миром. Вот Пэт и Лис – взаимодействие есть. Пэт пытается в своё это "я верю, я могу" – есть. А когда начинается обычная бытовуха – Пэт играет роль.
Вот ярмарка. И пекарь. Что чувствует героиня? Она пугается? Злится? ЧТО ОНА ЧУВСТВУЕТ?
Цитата
Беспомощно оглядываюсь вокруг.
Цитата
Я собираюсь было повалиться в проклятую пыль и отбиваться ногами.
И...?
Вот я не люблю повествование от первого лица, когда героиня женского пола. Как раз из-за чрезмерной рефлексии и того, что у меня постоянно возникает ощущение, будто меня насильно затягивают в голову и эмоции героини. Здесь читалось легко как раз потому, что этого затягивания не было. Но не было и эмоций. Вообще. Не было не то, что погружения в персонаж – Пэт существует отдельно, я отдельно. То есть для меня она рисуется совершенно бесчувственной. Особенно это ощущается в момент кульминации:
Цитата
Я кричу. Как громко я кричу! Громче, чем Коломбина, отпускающая в этот паршивый мир своего ребенка.
Потому что у Лиса равнодушных глаз быть не может, когда он смотрит на меня!
Вот тут просто победная песнь эгоизма героини! И ни грамма живой эмоции. Девочка на протяжении всего рассказа играет роль. И в такой самый напряжённый момент... мне становится скучно.
По стилистике замечание одно: перебарщиваете с прилагательными и причастными оборотами. Вот как начинается описание чего-то, так текст сразу вязнет в этом всём. Оно прям чувствуется желание автора подать красивую яркую картинку, но для меня, когда прилагательное лепится к каждому существительному в предложении (а то и не одно!) – это перебор. Выглядит как девачковая попытка сделать красиво. А на выходе получается тяжелочитаемо.
Но в остальном стилистика понравилась) Оно именно такое подростковое, и опять повторюсь – для этой конкретной истории – гуд!)
Если честно, я сейчас испытываю двоякие эмоции. С одной стороны, рассказ написан здорово. Задумка мне очень понравилась, читать было легко и интересно.
А с другой, прочитала и прочитала. Не тронуло. Не всколыхнуло. Хотя я люблю героев-трикстеров, и такие вот лиричные линии, когда двое достают други друга. Но всё остальное здесь постановочно настолько, что мне даже обидно. Мне очень хочется проникновения в этот мир. Хочется реальных чувств и эмоций героини. Я хочу переживать за эту кучку артистов, понимать, какие опасности подстерегают их, а вместо этого вижу только двенадцатилетнюю девчонку, зацикленную на себе настолько, что её переживания по поводу "на кого там нынче смотрит Лис" затмевают в рассказе всё. Вообще всё. Словно девочка не переживает всех этих событий, а выдумывает. Так современный подросток в сытой стране не может представить ничего страшнее "Вася из девятого "В" не добавил меня в друзья".
И бой бутафорский какой-то. И секс постановочный... Кстати о сексе!)
(Я не могла уснуть, мне не давали покоя размышления, дописываю отзыв уже утром)
Так вот. Двое занимаются сексом под дождем.
Цитата
Одежда беспорядочно разбросана вокруг, тела масляно блестят под струями воды. Сплетение локтей, коленок, мокрых волос. Выгнутые спины, запрокинутые головы, белые, нетронутые загаром ягодицы. Губы терзают губы, пальцы до синяков впиваются в кожу, протяжные хрипы тонут за бахромой дождя.
Красиво описано?) Красиво. Хоть и штампованно)))) А у меня сцена вызвала ощущение "не верю" с первого же прочтения.
Ща поясню.
Выгнутые спины и запрокинутые головы и при этом сплетение локтей, коленок, мокрых волос. Это два разных кадра. Картинка не движется. Двое не трахаются в порыве страсти, а позируют на камеру.
И смутила подводка к этой сцене:
Пэт проснулась и видит открытый полог палатки и лужу на полу. Как человек, часто ночующий в палатках, я знаю первое правило – "вылез – закрыл полог". Особенно в дождь. Блин, это ж до какой степени Джили должна была накрыть страсть, чтоб она даже не подумала "закрыть дверь" ?
Да, там картинку нам автор рисует, как будто этих двоих страсть настигла внезапно! А ведь ранее по тексту Пэт упоминает, что когда
Цитата
Лис с размалеванными румянами щеками уводит в темноту пролеска молоденькую восторженную зрительницу. Значит, среди ночи будет крик и ругань, и на рассвете Лис отправится в дорогу с подбитым глазом, а Джули с перекошенной от злости физиономией
То есть, Лис и Джули – пара. И при этом Джули делит палатку с Пэт. Это говорит о том, что опыт тихо свалить из палатки, чтоб не разбудить соседку, у Джили имеется.
Ещё меня позабавило, что Пэт смутила голая грудь Джули. А голый мужской член её не смутил? Дело привычное?))
В общем, я вот сижу сейчас и немного унываю. Рассказ мог бы быть обалденным. А не стал. И мне чёт как-то обидно за него :(