Заставка.Заметки на полях.Вот тут споткнулся:
Цитата
Дайвер не возражал, честно говоря, новое имя нравилось больше, чем прежнее, состоящее из длинного ряда букв и цифр. Хотя смысла в нём меньше.
– Может, Кракеном назовём? – неуверенно сказала та, кого иногда называли Надей, а иногда штурманом Петренко. Дайвер невольно прислушался, на миг показалось, что Надя обращается к нему.
Я подумал, что "Может, Кракеном назовём" — это внезапный флешбек, и я настроился на то, что Надя говорит в прошлом Кракена, когда его имя ещё было набором букв и цифр. Однако, впал в ступор, когда прочитал:
Цитата
Надо же, дайверу почему-то сделалось приятно, что во вселенной у него появился тёзка! Кракен даже зауважал эту, в общем-то, банальную звезду.
Оказалось, флешбека не было, и пришлось мысленно вернуться к моменту реплики Нади, чтобы переписать у себя в голове, что говорила она не про Кракена-дайвера, но про Кракена-звезду.
Неприятная мелочь :)
Цитата
– Кракен, эй, Кракен! Ты что творишь? – спросил он, но вместо ответа раздался свист, и Виктора швырнуло на стену, хрустнуло, плечо пронзила боль. Закружило, ещё пару раз ударило, и свет померк.
Ви-и-и-и-итя-а-а-а-а!!!
Цитата
Мало, конечно – шансы выжить у человека по-прежнему не сильно отличались от нуля – но но всё, что он мог.
Думаю, что тут очепятка: могло быть "но это".
Цитата
организм, находит, больше способов осуществить задуманное, чем лекарь помешать этому.
Первые две запятые — думаю, лишние. Они отделяют сказуемое и от подлежащего, и от остальных членов предложения, и это как-то не айс.
Цитата
Особое недоумение вызвала непродуманность в вопросах дублирования жизненно важных функций. Вывод: создал это ничего не смыслящий в инженерии новичок, не удивительно, что при эксплуатации постоянно возникают проблемы.
Э, Инженер, не гони на матушку-Природу!
Цитата
– Мяу, – сказал дом.
Мяу?
Цитата
Это ты должен знать! Это ты заявлял, что у тебя всё под контролем!
Не дави на осьминожку, он ещё малыш!
Цитата
Болю его пытали
Очепяточка: Болью :)
Цитата
– Говорил же, надо проложить нормальный курс, – упрекнул её Адриан, подозрительно зазвеневшим голоском, – нет, тебе хочется по-особенному. Кой чёрт мы забыли в системе Кракена?
Название сохранилось — значит, экипаж спасся и смог передать его человечеству.
Или звезду назвали в честь корабля, потерпевшего крушение.
Цитата
– Адрианчик, ты с ума сошёл? Оно просит о помощи.
Сколько лет? О_О
Предки уже завоевали потомкам галактику, дизайн кораблей сменился радикально, а Инженер ещё тащит на бешеном скилле и божественном креативе!
Цитата
Он мало, что теперь может. Он – дряхлый, протекающий резервуар для чужих галлюцинаций.
Живи, обаяша!
(и запятая перед "что" лишняя — здесь это не союз, а местоимение :P )
Цитата
Нет, она не винила Адриана за тот выстрел, хотя он едва не стоило им жизни. Трудно сохранить хладнокровие, когда нарост на спине внезапно ожившего монстра, вдруг начинает гримасничать и распахивает беззубый рот, обнажая чёрные дёсны, а из его лысой макушки вытягивает, щупальца-нити какая-то каракатица.
Твою мать! Адриан, ты что, убил Виктора?!
Цитата
Жаль, что не удалось спасти этих зверушек, теперь не поймём, почему вышло именно так.
Цитата
Значит, это они уничтожил его
Ещё очепяточка: уничтожили.
Цитата
Вот так-то, Ирка, подумал Виктор, ты была права, мысль не может быть беспомощной, если ей правильно пользоваться.
А Инженера, Следопыта и Эскулапа не спасли
Титры.Короче, я прочитал рассказ.
Хорошее
качество текста почти без проблем обеспечило погружение в атмосферу истории, да и проблема в общем-то была всего одна. Да и не проблема вовсе — это мне померещился флешбек там, где его на самом деле не было. Стиль зашёл, как родной, я тащился, и образы рисовались без задних мыслей, что где-то что-то надо срочно вернуться и додумать :)
Сначала я с недоверием отнёсся к тому, что рассказ открывался точкой зрения Кракена, да и когда появились имена некоторых членов экипажа, меня начинал мучать вопрос: "И чо?" Вопрос отступил, когда Виктор попал в беду, и точка зрения вернулась к Кракену, подперев простую мысль: одомашненные питомцы расширяли возможности человека, становясь его продолжением там, где возможности собственного тела себя исчерпывали, а люди в описываемом
мире развили подход в сторону выведения специальных созданий, способных обеспечить человеку жизнь в космосе и преданных ему по своей сути. Одушевление животных — обычное дело, знакомое с детских сказок и сопровождающее во взрослой жизни. А тут — грех не воспользоваться, и в этом отношении рассказ не разочаровывает.
Дайвер Кракен открывает историю
сюжетом "Да-Но, Нет-И":
1. Да! — Корабль прибыл к звезде, которой человеку ещё предстоит придумать имя.
2. Но! — В корме произошла авария, которая возвращает к себе мысли Кракена.
3. Нет! — С проблемой не удаётся справиться, и корабль, спасая жизни, лишается управления, вынуждая экипаж использовать эвакуационные капсулы.
4. И! — В отстыкованном отсеке был человек, который не воспользуется капсулой!
Печальный конец Кракена происходит за кадром, но его дело продолжает жить, врываясь в историю Инженером, Следопытом и Эскулапом.
1. Да! — Человек спасён и перетащен на борт Инженера!
2. Но! — Человек настолько сломан, что вряд ли у Эскулапа получится его спасти, а ресурсы настолько ограничены, что починка Следопыта откладывается на неопределённый срок.
3. Да! — Человека удаётся спасти, пусть и изощрённым способом.
4. Но! — Человек обезумел — и сумасшедший паук разрывает внутренности Инженера.
5. Да! — Человека удаётся утихомирить.
6. Но! — Инженеру приходится направлять вычислительные мощности на поддержание мира грёз... на фиг его знает сколько лет.
7. Да! — Инженер дожидается помощи и принимает спасителей на борт.
8. Но! — Один из спасителей шмаляет из оружия по шевелящемуся аппарату живого корабля.
9. Нет (в хорошем смысле)! — Человека таки-спасают.
10. И (в хорошем смысле)! — У него получается найти какое-то утешение в поведении не-Ирки.
Благодаря тому, что сюжет построен вокруг понятного
внешнего конфликта высокотехнологичных девайсов (забота о человеках в условиях катастрофы), я сопереживал им и попался на удочку одушевления, радуясь их успехам, огорчаясь от неудач и беспокоясь за них, узнавая со слов Роланы и Адриана, что в мире прошло уже много времени и близится стыковка. Воистину, интересным
персонажем способна стать и табуретка, если у неё есть цель и способность действовать и отмечать своё отношение к тому, есть прогресс или нет.
Самое интересное, конечно, не в табуретке, а в том, насколько одушевление было именно сказочным элементом, а не ловко замаскированным раскрытием
темы. Когда человек преследует цель, он ведёт себя похоже на сложную машину: в его голове запущены процессы, смысл которых отслеживать прогресс в решении поставленных задач и посылать сигналы-события (ощущаемые с эмоциями) в оболочку, чтобы на осознанном или неосознанном уровне что-то среагировало на перемены в обстоятельствах и, возможно, перенастроив веса в управляющей поведением нейросети, не позволило миссии провалиться. Сейчас мы ещё не умеем собирать, например, оленя в гараже, но наши неорганические создания усложняются чем дальше, тем больше — и уже скоро мы сможем создавать аналоги Инженеров, Следопытов и Эскулапов, которые, приняв, как данность, цель-заботу о человеке, будут общаться друг с другом и строить своё собственное общество параллельно нашему, так же переживая от одиночества и совершая подвиги, самоотверженно соглашаясь на него.
У искусственной жизни, продолжающей человека и этим делающей его совершенным, будет мощное преимущество по сравнению с нами: мы ещё не научились разговаривать с сотворившей нас Вселенной, но своих помощников мы обязательно научим вступать с нами в диалог так, чтобы нам было понятно. И пугает, конечно, не то, что мы спроектируем их быть быстрее, умнее и сильнее нас, а то, что, открыв страстишку самостоятельно познавать мир, они обратятся к нам, как к высшему авторитету, и станут задавать вопросы, ответы на которые мы не знаем или даже боимся узнать.
Просто представил себе картину: занята робостриптизёрша делом, описывает в воздухе фигуры, вызывая восторг у зрителей и чарующим образом обнажаясь, а в какой-то момент останавливается в процессе, устанавливает зрительный контакт с собравшимися в зале и говорит: "Зачем?"
Вот это жуть.
И рассказ мне очень зашёл, кстати.