Настоящая правда всегда неправдоподобна.
Чтобы сделать правду правдоподобнее, нужно непременно подмешать к ней лжи.
Люди всегда так и поступали.
Достоевский, "Бесы".
Всем привет, как говорится, на связи автор ©
Спасибо всем, кто потратил здесь своё время и силы. Особенно – тем, кто не поставил знак равенства между «не зашло лично мне» и «голактека», и тем, кто высказывал своё личное впечатление, каким бы оно ни было, а не подгонял его под предыдущие комментарии ;) Могу сказать одно - иногда, чтобы понять смысл, следует читать чувствами, а не логикой. Все-таки литература это искусство, а в искусстве на логику всего не натянешь :)
Постараюсь ответить на все вопросы, возникшие у читателей и критиков. Ну, по крайней мере, самые часто задаваемые.
1. Почему именно волейбол?Видели ли вы когда-нибудь, как ругаются люди, например, на форуме?
Конечно, видели. Но наблюдали ли за процессом со стороны, отстранённо? Так сказать, «из комментаторской будки», или с высоты полёта мяча? Замечали ли, как всё начинается: кто-то кидает упрек, другой атакует в ответ, обвиняя часто в том же самом, первый не остается в долгу. К переброскам взаимными обвинениями всегда присоединяются сочувствующие, благожелатели-доброхоты, помогая атаковать и защищаться.
А вокруг обязательно будут зрители. Болельщики.
Увидели?
А теперь представьте, что обвинение зримое. Видимое. Круглое.
Вот поэтому Волейбол.
Этот рассказ не про спорт, а про ссоры и непонимания. Попытку разделить мир на чёрное и белое даже там, где однозначной правды не существует, нет единственного верного решения, чей-то правоты, а есть лишь точка зрения.
Сторона за сеткой.
2. В волейбол играют живые и мертвые. Почему именно такой фандоп?Живые и мертвые не играют, а спорят друг с другом, ища виноватого. Эта метафора встречи лицом к лицу со своими ошибками.
3. Почему герой не получил, что хотел, в финале?Он получил. Всё время он хотел и добивался только одного – встречи со своим прошлым. И он получил, что хотел.
4. Почему герой поступил так глупо во время судейства?Умный мужик ступил в критический момент. Глупо, бессмысленно, неверибельно с литературной точки зрения. Тупой поворот, который освистают в театре, закидают камнями в кино. Но жизнь – не кино, и не театр. Она не советуется со Станиславским, и ей пофигу на человеческие «верю»-«не верю». Он просто берет молоток, и лупит по голове. А ты потом такой сидишь, собираешь свои расплющенные жизненным молотком мозги, пытаешься уложить их обратно в череп, и думаешь: «это слишком тупо, чтобы быть правдой!».
Поступок Сергея на концерте списан с реальной жизни и реального прототипа.
5. Почему Катя покончила с собой? Она не могла так поступить из-за глупости!Кати в рассказе нет вообще. Есть лишь идеализированный образ, показанный глазами влюблённого мужчины, причем влюблённого не в саму Катю, а именно в образ. Сергей никогда не любил и не знал Катю-настоящую, он любил лишь свою любовь (простите за заезженный троп), но саму Катю – нет. В конце концов, она это поняла. Остальные подробности уже
расписала Элен, за что ей большое спасибо. Некоторые вещи нельзя понять, их можно только почувствовать :)
Ну а что мог сотворить со своей жизнью идеализированный чужими глазами образ, а что не мог – наверняка знать не может никто. Можно полжизни прожить с одним человеком под одной крышей, и далеко не всегда знать, что он выкинет в критической ситуации, а тут… образ.
6. Почему Сергей сломался? Он же сильный мужик!Смешно считать, что сильные не ломаются. Свой предел есть у всех. Почему сломался конкретно Сергей? Я этого не закладывала. Когда я начинала рассказ, я сама не знала, что с ним будет, когда он получит то, что хотел, и к чему всё это время стремился. К чему шёл по чужим головам, как всегда поступал в своей жизни. Но когда я дошла до сцены их встречи, и увидела призрак Кати глазами Сергея, я поняла, что он сломан. И просто написала так, как мне диктовал персонаж. Я слабый автор, чей волей завладел сильный персонаж :). Моя версия – он увидел призрак Кати, и понял, что никогда её не знал и не любил настоящую.
7. Почему финальная часть убирает читателя с площадки, и помещает его в будку комментатора?Для начала – см. п. 1.
Это рассказ не про спорт, и не про отношения. Сергей и Катя – не главные герои, не цель рассказа, а лишь средство. Мне нужна была яркая, гипертрофированная драма, чтобы показать… людей.
Тех, кто увидев горящую машину, хватаются за телефон не для того, чтобы вызвать пожарных и скорую, а для того, чтобы включить камеру.
Тех, кто увидев, как между вагонами на рельсы в метро упала девушка, не бегут к машинисту чтобы остановить поезд, а ждут, пока он уйдёт и осторожно выглядывают, чтобы посмотреть, что там, на рельсах, осталось.
Тех, кто увидев, как за перилами висит ребенок, не бегут под балкон, чтобы попытаться поймать его, а отходят подальше, чтобы не забрызгало.
Это рассказ о людях на трибунах.
Тех, кто превращает чужое горе в шоу. Тех, кто использует уникальную возможность связи с потусторонним миром чтобы зарабатывать деньги.
Для того и нужна была будка комментатора – чтобы читатель оторвался от героев и их драмы и увидел картинку в целом, со стороны.
8. Для чего нужны были названия глав, данные волейбольными терминами?См. предыдущий абзац. Для того же, для взгляда со стороны. Чтобы, следя за полётом мяча между главами, то есть между прошлым и настоящим, читатель мог посмотреть на картинку с высоты его полёта, то есть сверху.
Подача – настоящее отправляет мяч прошлому. Блок – прошлое блокирует, но мяч остаётся на его же стороне. Доводка – прошлое переводит мяч своему связующему. Свеча – связующий поднимает мяч вертикально вверх. Морита – прошлое пытается забить очко настоящему. Диг – настоящее поднимает мяч почти с пола. Стопка – настоящее отправляет мяч своему нападающему. Дужка – настоящее атакует. Откидка – прошлое принимает мяч на фланге и отдаёт своему нападающему. Мельница – прошлое атакует настоящее. Очко – прошлое забило гол настоящему.
Если какой-то еще вопрос пропустила, тыкните, пожалуйста, палочкой, я отвечу :).
Вопросы эстафеты:
1. Самый очевидный: в каких вы отношениях с волейболом?Ни в каких. Автор никогда не играл в волейбол. Автор выбрал волейбол, как единственную подходящую для подачи идеи игру, после того, как отказался от мысли придумать свою собственную. Неделя просмотра обучающих роликов на ютубе, чтения статей для чайников и интервью со связующим одной реальной команды.
2. Купальник. Это была осознанная акция? Героиня готовилась? Хотела не только покончить с собой, но и отомстить гг?Странные мысли приходят в голову в критической ситуации. Например, может прийти в голову идея позаботится об эстетичности внешнего вида своего тела. Ну и плюнуть в лицо оставшимся в этом мире, не без того.
3. Команды людей активно тренируются, а как с этим в загробном мире? Или призраки только подают?Что происходит в загробном мире никто не знает. Призраки не подают и не принимают – они так пытаются разговаривать. Волейбольный судья, застрявший между мирами, дал возможность призракам говорить с живыми единственным способом, каким умел. Посредством мяча.
Ещё раз всем спасибо, чеканные раздам в ближайшие пару-тройку дней.