Берег Йоники (сообщение №1165972)Все реки ведут (сообщение №1182744)Мир.
Реки. Я, наверное, устану сильно раньше, чем закончу расписывать все особенности мира рассказа. От рас и местности, до аллюзий и отсылок (последнее - вообще тема совершенно отдельная). Тут смешались сонм образов, орда персонажей и легион историй. Смешались, надо сказать, хоть и причудливо, но весьма органично. Основными в этом переплетении являются истории Питра Пэна, Тома Сойера и Чебурашки (и вот со смешения его образа с гремлинами я вообще очень кайфанул). И этот сплав прям очень интересен на мой взгляд. Особенно с точки зрения литературоведенья. Но я в этом не шарю.
Так что я лучше скажу, что мир тут получился очень ярким, живым и дышащим. Явно продуманным, прописанным и проработанным. Правда львиная доля этих продуманности да проработанности остались в голове автор. Это не косяк и не претензия, а особенность жанра. Просто я очень люблю под микроскопом рассматривать интересные фантастические миры, так что мне немного жаль по этому поводу.
Берег. Он ощутимо продуман и прописан, но по большему счету остался за кадром. Где-то там, за горизонтом остались и родина героев, и Старший Дом, и прошлое Анкарата. Ну и фиг с ним, в общем-то, для истории это не то чтобы важно, на самом-то деле. Того что есть - вполне достаточно. Но вот о магии этого мира я такого сказать не могу.
Знаете, один хороший и уважаемый мною автор сформулировал очень емкое и достаточно универсальное правило: "Способность автора разрешать конфликты магией прямо-пропорциональна пониманию читателя того, как магия работает". Это вызвано тем, что если читатель не знает на что способна магия, а на что нет - для него любое решение проблемы с помощью оной будет сопровождаться звуками органного оркестра из-за ближайшей изгороди. И относится это правило, на самом деле, далеко не только к магии, но сейчас не об этом.
Тут у нас есть магии много и разной. И Священное пламя Анкарата, и чары Гирза, и магия Йоники, и какие-то ритуалы местных. И ни о чем из перечисленного у меня не сложилось какой-то ясной картинки возможностей.А ведь не только практически все проблемы в рассказе решаются именно с помощью магии. Но и основной конфликт рассказа завязан именно на магии. Конфликта захватчиков и захваченных ту по факту нет. Потому, что самим захваченным, как было явственно продемонстрировано, пофиг на то, что их там кто-то захватил. Следовательно, во главе угла рассказа стоит иная проблематика. Основной конфликт начинается, когда аборигены попытались принести в жертву Йонику. И первопричиной этого послужила именно магия Йоники.
Четче всего получилось с пирокинезом Анкарата, но даже тут я не знаю его ограничений. На что он способен, а на что нет. Чего ему стоит опасаться, а чего нет. И это весьма сильно мешает переживать за жизнь героя и финал рассказа выглядит в плохом смысле слова внезапным. Так как ничего вроде не указывала, что такой исход вообще возможен. Ну, не считая туманных намеков от самого Анкарата. Но так как они не были подкреплены лором, четким осознанием предела его возможностей - воспринимались они слабовато. А уж акцент на том, что "Йоника не ошиблась – здесь он был для них словно бог, никого сильней" - и вовсе не сыграл.
Про остальные разновидности магии представленные в рассказе известно еще меньше. Я не знаю в чем заключаются способности ни Гирза, ни Йоники. Не известен полноценно смысл ритуалов местных. И вот этот момент:
Цитата
рана открылась - и кровь Старшего Дома рассекла чары
Не выглядел для меня диким роялем только потому, что мне в принципе вообще все равно было, что его какими-то там чарами спеленали. Потому, что я понятия не имею, что это за чары, как работают, как и в чем именно ограничивают героя. То есть, герой непонятно как освободился от непонятно чего. Ок, пойду поем. А это вроде как кульминация рассказа...
Но зато таинственная, шепчущая атмосфера этого острова удалась жуть как хорошо.
Итого. Побеждает Река. Так как мир тут, на мой взгляд, куда полнее, необычнее и при этом все нужно истории есть.
Персонажи.Река. Самое слабое звено произведения, на мой взгляд. В местных героях смешалось по нескольку узнаваемых персонажей из других произведений и это делает их очень интересным, яркими, запоминающимися. Но проблема в том, что эти отсылки и являются нашими героями. В результате - запоминаются не сами персонажи, а ассоциации которые они у нас всех вызывают. И ассоциации эти - заслуга совершенно других людей, а не автора рассказа. И на мой взгляд - это очень дурной прием.
А вот если бы герои были более самобытными, если бы отсылки служили лишь огранкой персонажей, а не их сутью - это бы подняло рассказ просто на новый уровень.
Берег. Вот вроде и персонажи не безжизненный картон. И все вполне раскрыты. И развитие имеют, а главный герой - и вовсе ого-го какое развитие имеет. Но все герои мне показались просто скучными. Скорее всего из-за слишком сильной их архетипичности (причем Анкарат по ходу истории, по сути, прочто сменил один архетип на другой). Им просто не хватает "яркости", как по мне. Харизмы.
В общем, это субъективщина, конечно. Вкусовщина. Но вкусовщина из разряда объективной. Ведь если персонажи (или мир, или сюжет) - кажутся скучными, то значит автор все же что-то сделал не так. Пусть и только для одного человека.
Итого. Герои Берега имеют куда больше индивидуальности, так что ему и балл.
Сюжет.Река. Сумбур. Это первое, что приходит мне в голову, когда я думаю о сюжете этого рассказа. Он интересный и динамичный. Он отлично удерживает внимание (хоть и всплывающей то и дел в разуме плашкой: "Что за хня тут вообще происходит?!"). Но при этом, как все началось с забега, так до самого конца все и несется фиг пойми куда. Туда-сюда-обратно-крюк-поворот. И ты не понимаешь, а во что герой только что ввязался? А куда они теперь летят и почему? И все это усугубляется отсылками, которые в какой-то момент уже начинают просто перебивать друг друга. И в результате итак непростой для восприятия текст читается еще более тяжело, чем, по идее, должен.
Картинка-то складывается, но с трудом и парочкой пробелов. Пробелов, который вряд ли нужны этой истории. Будь тут чуть более крепкосбитая структура, да немного меньше отвлекающих факторов - думаю рассказ очень сильно выиграл бы.
Берег. Вообще, по существу я могу только одно сказать о сюжете. Он жуть какой предсказуемый. Как только в сюжете появляется этот "зов" - все. Итог сего действа сразу становится очевидным. Более того, даже на урвоне событий все становится очень предсказуемым. Появление девушки, ее спасение, развитие романтика, терки со своими, терки с местным, терки первых со вторыми... И в контексте истории об изменении человека - не кажется это большим упущением.
Тем не менее, история получилась любопытной, разворачивающейся одновременно плавно и динамично. А еще очень цельной. Дьявол, который в деталях, тут просто аплодирует стоя, настолько тут все на своем месте. Так что нам то и дело подбрасывают интересные мысли. Вне основной темы рассказа, мне больше всего понравилась эта фраза:
Итого. Балл Берегу, где сюжет хоть и более предсказуемый, но чертовски стройный и цельный (то самое, чего не хватило, на мой взгляд, его оппоненту). И этим он тащит.
Стилистика.Река. Приятно впечатляет начитанность/насмотренность/эрудированность автора, вызывает уважение словарный запас автора и восхищение - то, как он орудует им.
Берег. Думаю, лучше всего стиль рассказа опишет слово "неровный". Отрывок, в котором Анкарак убивает Шейзу - написано просто отменно. Но в тоже время местами язык был слишком уж простым для меня, особенно в начале. Буквально в полушаге от "примитивно" застыл.
И при этом есть много очень крутых фраз, рождающих яркие и запоминающиеся образы.
Итого. Тут мне все же больше язык Реки по душе.
Идея. Идеи обоих рассказов заслуживают внимания. "Все реки ведут" - основная идея этого рассказа аж в название вставлена и не раз всплывает по тексту. И это-то и проблема на мой взгляд. Так как самой историей эта идея поддерживает ну ооочень относительно.
Идея Йоники же - выражена не прямым текстом, но лишь историей. И я считаю, что это всегда более сильный ход. Так что балл Берегу.
Итого. Оба рассказа по-своему хороши. Но на мой вкус - Берег Йоники все же получше будет. Он и побеждает с перевесом в один балл.