И попробуйте мне запретить)))
Вредина и сказочница) Сообщений: 10970 профиль
Репутация: 1313
|
Судья, которую я стараюсь звать практически на каждую дуэль. Кроме того, что мне просто нравятся её отзывы, она ещё и очень уважаемый автор и на Пролёте, и на Прикле (да-да, иногда рекламирую))) Забавно, что библейская тема как будто сама прокралась в ноосферу к обоим авторам. Я старалась, но так и не нашла в условиях дуэли ничего, что навело бы на этот мотив. Отдельно скажу, что в этот раз выбор был тяжелым, неоднозначным и заставил не раз обратиться к топику дуэли в поисках того, к чему именно мне стоит присмотреться. И знаете, как ни крути, мне понравились оба рассказа и я рада, что прочитала их. Каждый подействовал на меня, мое настроение, заставил подумать и запереживать о чем-то. Если не это цель соревнований, то что еще?! Амен. «Разбойничья мистерия» Невероятное начало! Очень классный обман читателя, рада, что автор умеет в такое. А уж как потом всё развернулось.Я ждала, честно говоря, что промелькнет в тексте имя Создателя (например, Джепетто или Урфин Джюс) но автор обошелся без этого. Путешествие маленьких героев, во время которого их становится все меньше, предательство Сатаны, жажда вознесения и стремление к подвигу Дисмаса, бедная маленькая девочка, с которой с детства, очевидно, случаются все проблемы мира — короче, герои очень живые, задорные, а некоторые пассажи деревянных кукол содержат тонну философского подтекста. Браво. Меня, конечно, озадачило то, что многим темам не удалось раскрыться целиком в тексте, и читателю очень много нужно додумать самостоятельно: что все это крестовый поход, что лиса всегда хочет съесть колобка, что с мамой девочки явно случилась неприятная история, за которой папе девочку не руку должны были отрубить, и что мистерий в рассказе целых три, включая буквально основной сюжет… Но в целом, это возможно при самостоятельной работе читателя над текстом. Добрый вор в итоге прозвучал несколько условно в тексте, а физический изъян, как мне кажется, все-таки не у одного из важных героев. Прямо даже как будто у такого героя, которого можно выкинуть из текста без особого ущерба (подумайте, серьезно — важна _смерть_ Создателя, а не его убийство, и важно _ужасное положение_ девочки, в котором она могла оказаться и без отца). В итоге я прочитала именно мистерию, а не гротескный триллер — был гротеск, да, а вот триллера не случилось. Тем не менее, благодарю. «Козлы» Мне кажется, что уж точно больше времени следовало уделить названию. Оно совсем не так стреляет, как могло бы. С другой стороны, впрочем, рассказчик — козел, и я не уверена, что сама бы выкрутилась лучше. Зато тут прекрасный thrill и прекрасный гротеск, с привлечением ангелов, демонов, культистов, и нескольких поколений бедных девочек, с которыми случается довольно ужасная история на протяжении этих самых поколений. Честно говоря, Бог для этой истории не так уж важен. Герои бунтуют против определенным образом сложившейся системы, и здесь тоже можно наметить некоторые параллели в подтекстах. Стиль автора очень удобочитаем, хотя и совсем не прост. Отдельные словесные находки и метафоры можно выписывать в словарь словесных находок и метафор — вот, например, про черную мэри, про печень политзаключенных, про сирены копов и мачту, про Ницше… И так далее. Структура у рассказа довольно четкая, с завязкой, кульминацией, всем-чем-положено, разве что в конце все немного ускорилось и заверте. Все условия дуэли соблюдены, и в достаточной мере для того, чтобы придраться было трудно. Благодарю за текст. Добавлено через 40 с. Цитата(Обоснуй) Это что значит? Голос не отдан никому? Да. Я приняла эту ничью. Если бы в итоге это был решающий голос, попросила бы выбрать. Добавлено через 3 мин. 59 с. А теперь отзыв от судьи, кого я давно хотела бы увидеть в дуэлях, но не решалась. Опять же спасибо Проводу, она сегодня с нами))) Начну с того, что... хотя, пожалуй, пронумерую впечатления/наблюдения
1.
При выбранных сюжетах и сеттингах оба рассказа кажутся переводными.
2.
Так тема дуэли НЕ ПРО БОГА??? Я зашла глянуть площадку только сегодня, уже обдумывая отзывы и УДИВИЛАСЬ. Вот это вас, ребята, понесло от «Доброго вора». Я совершенно искренне думала и была на 146% уверена, что там что-то библейское в теме. Не удержусь от «а однажды у нас в оркестре» истории - однажды на «грелке» была тема про зайцев, что ли, так на нее совершенно разные авторы, не сговариваясь, написали три разных истории про эльфов, холмы, Благие-Неблагие дворы и вотэтовсе. Вот как, как, а? Но трое из 150 – это все же другой расклад, чем двое из 2.
3.
Рассказы настолько разные, насколько это вообще возможно.
Первый прочитанный = спокойная, медитативная «история божественных игрушек», хороший вечный сюжет, изящно кусающая себя за хвост структура, много интересных наблюдений взрослого, сильного автора за особенностями преломления добра и зла в человеческих душах. Красивая графика и хорошее, едва заметное музыкальное сопровождение.
Второй прочитанный – ааа! Взрыв! Удар! Кровища! «догма убивает билла убивает американских богов». Очень стильно и громко и круто, по глазам, по мозгу, по нервам. Офигенная хореография и музыка - аж в диван вжимает.
4.
Итого – выбор, конечно, был очень непрост, обе авторские позиции мне дороги и понятны, но мне сейчас, в данной стадии жизни, пожалуй, более близки жалость и смирение, нежели бой и протест.
Голосую за «Разбойничью мистерию».
Оба рассказа очень круты, богаты деталями, аллюзиями, метафорами и вложенными смыслами, и оба я буду перечитывать. Спасибо, милые авторы. Добавлено через 11 мин. 55 с. Ну а теперь отзыв от того самого инкогнито, которого я очень рада затащить в нашу тусовку))) пусть пока только для судейства в дуэли, но я очень надеюсь, что этим дело не ограничится. Сейчас будет МНОГАБУКАВ.
Простите.
Тем, кому лень читать, предлагаю не тянуть кота за яйца и пройти в конец текста. Там есть краткое резюме.
* * *
Начну с того, что я – новичок на Пролете. Когда согласился «журить», боялся, что решение будет сложным. Я не умею выбирать. У меня не бывает ОДНОГО фаворита, о каком бы ивенте ни шла речь. Какая-то премия? Евровидение? Рэп-баттл? Окей, мне нравится вон тот чувак, и тот, и вон тот, и этот, и еще те двадцать! Они, ззззараза, все разные, как между ними выбирать?!)
И я не выбираю. Люблю всех подряд.
Боялся, что это станет проблемой на дуэли… но не стало. Принятое решение – одно из самых простых в моей жизни.
Наверное, стоит поблагодарить за это авторов.
* * *
«Джуди была настоящая Поллианна, неунывающая
и восторженная. Самая счастливая из всех жертв,
полная искренней любви ко всему сущему.»
КОЗЛЫ
Литературные дуэли похожи на рэп-баттл сильнее, чем кажется. Например, и там, и там приходится гуглить. Особенно если автор дрочит на термины и неймдропинг, а ты – необразованное бревно.
Итого: я – бревно. Мне пришлось гуглить, кто такая Поллианна. Но это неважно. Важно то, что автор «Козлов» лабает как боженька. О-о-ох, сколько цитат мне хотелось ухватить, вытащить и рассмотреть, повертев под лампой, как какой-нибудь драгоценный камушек! Будто я разбираюсь в камушках.
«Надо было разбить ей сердце, Аз. Испортить настроение на целый месяц. Но Джуди до самой смерти оставалась омерзительно счастливой, а полиция, конечно, приехала не через полчаса, да и не полиция, и совсем не из Балтимора.»
«И пёс Коэнов Джефф не вылез из своей конуры, значит, снотворное подействовало. Ох, как бы он сейчас пригодился. С виду увалень, но domini canes есть domini canes. Даже мопс Господень может быть смертоносен.»
«Мозг Сьюзан — словно вордовский файл в режиме правки, который бесконечно футболят между Департаментом Счастья и Отделом Реальности.»
Боже, автор. Боже, боже!) У вас такое мышление, что в ваш мозг хочется потыкать. Это как… как погладить дельфина. Бестолковое, но очень приятное действие. То, как вы складываете метафоры, как выбираете эпитеты, как живо, резко и смачно пишете диалоги – даже там, где персонажи молчат – дорогого стоит.
При этом я долго читал название текста, как «кОзлы». И был уверен, что речь пойдет именно о кОзлах, а не козлАх. Почему? А хз. Видимо, мне в организме не хватает мозгов рассказов про кОзлы.
Тут много деталей. Лейтмотив «любила ли она Бога»; одалживание «опыта»… Формулировки-пощечины – такие классные, что аж дергаешься. Дрыгаешь задней лапкой от кайфа.
«Ну, её вниманием ты завладел. Лучше бы её вниманием владела дорога, но ладно уж, продолжай.»
«Машина делает ещё один круг, и ещё, и ещё. Но это только кажется, что мы топчемся на месте. Мы едем из мира, где Авраам зарезал барашка вместо своего сына, в мир, где барашки совсем не котируются.»
«Надеюсь, ты не особо зачитывалась Библией, Сьюзан. Потому что этот их Бог даже не ветхозаветный. Он ветхозаветный плюс. Лимитед эдишн.»
Я, наверное, половину текста могу перецитировать. Так что остановлюсь.
Соответствует ли рассказ теме дуэли? Да. Лично мне тут хватило и гротеска, и физических изъянов, и добрых киднепперов. ИМХО – триллера не додали… хотя мне в последнее время трудно пощекотать нервишки. Там уже… гитарные струны, хоть медиатором долбай. Сколько триллера не залей – всё будет мало.
Всё ли мне понравилось? Нет. Пожалуй, не все. Автор так дерзко и самобытно стартовал, что не вывез до конца. Начало текста взяло мою кукуху и перевернуло с ног на голову. Но в какой-то момент сюжет начал казаться вторичным. Не «кажется, плагиат», упаси боже! Скорее – «кажется, я уже видел нечто подобное». Повеяло сверхами; потом – Джоном, который в финале так спойлерно и предсказуемо умрет. Под конец из всех щелей поперли американские боги.
Вот тут. Чувствуете?
«Культов и конфессий — как грязи, и поди разберись, кто чьи чеки обналичивает там, наверху.»
Впрочем, все уже украдено до нас. Не представляю, как нужно извернуться, чтобы выдать АБСОЛЮТНО уникальный текст. Что ни придумай – оно будет напоминать разом тридцать сериалов, пятнадцать книжек и один подкаст.
Закончил автор на ноте «ничерта не понятно, но очень интересно». Я был настолько впечатлен, что подсунул текст своей вредной и эстетствующей второй половине. Половина одобрила. И даже некоторая потеря самобытности её не смутила.
Итого: потрясающий текст, резкий, горячий, пышущий такой энергетикой, что аж с ног сбивает. Я рад, что смог его прочитать.
Спасибо автору.
* * *
РАЗБОЙНИЧЬЯ МИСТЕРИЯ
Формулировка «добрый вор» толкнула обоих авторов в религиозную тематику. Иронично, что религия сегодня так прочно ассоциируется с воровством.
Читал долго. Брал паузы на «подумать».
… подумать о том, почему имя «Лонгин» звучит так знакомо, а словосочетание «копье Лонгина» будоражит смутные и приятные воспоминания из детства.
Мало того, что я необразованное бревно, так еще и крайне далекое от религии. Да, я реально не знал, кто такой Лонгин. Да, я не был в курсе, что копье Лонгиния из «Евангелиона» – это прямая отсылка к православию. А стоило бы догадаться! Евангелион же насквозь пропитан околоцерковными мотивами! Само собой, «копье Лонгиния» что-то значило и к чему-то отсылалось! И вот спустя кучу лет я узнал, к чему.
В целом, это показывает, насколько вовлекающим и интересным был рассказ. Судьба анимешного копья волновала меня сильнее, чем судьба героев. После дюжины роликов по Евангелиону я вспомнил, чем занимался, и пошел дочитывать.
Слог у автора хороший. Ладный и складный, без помарок. Не хочется вырвать себе глаза – и то слава богу. Но…
… как же это безжизненно!
Автор помнит: эпитеты нужны, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы. И он старательно раскладывает эпитеты по тексту. Сотник – старый. Руки Создателя – теплые. Земля – бренная. Темнота – блаженная. Собачий лай – заливистый… Весь текст меня преследовало ощущение, что автор садился, перебирал все возможные эпитеты и хватал САМЫЙ ПРЕДСКАЗУЕМЫЙ, самый банальный, чтобы у читателя аж скулы свело.
Мне не было интересно. Мне было скучно и тускло. Речь персонажей в тексте – лубочная и безжизненная, словно они зачитывают с листа. В случае марионеток это можно было списать на авторскую задумку (они-де не знают ничего, кроме своих сценариев, и потому так напыщенно и скучно говорят). Но проблема касается всех персонажей!
- Какую тебе?
- Иисуса, конечно.
- Отличный выбор!
Вы там бургеры в МакДаке выбираете?
Ох. Это не аутентичность. Не соответствие духу времени. Это…
«– Верно! – воскликнул Дисмас. С этим яростным выкриком копившееся внутри напряжение наконец-то вырвалось на свободу, хлынуло в окружающую ночь потоком добела раскаленных слов.»
… это – эмоциональный фальсификат. Имитация искренности. Контрафактное горе, фальшивый испуг, поддельная храбрость. Тут всё – неживое. События выглядят так, будто их судорожно высасывали из пальца, потому что автору не хватило 10 тыщ знаков до конкурсного лимита.
Да, случались проблески. Например, очень понравился этот момент:
«– Но я же – не они. А тебе легко говорить: твоя нагота никого не смущает.
– Потому что каждый из них под одеждой наг. Каждый из них под одеждой – я.»
Интересно выглядит библейская параллель со сменой репертуара («их поменять на вас»). Очень жутким и искренним получился момент с Иоанном и дождем. Продрало до мурашек. Но потом автор опять ударился в эмоциональную фарцовку, и мне стало скучно.
Это – вымогательство. ВОТ ТУТ ВЫ ДОЛЖНЫ СОЧУВСТВОВАТЬ ГЕРОЯМ, - говорит нам автор. Ух чо творится! Этого – пополам! Этого – обезглавить! Этого – в огонь! А тут – вообще ад какой-то! Бедная девочка! Бедный дядечка! Все такие бедные!..
«– Это несчастные люди. Мать умерла уже давно. Отец потерял руку из-за несправедливого обвинения в воровстве. Он больше не может работать и потому губит свою бессмертную душу, промышляя разбоем, чтобы прокормить дитя. Разве не видишь, как сильно нуждается во мне сей дом?»
НУ-КА СОЧУВСТВУЙ! - кричит мне автор. А из меня не лезет. Я легко ведусь на эмоции персонажей… когда они есть. Если их прописали, провели алой нитью, а не растыкали по тексту, как флажки. Вот тут, мол, нужно плакать. Вот тут – бояться…
Флажки на мне не работают. Увы.
Еще мешало постоянное сомнение в достоверности происходящего. Пример – злобная зверушка в середине текста. Нам говорят: оно серое; оно почти как собака, но не собака; у него узкая морда и желтые глаза. Люди таких животных не любят и легко с ними расправляются.
Окей.
Так кто же это? По логике – крыса. Опять же – крысу можно завалить игрушечным копьем. Но а) крыса не раскусит деревянную куклу напополам, б) у крысы по определению нет клыков. А у этого зверя – есть.
«Зверь навис над сотником, клыками схватил его за голову в украшенном плюмажем шлеме и принялся яростно трясти из стороны в сторону»
Ладно. Кто может махом перекусить деревяшку? Ну… возможно, ондатра. И то не уверен. Но ондатра – тоже грызун, что возвращает нас к крысино-мышиной проблеме. Клыков нетути, есть только резцы и моляры. Может, это лиса? Так нет же, серый мех! Может, волк? Волка не завалишь зубочисткой… Короче, я так и не понял, что это было за животное.
Если кто-то догадался, какого зверя имеет в виду автор – намекните мне? А если это крыса, то автору стоит быть внимательнее к деталям. И зубам.
Дальше. Оригинальность? Вроде да, а вроде и нет. Идея живых кукол не нова – ее где только не поюзали, от мультипликационного хоррора «Девять» до «Истории игрушек». Соответствие теме конкурса? Ну-у-у-у… Вроде да, а вроде и нет[2]. Автор не был уверен, что одного доброго разбойника и одного калеки будет достаточно. Так что нате вам кучу добрых воров! Нате кучу калек! И вон тут, и вон там, и еще на пол-пяточки! С одной стороны, многообразие трактовок – это хорошо. С другой – все это выглядит поверхностно. Карусель из добрых воров и калек мелькает перед глазами и пытается отвлечь от разбалансированного сюжета, неживых эмоций и грызунов с клыками.
* * *
Простите, автор. У меня нет технических придирок к вашему слогу. Он отличный! Но читать «Разбойничью мистерию» – все равно что щупать труп. Очень красивый и прельстивый, но все-таки труп.
Благо, «Козлы» – не труп. «Козлы» дышат, и автор их дышит, и ты дышишь, аж задыхаешься от того, как это круто. Там есть люди – живые. Там есть эмоции – настоящие. И персонажи там говорят, болтают, кричат – а не натужно читают с листа. Там все дикое, самобытное, про доброго вора и слепого калеку…
Там – сюжет, за которым хочется следить. А не гуглить, отсылкой к чему является копье Лонгиния в «Евангелионе».
Свой голос отдаю «Козлам». Простите, что вел к этому так долго.
|