Я прочитал рассказ.
Ну чо. БАТЯ В ЗДАНИИ.
Регнулся на пролете, зашел в обсуждение «Адажио», полистал… и обнаружил в комментах минимум четырех человек, которые читали
мое гей-порно мои литературные изыскания.
К чему это я?
Да к тому, что я знаю, что такое гей-стори и с какой стороны за них браться. В комментах активно
осуждают обсуждают «авторов с фикбука»; спорят, «фичок» это или не «фичок»; решают, можно ли выхолостить фикбучное порево настолько, чтобы оно сгодилось для пролета. И знаете, чо? Я отвечу на эти вопросы.
* * *
Начну разбор не с рассказа, а с комментариев. Итак:
Цитата(Бледная Тень)
Еще раз: мы на секунду опускаем тот факт, что и Джулиан, и гг - гомоориентированные. Один - балерун, профессия, мягко скажем, не особо брутальная.
Балерун – это профессия, которая по брутальности переплюнет иного слесаря. Вне зависимости от пола, кстати. Балерины – это не воздушные девочки с красивыми ножками. Это ломовые лошади, которые не танцуют, а ПАШУТ; которые с малолетства не знают ничего, кроме станка и изнурительного, граничащего с садизмом натаскивания; которые жертвуют ногами, суставами, связками, спинами; которые терпят боль так легко и непринужденно, словно у них все нервы атрофировались.
Так что – камон, давайте не будем заикаться про «гомоориентированность» балетных танцоров. Любая «нежная балерина» - втрое больший мужик, чем среднестатистический футболист.
Цитата(Бледная Тень)
Нет, тексты, которые были написаны СПЕЦИАЛЬНО для того сайта, нереально выхолощить для пролета. Ибо там чаще всего львиная доля сюжета завязана на том, что кто-то нарушает закон о пропаганде гомосексуализма или насилует кого-то.
ОХ УЖ ЭТИ ОБОБЩЕНИЯ))
Разброс тем на фикбуке катастрофически широк. Есть там и по любви, и по ненависти, и по-хорошему, и по-плохому, в любом сеттинге, в разных обертках. Я с фикбука, и у меня в текстах нет ни юношей томных со взором горящим, ни соплей, ни дохера романтизированных изнасилований.
Ладно, одно есть. Я был лошарой и не ведал что творю. Я специализируюсь на НФ, альтернативных вселенных, экшне, криминале, постапе и хорроре. Видит бог, если б среди тэгов хоть где-то значилось «фэнтези», мои рассказы можно было бы кидать на пролет, не глядя.
Потому что фикбук фикбуку рознь. Кто-то пишет нежную махровую порнушку. Кто-то лабает хардкор. Кто-то активно строчит джен или гет. Откуда вообще взялось заблуждение, что фикбук – это царство гейщины?)))
Короче, давайте не обобщать.
Тексты на фикбуке – разные.
Авторы на фикбуке – разные.
Фикбучные рассказы можно элементарно подогнать под пролет, если они соответствуют главному требованию – фэнтези-тематике.
И да – этот рассказ отдает фикбуком. Но не потому, что в нем геи. Этот рассказ отдает фикбуком, потому что а) в языке автора есть сложности, которыми страдает ряд авторов с фикбука; б) автор использует одну из популярных там сюжетных схем. «Один герой – в мафии, другой под него копает. Они влюбляются». Таких заявок на фикбуке – пруд пруди. Я сам использовал этот шаблон пару-тройку раз))) Он клёвый. Особенно если делать упор на сюжетку.
Проблема не в том, что это ПЛОХОЙ шаблон. И не в том, что фикбук (и сравнение с фикбучным чтивом) – это стыдно и обидно для автора. Нет, это не обидно) Если текст хороший.
Но в «Адажио» есть проблемы, и связаны они отнюдь не с ориентацией ГГ.
* * *
Перейдем к тексту.
Гоблин в начале ветки правильно сказал: гей-стори нужно оттачивать. Отглаживать до блеска, потому, что гей-стори на конкурсах оценивают более дотошно, чем джен или гет. Проверил на собственной шкуре. Мелкие косяки, которые простят гетному тексту, тут вывалят под лозунгом «я ничего не имею против геев, но ПОСМОТРИТЕ, как плох этот текст!»
Пишете гей-стори? Значит, пишите его так, чтобы придраться было не к чему)) Чтобы не_гомофобы оценили его по достоинству. А гомофобы локти себе кусали, потому что автор не оставил им поводов для критики.
Не должно быть плохоньких эпитетов и метафор, слабого фактажа, сюжетных штампов… проблем с запятыми, в конце концов! А в «Адажио» всё это есть.
Автор, пожалуйста, найдите матерую бету, которая сможет привести текст в порядок. Не разрушить то, что вы создали, но подчистить, подрихтовать, стесать заусенцы.
Что не так с эпитетами и метафорами?
Всё не так.
«Зал всколыхнулся, как нива, затрещал аплодисментами»
«Он шумно выдохнул, словно паровой котёл»
«Как кузнечные меха, шумно вобрал в себя воздух»
… и многое, многое другое.
Большинство описаний в тексте выглядят не атмосферно, а обескураживающе. Понимаю, автор пытался избежать штампов… но не нужно лезть при этом на потолок. В погоне за оригинальностью вы не вписались в поворот и размазали себя по отбойнику.
В те моменты, когда автор не пытается мудрить, наружу лезет звеняяяящая пошлость(с). Джулиан то спит как котенок, то прыгает как кот… в то время как котячьи сравнения устарели лет на пятьдесят.
Неужели между банальностью и чрезмерностью нет чего-то среднего?
Есть, есть! Просто нужна бета, которая сможет аккуратно и без агрессии указать автору, какие сравнения в его тексте – ок, а какие – не ок.
Сильнее всего проблема описаний видна, когда автор описывает Джулиана. Вот тут – реально беда. Причем беда фикбучная. На фикбуке есть отдельная прослойка текстов, которые страдают от сверхбанальных, сверхшаблонных и сверхскучных описаний. Любой герой там, в какого не ткни – «точеный и резкий», «слишком изящный», «легче птичьего пуха». Такой герой – «лёгкий как кот», «твёрдый как лёд», «белый как снег» и «прекрасный, словно мраморная статуя». У такого героя – «серые как пасмурное небо глаза», а «взгляд колкий, как мороз поутру».
Все это – типичный персонаж… не фикбучного чтива, нет. Повторюсь: в выражении «фикбучное чтиво» нет ничего дурного.
Это – типичный персонаж ПЛОХОГО фикбучного чтива.
Таких «морозных принцев» на фикбуке – рубль штучка, пять рублей кучка. Если автор не хочет, чтобы его рассказы фонили ширпотребом – ему нужно работать над персонажами. Выбросить шлак в виде банальных описаний. Отказаться от сравнений типа «белый как снег» и «прекрасный, словно мраморная статуя». Это не значит, что я сам не юзал сравнения со снегом и мрамором. Но я… по крайней мере, искал, как это сделать нешаблонно. Как подобрать такое сравнение, которое не пришло в голову миллиону авторов до меня.
И еще: не стоит делать героя идеальным. Найдите минусы в его внешности. Некрасивые складки у рта. Рытвины от подросткового акне. Белесые брови и ресницы, которые делают белокожих и беловолосых чуваков бледной дохлой молью. Может, что-то странное в мимике. Какой-то жест. Нелепая деталь в одежде. Что угодно! Даже безупречно красивая статуя может быть отталкивающей. Потому что в статичной отретушированной красоте есть что-то мертвецкое. Потому что человек может быть красивым, когда смеется, но уродливым, когда плачет или нервничает.
Так выглядят живые люди. Этим они отличаются от шаблонных мартисьюх.
Расово-элементальное деление – это не что-то новое и шокирующее… но все же отмечу интересную находку с «расизмом». Жаль, что автор не добавил в текст больше таких деталей.
Не обязательно выдумывать самобытные расы, чтобы уникализировать текст. Даже из банального сеттинга можно выжать что-то стоящее – благодаря деталям, традициям (разным для разных рас), особым приспособлениям, предметам, терминам, блюдам, религиозным тонкостям, особенностям общения… ругательствам, в конце концов! Не привычным «земным» ругательствам, а характерным только для этого мира.
Если каждый человек – элементаль, это должно влиять на окружающую действительность. Например, на архитектуру, потому что туманники, воздушники и прочие могут обустраивать себе гнездышки, каких не бывает и не может быть в нашем мире. Это должно влиять на одежду, чтобы огненные ребята не сталкивались с такими казусами, как подгорающая рубашка. Наверняка появится жесткая расовая стратификация (цель которой – безопасность, потому что одним опасно и больно контактировать с другими). С развитием технологий могут появиться приспособления, допускающие контакт воздушных элементалей с земными, огненных с ледяными и т.д. – чтобы можно было потрахаться без последствий. А не лежать поутру, ожидая, когда затянутся волдыри. Наверняка такие контакты будут осуждаться религией (религиями?) и обществом, но прогресс не стоит на месте, двадцатый век, епта, не в средневековье живем!
Возможно, в таком мире раньше, чем в нашем, появились бы средства контрацепции… потому что они тут ЖИЗНЕННО необходимы. Особые мази, чтобы можно было и партнеру подрочить, и с каким-нибудь болотником поздороваться за руку, не огребая при этом волдырей и дискомфорта. Возможно, развилась бы культура секса в одежде, чтобы не травмировать партнера и себя. Появились бы позы, рекомендованные для межрасового контакта… Доггистайл, епта! Подключились в стратегически важных местах и погнали(с). Чтобы не было такой жести, как у ГГ. Ей богу, если у тебя от секса голышом на всем теле вспухают черные волдыри, то С ЭТИМ НУЖНО ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ. Не будет у тебя ни стояка, ни страсти!))) Это ж не царапки на спине, это… трэш какой-то.
Подобные вещи нужно продумывать. Создали сеттинг? Тогда «эволюционируйте» под него мир! Продумайте детали. Сбалансируйте систему, чтобы не получалось, что холодная вода причиняет огненному Хью боль, а пивко – норм, годится. Что Джулиан – весь такой ледяной мальчик, от трения «подтаивает»… а потом берет и кутается в плед во сне. Чтобы что? Согреться и растаять окончательно?)
И да: разрывание одежды перед сексом – это клише, которое опостылело всем даже на фикбуке. Фу-фу так делать, автор. Особенно если контакт голых тел чреват физическим ущербом и страданиями.
Физиологическую несовместимость пары можно было красиво обыграть. Показать, что они ДЕЙСТВИТЕЛЬНО не могут быть вместе. Что каждый поцелуй – это обугленные губы. Что обнажение – это нечто сакральное, потому что на обнаженного партнера можно только смотреть. Что прикосновение – обдуманное, взаимно одобренное – причинит боль и неудобство, но пара ВСЕ РАВНО пойдет на это. Потому что хочет. Потому что с ума сходит от голода, от зависти к тем парам, которые МОГУТ прикасаться друг к другу. Пусть не секс будет актом любви. Пусть им станет обычное прикосновение – когда ты кладешь ладонь на чужое тело и держишь до тех пор, пока слезы от боли не начнут катиться. Потому что это – важно. Потому что сила притяжения настолько велика, что ты не можешь терпеть, и хочешь прикоснуться к любимому человеку хоть пальцем.
Какое безумное напряжение, какой внутренний конфликт можно было сюда загнать!
Но автор этого не делает. Несовместимые элементали просто взяли и потрахались… чтобы потом размышлять о своей несовместимости.
Автор объявил героев обреченными возлюбленными – но камон, это не Ромео и Джульетта. Их несовместимость объявлена исключительно на словах. Они пламя и лед, они ФИЗИЧЕСКИ ОПАСНЫ друг для друга – но вот они трахаются, и ничо, никто не помер. Они – плохой парень и хороший. Но пара фраз – и Хью виляет хвостом, никак не ставя под вопрос действия Джулиана, его реакции, его «самадуравиновата», брошенное в адрес пострадавшей девушки, и т.д. Что это – слепая любовь, которая лишает Хью критического мышления? Или (что вероятнее) плохо прописанный конфликт? Автор не хотел конфликт, чо вы пристали! Автор хотел любовь.
Только любовь – не повод спускать все на тормозах.
Да и потом – откуда взялась любовь?
В комментах уже гарцевали на коняжках и тыкали друг в друга копьями, выясняя, нужна тут гей-линия или не нужна. Имхо: не нужна. Если заменить Джулиана на Джулию, не поменяется НИ-ЧЕ-ГО. Подумайте об этом.
Джулия точно так же будет отираться в компании мафиози. Джулию точно так же будут поить шампанским и лапать за жопу, в то время как её менее удачливую товарку завалят на ближайшем диване. Джулия точно так же будет вожделеть к другу детства, оберегать его от «начальства», хватать за руку при всех. А потом – Джулия вступится за возлюбленного, подняв пистолет и трижды нажав на курок.
То, что Джулия оказалась Джулианом, ничего не меняет в сюжетном смысле. Возможно, меняло бы, если бы Хью был старой закалки и пытался выкорчевать из себя «неправильное» чувство. Но нет, ему норм. Возможно, это имело бы смысл, если бы история разворачивалась на фоне тотальной гомофобии, гонений и страха. Но Джулиан берет Хью за руку при мафиозных боссах – и ничего не происходит.
Пара не противостоит обществу. Не сражается за свою любовь. Не страдает от проблем с принятием себя. Более того: их тяга друг к другу не имеет никакого бэкграунда. Ну, типа, засосались и все. Как увидели друг друга, так и втрескались.
Какой бэкграунд я имею в виду? Например, историю из детства, когда они УЖЕ испытывали тягу друг к другу, но не могли ее реализовать. Не понимали ее, отвергали ее! И Хью в отчаянии сделал то, что сделал – чтобы не стать пидором, скинул всё на Джулиана. Ату его, ату!
Это было бы… логично. Больно, грустно и похоже на правду. Страсть, которую они не смогли реализовать лет в пятнадцать, созрела и выплеснулась.
Но в тексте на это – ни намека. Они дружили в детстве, потом перестали дружить, потом встретились и потрахались.
Я осуждал «Край», потому что там во всех кустах рассажено по пианисту. Но автор «Адажио» решил не париться с кустами, и скинул на меня из воздуха целый оргАн. Так дела не делаются. Я не ставлю крест на любви с первого взгляда – но прописывать ее нужно глубже, умнее, психологичнее. А не торопливо запихивать двух людей в койку.
Стерпится – слюбится, епта.Потому так смешно прозвучала фраза «Я чувствую – ты отдаляешься от меня!». Господи. Да они и не сближались! Не было этого в тексте!
Написать любовь – горячую, жадную, с первого взгляда – не так уж просто. Особенно если она зиждется на конфликте. И единственное, что я могу посоветовать автору: каждый раз обдумывать, почему герои должны быть вместе. Чисто ради гей-секса? Нееееетушки, это не мотив. Почему Хью влюбился? Что он чувствовал к Джулиану в детстве? Что почувствовал сейчас? Что его бесит, что восторгает, что доводит до исступления? Он может и сам не понимать, почему влюбился – но пусть тогда он задает себе этот вопрос! Пусть злится на себя, на свое слабое тело, на свою дурацкую природу.
Пусть он ломает голову над вопросом, кто такой Джулиан. Хороший ли он человек? Правда ли то, что он рассказал про Лию, или стигматизация жертвы – это как-то не ок? Тусовался ли он с богачами по доброй воле, или его насиловали? Был ли он жертвой, или ловко выдавал себя за жертву? Как так вышло, что он легко и изящно перестрелял биг босса и его припевал? Почему он после массового убийства отлично себя чувствует и строит карьеру, а не бухает, отхватив жесткий птср?
Вопросов – миллион! А Хью, развесив уши, всему верит и плывет по течению.
Будь это авторской задумкой, получилось бы неплохо. Можно было прописать, что Хью настолько ослеплен любовью, что повелся, как ребенок. Но этого нет. Джулиан – душка. Вопрос закрыт.
Было бы интересно, если бы Хью, руководствуясь свей детской виной, начал осознанно спускать Джулиану все грехи. Видел бы их – и закрывал на них глаза. Умер бы, искупая то «предательство» – неизмеримое, несопоставимое с тем, что наворотил сам Джулиан. Проступок Хью – маленькое детское предательство. Проступок Джулиана – разрушенные жизни и бог знает какая роль в мафиозном бизнесе. Но вина – старая, заскорузлая вина, которая годами точила Хью изнутри, - уравняла бы всё.
Но в данном случае ГГ – наивный дурачок, который ни черта не выяснил о своем возлюбленном. Никак не повлиял на сюжет. Не написал статью. Не помешал тому, чтобы статью написали. Не вывел никого на чистую воду. Просто побыл статистом, поболтался в цепях и умер.
Детективная составляющая текста тоже хромает. Весь «компромат» яйца выеденного не стоит. Особенно для людей со связями. Ну, выпустила бы газетенка материал о том, что мистер Уорм (миллиардер, плейбой, филантроп) закатывает тусовки с наркотой, и кого-то на этой тусовке изнасиловали. Мистер Уорм погрозил бы газетенке пальцем и потребовал публичных извинений. Потому что он (миллиардер, плейбой, филантроп) никогда ничего подобного не делал. Все это – поддельные фотографии и происки конкурентов, а сам он жертвует миллионы на благотворительность и любит балет. А бабенка эта и вовсе – продажная сучка, которая шляется по дурным компаниям. Ай-яй-яй! Но мистер Уорм, конечно, ее не осуждает. Бедная девочка. Он даже поможет ее семье.
И все. Скандал замяли бы за пару недель.
Сюжету не хватает фактажа. Глубины. Проработанности. Взявшись за мафию, нужно было тщательно все продумать. Чем этот компромат опасен для биг босса? Почему скандал не получится замять? Как вышло, что Джулиан в конце просто взял и перестрелял всех мафиози?.. Для человека, который впервые держит оружие в руках – задачка еще та.
Момент с появлением Лии – хороший. Одергивающий. Пожалуй, самый яркий в этом тексте. Не исключаю даже, что более яркий, чем смерть ГГ в конце.
И это – единственное, что мне действительно запомнилось.
Я…
… простите, автор. Я не испытываю к вам неприязни. Более того – мне хотелось бы, чтобы гей-тему перестали воспринимать, как нечто болезненное. Или экзотичное. Или вызывающее. Но для этого писать ее нужно крепко. Так, чтобы никто – ни одна живая душа, - не усомнился в том, что это любовь. Что этим парням важно, жизненно необходимо быть друг с другом, и это не юношеская блажь, не дань моде, не глупое заблуждение. Это – их природа. Так бывает.
В остальном мои советы можно свести к простому «работайте». Работайте над сеттингом. Работайте над описаниями. Отбросьте штампованные сравнения и ищите новые. Тщательно продумывайте детективную линию. И… удачи вам)
Пусть ваш следующий рассказ будет в десять раз круче.