Здравствуйте, автор!
Прочитал рассказ. Идея впечатлила. Колонисты жили на планете, обращённой к своей звезде одной стороной. Селились на линии терминатора. В результате катастрофы то ли наклон оси, то ли скорость вращения изменилась. Теперь на планете стала происходить смена дня и ночи, причём на дневной стороне было жарко, как на Венере, а на ночной холодно, как на Марсе. И колонисты, чтобы выжить, вынуждены постоянно перемещаться за линией терминатора. По планете едут огромные поезда, в которых живут люди. Техника изнашивается, для выживания приходится отцеплять последние вагоны. Соответственно, элитой становятся те, кто случайным образом оказался ближе к голове поезда. А на орбите есть космические корабли и все могут спастись, но начальник поезда не собирается спасать людей, потому что тогда лишится власти. Возникает множество вопросов. Автор пишет, что на дневной стороне отсутствует атмосфера. Куда же она девается? И откуда снова берётся, когда эта сторона становится ночной? На линии терминатора из-за перепада атмосферного давления должны дуть просто ураганные ветры, но их нет. И с пропитанием не всё ясно, хотя этот вопрос автор пытается решить.
Не важно. Мог бы получиться замечательный постап. Могли бы кипеть страсти, и плестись подковёрные интриги, и разворачиваться эпические битвы с монстрами.
Но ничего этого нет.
Автор слишком много хотел сказать читателю. И про природу власти, и про бездарность элит, и про ошибочность выбранного в начале двадцать первого века курса и про многое, многое, многое ещё. И в центре рассказа совсем другой поезд, такой, который может ездить через пространство и время. И герои рассказа сами путешествуют на этом поезде и всё время разговаривают. Разговаривают друг с другом, но слова произносят для читателей. Примерно вот так:
Цитата
- Я знаю, - опять отозвался Толик. - Планеты у далеких звезд, на которых условия позволяют иметь жизнь, назвали суперземлями, так как они все обычно намного больше Земли. Полного аналога нашей планете нет, поэтому понятно, что видно, что жизнь на Земле развилась целенаправленно: открытия в астрономии начала XXI века это позволили узнать. Потрясения в политике и экономике рубежа веков, известия о звездах шоу-бизнеса и прочие новости заслонили от многих важный прорыв в изучении космоса благодаря открытию способа затемнения звезды, стало возможным в телескопы наблюдать планеты у звезд; ранее их мешал разглядеть яркий блеск звезды. Так и были открыты суперземли.
Или вот так:
Цитата
Костя задумчиво протянул:
- Как бы объяснить короче. Поймёшь не из средневековья, поди. После десятилетий развала экономики и нравственности развала, который происходил по всей Земле, мы поняли, что человечество не сможет воспроизводить себя прежними методами. Чтоб спасти наследие людей, их культуру, нравственность, и что немаловажно, здоровую физиологию, ученым пришлось создавать изолированные поселения для тех, кто сохранил в себе здоровые качества души и тела. А еще лучше переселять их на другие планеты.
Вениамин с печальным вздохом остановил объяснения Кости:
- Но вот тут и оказался подвох. Власти упустили из виду такой фактор, как отбор людей точнее, честность отбора, проводимого экспертами. По традиции, усилившейся в провинции к десятым годам, на блатные места толкали своих людей, какими бы низкими способностями они ни обладали. То же самое получилось и при выполнении программы заселения экзопланет. На места руководителей внеземных колоний вместо действительно одарённых людей, отборщики затолкали своих ставленников. Системы отбора изначально оказались неэффективны: в роли отборщиков нередко оказывались люди, поражённые вирусом местничества и коррупции. Но в еще большей степени такие системы показали свою неэффективность в маленьких сообществах. Их дали организовывать прогнившему сообществу, испорченному блатом, - бубнил под нос Вениамин.
Герои неотличимы друг от друга, их цель высказаться. И это, честно говоря, утомляет. Надежда на то, что всё станет поинтереснее, когда появляется планета с убегающими от солнца поездами, рушится. Потому что эта странная планета, лишь иллюстрация к мыслям автора. И описывает ситуацию на планете сам начальник догоняющего сумерки поезда. Мы слышим, но мы не видим, не чувствуем. Это своеобразное интервью.
Тот случай, когда автор хотел сказать слишком многое, но сделал это слишком прямолинейно. Ну, как вышло, так вышло.
Автору спасибо и успехов!