(меланхолично) на деле я до сих пор не определился, плохо это или хорошо, когда фантдоп очевиден на старте. Здесь, скорее, не слишком хорошо, потому что уж очень стандартные приёмы используются для создания картинки. Ну то есть, старт, а нам сразу: это рассказ с оживающими картинами без оригинальных моментов. Никакой тайны, никакого саспенса, соответственно, не получается, потому что оно - многократно использованное клише. Особенно больно это бьёт на конкурсах, замечу, потому что просто читатель и внимания не обратит скорее всего, а мы тут и зажрались, и глаз замылен стандартными ходами. Ну ок, допустим. В конце концов, всё это определяется нюансами и реализацией, историей подложки и одновременно - внешней историей. Просто: ведь будут сравнивать, неизбежно, с другим конкурсным или вон с "Лезвием сна" де Линта. Поэтому, если берётся стандартный фантдоп, лучше бы изначально придумать какую-то именно свою фишку. И не что-то чисто внешнее вроде цветочка, а поглубже.
Ладно, это в конце концов отзыв, а не перечень снобских тараканов.
Первое слово, которое приходит на ум и во время, и после чтения: недоделано. Ну правда же. Здесь сразу несколько линий, и ни одна не доведена до ума. Например, страх этот - сама идея страха завистливого вполне мила, но хоррор здесь странен и одноактов. Он начинается зачем-то со очень схематичного сна - я понимаю, что это скорее было задумано как демонстрация произведённого картинами впечатления, но получилось как прелюдия к мистическому ужастику. Продолжается саспенсом в виде погони, которая заставляет предположить, что мы читаем именно ужастик... а потом быстро сливается исключительно самодовольным монологом героини. К слову, если этот страх даже не умеет отрубать пальцы противнику шпагой и в целом копия Марка - чего его так боялись-то? Не играет честно? Так до появления героини в картинах у него и возможности такой не было. Но ладно, не суть. Главное, что этот страх изгоняется, а у нас только две трети рассказа, хм. То есть, вся эта арка в один акт - просто цементировала отношения героев, хм. Маловато будет. Более того, бегут они для того, чтобы "найти подходящее место", но место в итоге не играет никакой роли кроме декоративной. Или девочка только в доме его не боится? С тем же успехом можно было остаться на месте) И это на самом деле проблема - нагнетение есть, а в итоге пшик. И пусть он любопытен формулировкой, но героиня НЕ выглядит тут независтливой, простите, а весь нагнетаемый страх, как только показывается, вызывает лишь пожатие плечами. Трость против шпаги - и всё? Не очень жутко, правда. Так что мистикохоррор с тварью закончился ничем, и даже не очень понятно, зачем он был, если такой эпизодический.
Любовная линия. Вот тут, конечно, дико интересно мне, осознанно это или нет, но. Марк говорит очень интересную вещь:
Цитата
Я иногда думаю, что своей картиной Лашанс изгнал не только собственный страх, но и всё тёмное из меня. Я изменился с тех пор, стал таким - добрым, немного наивным.
пофиг на искусство, с точки зрения девочки он по сути говорит, что неполноценен. Был сложнее, чем стал. И какая реакция? Да никакой, об этом вообще никто не думает, зато девочка уцепилась за искусство. А мне - сиди и думай, играет на героиню, что она полюбила такое вот существо, или против героини, потому что она об этом не задумалась?
Впрочем, больше ничего интересного в линии нет, потому что оно крайне предсказуемо именно по развитию чувств. Не в последнюю очередь благодаря диалогам, которые заявляют всё прямо. Ну а итоговое решение героини выглядит, конечно... очень поверхностно, но, наверное, это в рамках жанра. Или нет. В общем, оно очень серьёзная, а отношения и героиня выглядят очень поверхностными. Даже вот это вроде бы логичное:
"Ты снова начнёшь рисовать." - мне не очень понятно. А зачем? Человек сказал, что его это больше не интересует. Это она его уже под себя переделывает? Та, которая себя называла серой мышью? Не тянет на грызуна-то. А уж уход за ним...
"мне не о ком жалеть в этом мире" - ок, ты - героиня, у которой проблем-то по виду нет, не смогла себе выбрать компанию, не имеешь друзей, любимого дела, учёбы, даже хобби. Уже так себе описание, верно? Жалеть об уходе такой не получается, конфликта в этом нет, потому что и впрямь - она даже не думает, каково провести вечность - сколько там холсты истлевать будут? - с единственным человеком, у которого всего жизненного опыта - лет двадцать. Где по сути нечего ДЕЛАТЬ. А ведь вы, признавшись в любви, друг друга вообще не узнали - я, как читатель, вас не узнал... и это на самом деле грустно, потому что ход-то серьёзный - попросить вписать себя в картину. Но отсутствие глубины и рефлексии всё портит.
Искусство, к слову, тоже в основном дано общими словами, а момент с живыми мирами и оживающими чисто по механике довольно странен, потому что предполагает, что недооживлённый художником мир всё-таки может смотреть наружу и что-то соображать и чувствовать. Мне кажется, это уже удовлетворяет условию жизни) Но допустим. В любом случае описания картин и ощущений от них - ну, не очень увлекательно, а места занимает много. Теоретически оно используется для нагнетания ужаса к той погоне, но мы ведь уже знаем - хотя бы с цветка, даже если не читали ничего иного - что речь о живых картинах. Будни художников - рассказываются, причём спокойно так, тоже не очень увлекает. В итоге хочется пролистать до интересного. А могло бы быть хорошо - не стандартными ощущениями и простыми штрихами. Да, знаков бы ушло больше, да, ПРОЦЕСС рисования в кадре сейчас вообще не играет, и это тоже пришлось бы менять, чтобы хоть разок показать страсть, но... стоило бы, мне кажется. Сейчас сюжет, что не очень хорошо, строится вокруг картин, но искусства - чувственности его - в тексте практически нет. Или вовсе нет.
И, наконец, линия из прошлого. Начинается она с обычного умалчивания (ну вот зачем Марку говорить "мы были близки", да ещё дважды, намекая на яой, вместо простого: "Дорогая, он - мой отец"?)), продолжается открытием, заканчивается монологом злодея и хэппи эндом. Это, наверное, самая цельная линия произведения, но она дана очень штрихами, а в конце просто проговаривается вслух. Здесь проблема в том, что этой историей меня как-то не заинтриговали. Потому что суть уже известна была, а причины и механика... они тут по сути просто бог из машины. Просто случилось. А потом ещё просто случилось, потому что чёрт его знает, как оно работает, и почему любовь работает так выборочно и только один раз)
История самого Марка, его личность просто отсутствуют. Там такие штрихи, что и человека-то толком не видно, только странные поступки и странности вокруг. Лашанс с этой точки зрения гораздо любопытнее - у него есть страхи, конфликты, он трёхмерен, а Марк... он по виду как раз вон то, что о себе говорит. Половинка. Но глубину-то создают свет и тень. В общем, странно, что героиня не просит нарисовать автопортрет самого Лашанса в молодости, если уж её так привлекают художники. И снова, мне дико не хватает рефлексии. Ведь это на самом деле могла бы быть крутая история - но... но. Тут по сути оно даже не на объём, рассказа маловато будет.
Как-то так. Сумбурно, но рассказ тоже сумбурен, в этом и проблема) Его бы уплотнить, упорядочить... Тем не менее, четыре минуса, конечно, перебор, а плюсы вполне заслужены. Да, рассказ сырой, не до конца продуманый в рамках задачи, язык прямо скажем не идеален, но всё же он не так и плох. Читается нормально, местами есть динамика, есть попытки в саспенс, попытки придать героям индивидуальность и глубину - пусть и половинчатые, как и хоррорная составляющая. Просто рассказ, скажем так, не допечён до готовности, разбрасывается. И, конечно, не роман, а мог бы быть :)