Странник
Лорд Хаоса Сообщений: 3012 профиль
Репутация: 552
|
Заминусили такую милую вещицу. Охохонюшки-хо-хо… Итак, о чем речь в рассказе? Разумеется, это не фанфик. Автор показывает нам девочку-подростка, грезящую сказочнвми мирами. И над ее грезами автор с легкой снисходительностью стебется. Это становится ясно после одной из первых же фраз: «Ты совершил что-то такое, что прямо – ух! Открыл Тайную комнату. Открыл Тайную комнату в Запретном лесу. Открыл новую часть Запретного леса в Тайной комнате.» Героиня изображена очень достоверно, со всей подростковой дурью и ветром в голове, что показывается через ее восприятие. Любопытно смотрелось, как она каждого встречного автоматически сравнивает с персонажами ГП. Дальше начинается подкупившая меня игра с читателем в «верю – не верю». Действительно ли Сабонов какой-то там странный волшебник или же он все это выдумал, чтобы заманить девчонку в кино? По началу, кажется, что все по-настоящему. Линейка, конечно, выглядит по-дурацки, да и прядь волос кто угодно покрасить может (в том числе, и линейкой). Но ведь Сабонов эти вещи Лиде показать не старался. Она сама подглядела, преодолевая трудности с проникновением в мужской туалет. Выходит, Сабонов – волшебник. Но когда он начинает нести какую-то странную плохо придуманную галиматью про волшебный мир, начинаешь в этом сомневаться. Сомнения усиливаются, поскольку Сабонов на все проверочные вопросы Лиды отвечает ничем. То есть, волшебства продемонстрировать он не может, поскольку «еще рано». А уж когда речь заходит о кино и невидимых крысах с зеленой линейкой, сомнения в словах Сабонова перерастают в уверенность в его лжи. Я мысленно вернулся обратно, к сцене в туалете. Попробовал приложить к ней другую интерпретацию: вот, мол, глуповатый парень по своей неряшливости потер какой-то там странной линейкой волосы, случайно покрасил их, расстроился по этому поводу и пошел в туалет. Но там его подстерегла одноклассница и застала в непрезентабельном виде. И чтобы не сознаваться в рукожопости он начинает городить ахинею, которая первой пришла в голову (учитывая характер и увлечения одноклассницы). В принципе, все могло быть и так. И это подтверждается именно нелепостью рассказа Сабонова. Разноцветные маги, занимающиеся какими-то странными делами, какая-то непонятная граница миров и т.д. и т.п. И, повторюсь, невидимые крысы с линейкой, которых Лида на сможет увидеть, потому что они невидимые, довершают картину абсурдного подросткового вранья. Сама техника описания подсказывает такую трактовку. Реальный мир дан подробно, живо и с деталями, а псевдомир волшебников изображен какими-то нелепыми кусками, не связанными логикой. Кто-то там летает, кто-то файерболами швыряется, но все заурядно и буднично. Если бы стояла задача на самом деле развернуть волшебный мир, противопоставить его реальному, думаю, автор смог бы сделать его действительно волшебным. Описывать он умеет. И тут поражаешься изобретательной лжи Собонова. То есть, четкую и красивую сказку он с ходу придумать не может, а потому ему не веришь. Но в то же время свое место в этой сказке он обозначает весьма буднично, а само волшебство – прозаичным и не очень-то и желанным. А потому ему веришь, так как наврать можно было бы и поэпичнее, по крайней мере, во всем, что касается лично тебя. И в конце автор, играя с читателем, заявляет, что крысы и в самом деле существуют. Лично меня он не переубедил. Я продолжаю считать, что Сабонов врал напропалую, на манер Хлестакова. Сначала врал, чтобы скрыть некий пердюманокль, а потом разошелся, так как почувствовал, что оппонент на все ведется, и из этого можно дивиденды извлечь (как минимум, списать геометрию). Кажется, что именно в таком прочтении текст звучит лучше всего. Кстати, также интересно было наблюдать за изменением реакции Лиды на Сабонова по мере его разглагольствований. Сначала он вонючка и жирный, постоянно что-то заляпывающий. Потом взгляд Лиды становится все благосколоннее. Это из цикла про женщин, которые любят ушами, и написано очень красиво. Теперь про недостатки. Если автор вкладывал тот смысл, о котором было сказано выше, нужно было бы дать больше зацепок в сцене, когда Лида замечает крашеные волосы и линейку. Также показалось странным, что она так много внимания уделила именно линейке без делений. Что в этом такого уж примечательного? Построение предложений в тексте подозрительное и мешает читать. Например, «Вчера купила на осенней ярмарке – горели огни в виде огромных кристаллов, пахло печёными яблоками, шарлоттками с мёдом, кленовым сиропом.» - части сложного предложения не согласованы между собой. «Опоздал, Марь Васильна пишет замечание круглым размашистым почерком, нахмурив выщипанные брови.» Кажется, после «опоздал» следовало бы поставить точку. В тексте вообще много случаев странной расстановки знаков препинания, безжалостных попыток слепить два предложения в одно. Так много, что я даже выписывать их не стал. Есть проблемы с повторами: «Пасмурное утро стало солнечным к началу географии. Солнце пробивалось сквозь облака, ветер клонил ветки близких деревьев. «Шварк-шварк» – дворники тремя этажами ниже сгребали ослепительно яркие от солнца листья, задевая сухой асфальт». – по «солнцу» в каждом их трех первых предложений – это многовато. «да с квиддичем это не в какие ворота.» Наверное, «ни в какие». И странное употребление устойчивого выражения. В принципе, в устах школьницы так может звучать. Огромный диалог без пояснений и какой-то разбивки читался трудно. Уже после первых реплик перестаешь понимать, кто и что говорит. Это создает впечатление сумбура, который, учитывая характер текста, пришелся почти к месту. Но, все-таки, его было слишком много.
|