Прочитала давно. Пожалуй, это самый насыщенный рассказ из тех, что я прочитала в этом раунде. Насыщенный персонажами. Их так много, что и на целый роман хватило бы. И все такие колоритные, интересные. И не жалко было автору на рассказ их растрачивать?
И сейчас будет многобукв И поскольку история получилась концентрированная, короткий отзыв написать не удалось)
Рассказ необычный и немного загадочный. С одной стороны – история жизни бойкой девушки с необычными способностями, ставшей на глазах читателя взрослой. Но вглядываясь в текст, видишь, как история разворачивается во что-то большее, открываются слои, что лежат внизу причудливого комично-печального мира.
В рассказе интересная атмосфера. Такая и вправду пропахшая ранними 90-ми. Неухоженный двор, брошенные собаки, безразличие. Как о животных думать, если о людях то некому подумать?...
Особенно вот эта фраза:
"её облюбовала высокая, словно длинноногая манекенщица, крапива."
Сейчас бы написали «как длинноногая модель», а раньше на слуху было «манекенщица».
И само настроение – немного бунтарское. Может от того, что главная героиня такая?
Как тут не вспомнить название рассказа. Отсылка ли это к поэту-бунтарю, или совпадение?
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
В. Маяковский
О самой подаче рассказа.
Ассоциации с «Алисой в стране Чудес были». У меня тоже появились похожие ассоциации в самом начале, но ближе к середине эти ощущения ушли и стали появляться ассоциации с калейдоскопом.
Начало красивое, но я не сразу поняла, кто и кого куда зовет. Затем резкий сброс во дворики… Вот тут как раз тот случай, когда аннотация очень помогла бы читателю настроиться.
Что меня отвлекало. Деление текста на обычный шрифт и курсив. Я так поняла, что это деление на мир здесь и мир
[/за теми кустами в запущенном дворике невидимый. Но иногда было ощущение, что курсив путался.
Затем волной повествования меня выбросило в провинциальный захолустный городок, в заброшенный неухоженный дворик с ржавыми скрипучими качелями, где ходят бездомные голодные животные, некогда бывшие чьими-то.
Девочка Мира, с горячим сердцем и решительным характером. Но что же дальше? Мира попадает в некий волшебный мир, соседствующий с миром настоящим.
Тут игра слов. Мир, Мира. Словно то, что видит девочка это есть её собственный, вымышленный мир, как она его видит.
«Тень отстала от Миры»
Тут вот ключ. Возможно, Мира путешествовала не в физическом плане? Ведь и время там текло по-другому.
Мира видит иной мир. Мир не рожденных. И тех, кто ушел из мира рожденных, мир вещей потерянных, бесхозных. Мир, который не мог существовать. Который не существовал для всех остальных, кроме Миры.
Но она видит намного больше, чем просто мир неживых. Она видит то, что над всем пониманием. Разглядела кота и Город…
Интересно соотношение город - человек. Вообще мысль в рассказе намного шире, чем просто история девочки. Это история города, городов, как ограниченного социума, людей, вынужденных сосуществовать рядом друг с другом.
Если город настиг немалый тлен, наступает разруха, опустошение. Люди бегут из таких городов или пропадают. Пропадают душой. Рано или поздно душа чернеет. Человек связан с городом, а город – с человеком. А если город и человек существует отдельно, если нет связи, и все вокруг происходящее «никого не касается», то и нет того пространства, которое будет радовать глаз и помогать.
В рассказе много персонажей, каждый что-то интересное привносит, кто-то, как мне кажется, добавлен для колорита.
Загадочным остался Кот чистого Золота. Он, так понимаю, антагонист Псовой Матери? Их разделили? Очень неоднозначный персонаж получился.
Кот оставляет Мире на прощанье подарок из золота. Хозяин пирожковой на Небезрыбной улице. Или- Рыбная, т е улица, где водятся деньги. Т.е. Кот - хозяин материальных благ. Но разве не ради золота совершаются многие преступления?
Фмнал. Мне показалось странным даже не то, что Мира влюбилась в именно в Витю. Странно, что Мира не увидела Витю «насквозь», как видела Кота.
Тут, кстати, автор не упоминает, что Мира читает других людей, как кот считывает Миру, как журнал. Возможно, она не пробовала?
Встреча с персонифицированным Городом. Все-же «душа города» - это больше многоликая субстанция. Но опять-таки – это мое восприятие. И даже если принять Город – как некую персону, мне показалось, что такую важную роль, которую Город сыграл в финале, можно было обыграть ранее. Да, о нем упоминали в самом начале, о нем говорили другие герои. Но всё это больше воспринимается, как второстепенное. Возможно, слишком яркие персонажи вытеснили?
В общем, рассказ получился очень насыщенный, немного хаотичный, но интересный. Отдельно хочется выделить маленький хитрый народец, живущий в рисунках на стенах. Идея была бы как раз на короткий рассказ)
Автору успехов!)
P.S. Я бы еще чего написала, но пора закругляться)