Символы, очищенные путём многократных дистилляций до полной потери связи с реальностью, превращаются в универсальный экстракт несбывшегося. Экстракты этого рода образуют фармакологическую группу т.н. ностальгетиков. Все они вызывают тяжёлую завимость.(…)
Проникая даже в лучших из наших современников, ностальгетики отнимают у них то единственное, что у человека действительно есть: настоящее. Для ностальголика настоящее покрывается мутным стеклом, за которым бессмысленно пытаться что-то рассмотреть. Не видя на рабочем столе настоящего милых своему сердцу иконок, ностальголик считает общую картину унылой и беспросветной. http://www.benjamin.ru/humour/abpokoj/0038.htmlРассказ вызвал двойственные чувства.
С одной стороны – внятный сюжет, ясные персонажи, язык местами очень хороший и поэтичный. Периодически – прекрасные, в двух-трех словах, но очень точные описания психологии героев.
С другой стороны...
Не скребите вы мою душу
Не зовите старое лето
Не стучите в бедные уши
Не будите во мне поэтаОчень бестолковое и непрописанное фантастическое допущение. Просто всё нормально, местами хорошо, а оно – плохо.
Зелье, погружающее в воспоминания – почему бы и нет.
Но вот солдаты, которые сражаются под действием этого зелья?
С кем они сражаются? Они же перед собой не видят ничего, кроме глюков!
Я понимаю ещё, если бы зелье вначале вызывало ярость, а потом, в качестве «отходняка» — приятные воспоминания. Или наоборот: в воспоминания вторгались бы враги, и одурманенный пытался спасти привидевшихся ему дорогих людей.
Но нам показали каких-то обкуренных хиппи! Какие из них вояки?!
И, действительно, как эта штука влияет на женщин?
Цитата
Юная жена, всегда приветливая и покорная…
— определенно, не боец.
То, что производство зелья держится на
честном слове создателя – красивая и волшебная идея, но к этому тоже лучше бы как-то подвести. (Может, аналогичный случай показать, когда творец убрал слово – и творение разрушилось?)
Замечания по сценам:
Цитата
— Линди, крошка, пойди сюда, – позвала Мюсиль, стараясь придать голосу будничность, словно приглашала дочь заняться рукоделием.
В комнату вошла девушка лет четырнадцати, такая же светловолосая и голубоглазая, как мать.
Пьер, держа тесак за спиной, чтобы оружие не увидела Линди, засеменил к выходу. В дверях он остановился и потрепал дочь по щеке.
— Пьер идет лицом к Линди, тесак у него за спиной. То есть, дочь поднялась по лестнице, как и мать. А почему она не заметила врагов?
Цитата
Её высочеству Мюселине (...)
Мюселина, молодая супруга короля
— если королева, то «её величество»
Цитата
индийской стали
— совершенно излишняя отсылка к земной географии
Цитата
Мюселина, молодая супруга короля, пряталась в тайнике за географической картой в лаборатории Пьера. Она видела, как уводят её возлюбленного и ничего не могла поделать. Пьер велел не выходить из укрытия, даже если его будут резать на куски прямо тут. Говорил, не переживёт, если беда настигнет и её. Говорил, пусть накажут его одного.
— сцена хорошая, отношения и персонажи сразу раскрываются.
Но хоть немного выражения чувств Мюселины! Она кусала губы? Она глотала слезы? Зажмуривалась?
Цитата
Он искал. Каприз королевы – закон для подданного и высший закон для возлюбленного. Он искал и даже на поле брани, пригвоздив к земле очередного вражину, присматривался, не оросила ли кровь павшего нежно-жёлтых полупрозрачных цветов с широкими листьями. (…)
Тут же благостная картина, где Пьер прильнул к любимой на скромной кушетке в лаборатории, растворилась и он увидел другую: грязные шатры, толпу солдат с безумными глазами, брезгливо ухмылявшихся командиров. Бойцы, как восставшая из земли нежить, вытянув вперёд руки, брели в центр лагеря.
— а вот тут воспоминания хорошо бы от первого лица. И с полным погружением.
И почетче разграничить мечту и реальность.
Чтобы читатель вместе с героем приложился о протрезвление, как лицом об стол.
Тогда сразу станет понятно, какое искушение в этом зелье, и какая это отрава.
А так – все подвисает. Словно пропустили главную битву.
Сцена с колебаниями Пьера, когда он готов выпить зелье, лишь бы снова забыться – отлично!
Цитата
Что такое память? Два или три взмаха крыльями, которые делает птица, пронзённая стрелой. Она убита, но продолжает лететь ещё несколько мгновений. Настоящее ушло в прошлое, но память ещё цепляется за сознание, дарит ощущение полёта. Пьер хотел сейчас именно этого: продлить полёт мёртвой птицы.
Уууу! Это же самое поэтичное место рассказа! И почему оно подано никак? Никакой эмоции не несет?
Что есть память?
Два или три
Взмаха крыльев убитой птицы
В сердце стрелы, но еще длится
О полете память
ПростиЦитата
Он опустил глаза. Миг встречи с возлюбленной невыносимо оттягивался. Или его оттягивали свыше. Он посмотрел в сизое августовское небо. Оно молчало. Ни единое облачко, ни единый луч закатного солнца не подали знака отчаявшемуся солдату. А когда Пьер опустил глаза, то увидел листок полыни, тот самый, который обронил в палатке.
— он два раза опускал глаза или один? Многовато глаз.
Цитата
Зелье не было рассчитано для постоянных вливаний. Нужно было делать перерывы, иначе у несчастных быстро отказывало сердце.
— а как эти каторжники прожили потом еще больше десяти лет?
Цитата
Но здесь, на подступах к вражеской границе не до таких пустяков.
— так кто на кого напал? Нам только что сообщали, что война идет сугубо захватническая! А остриё нападения еще до границы своей страны не дошло?!
Цитата
Потом он лежал и смотрел на звёзды, перечёркнутые штрихами нитей протёртого местами до полупрозрачности свода шатра.
— Почему я сплю и вижу звезды?
— Элементарно, Ватсон! У нас украли палатку! (с)
Серьезно, палатки не делают из батиста и кружев. А если через брезент звезды видно – это дырявый брезент.
Цитата
а караульные дремали, повесив бдительность на сучок липы рядом с бурыми шерстяными плащами.
— отлично!
Цитата
Видимо, они считали излишним следить за счастливчиками, свобода которых скрывалась внутри них самих, а значит, не манила путеводной звездой за пределы кордонов.
— и это очень здорово и философски!
Цитата
Пьер вздохнул и рассказал про полынь. Ивни был прав. Нельзя просто ждать, когда воспоминания выветрятся. Головные боли – пустяк. Страшнее непреодолимая тяга снова и снова вернуться в край иллюзий. С противоядием выход из забытья прост и неопасен.
— но, как показали события, тяга к ностальгетикам остается
Цитата
На сегодня её работа – наколоть дров и сложить поленья под навес. Ей всё равно. Наверное, даже чурки, которые она будет сейчас колоть намозоленными до крови руками, острее чувствуют боль, чем она. Всё прошло, перегорело. Переболело.
— судя по тому, что через несколько минут она попытается принять яд – это она себя обманывает. Как-то показать бы это, наглядно! Что боль в ней жива, и невыносима.
Цитата
У Пьера в руках была та самая склянка, и это не яд – Мюселина заблуждалась.
Сейчас он не мог поступить иначе.
— а что он сделал? Влил ей зелье насильно? Стукнул по голове и унес? Лучше бы как-то это описать.
Цитата
— Я хочу всё забыть, помнить только тебя, – шептала она, глядя сквозь ветки их тайного лесного шалаша на луну и звёзды, – прежнего тебя… когда я ещё ничего не знала о твоих делах.
Мюсиль не нужен сегодняшний Пьер, ей нужна память о нём вчерашнем.
— это могла бы быть чудесная, отличная сцена! Тонкая, умная, психологически достоверная! И где она?!
— и не хватает сцены, где Мюселина примирилась бы с тем, что Пьер – вот такой. И как они поклялись не пить больше
наркоту зелье.
Цитата
Даже пауки ткали сети в прежних местах. Сменялись поколения шестилапых, свято веривших, что большая метла никогда не придёт.
— отличная философская фраза. (Но у паука восемь лап.)
Цитата
Пьер чуть помедлил, размышляя, не лишит его то средство разума. Но ощутив букет знакомых запахов, усмехнулся про себя и смело осушил бутылёк. Полынь, зверобой, ромашка… Хорошо, заодним и застарелый кашель подлечить. На его счастье, придворные глупцы так и не ушли дальше травок и порошков.
— было бы забавно, если бы в средстве содержалась словесная магическая формула. Или Борджин (фамилия-то намекает
) испытывал яд без вкуса и запаха. Или Пьер такие вещи тоже чует?
Цитата
Серые – те самые бунтовщики, которые когда-то подверглись вливаниям зелья – стояли сейчас по ту сторону двери, жаждая отомстить за свои жизни, превращённые в иллюзии. В последние годы Пьер ничего не слышал о банде
— а как он догадался, что это именно они?
Цитата
— Наконец-то мы нашли вас! – крикнул другой бандит, скидывая капюшон. Пьер не помнил лица. Он помнил взгляд.
— вот это сильно!
Цитата
Когда ей было пять, она так привязалась к этому птенцу, принесённому с охоты Пьером. Кормила пшеном и без конца тискала. Но участь птицы незавидна: тушка – на жаркое, требуха – на суп.
— суровый век. Домашних любимцев здесь не знают. А момент хороший, живой.
Дополнения к вычитке:
Цитата
Её высочеству Мюселине
Мюселина, молодая супруга короля
— если королева, то «её величество»
Цитата
Если её любовная связь с придворным учёным не докажут
— любовнУЮ
Цитата
Поэтом гвардейцы и пасут нас спустя рукава.
— да, именно им, родимым, и пасут!
Цитата
Вы знаете, что зелье использую не только здесь
— не только я
Цитата
Может, ей нравится замужем за состоятельным человеком.
— быть замужем (тут обязательно нужен глагол)
Цитата
не соврёт ли примета на счёт погожей осени.
— номер счета осени прилагается
(серьезно – это пишется слитно, «насчет»)
Цитата
вместе с ароматом жаренного мяса
— жареного. В данном случае это прилагательное. Если бы «жаренного с грибами», то это было бы причастие и два «н»
Цитата
кто-то отдёрнул её руку
— криво. Отдергивает человек свои руки сам. «Схватил её за руку», «толкнул её под локоть» и т.п.
Цитата
он спрыгнул на мощённую дорогу
— мощеную. Различайте причастия и прилагательные, программа седьмого класса школы!
Цитата
— Но моих запасов хватит всего на несколько циклов для каждого из вас. Это чуть более месяца, а дальше…
— вот циклы эти здесь какие-то лишние. Отсылка к лунным циклам у женщин, которая здесь точно ни к чему. Может, как-то обойтись обычными единицами измерения?