Странник
Демон Сообщений: 1269 профиль
Репутация: 83
|
Три агрегатных состояния хомо литературос
Человек литературный может пребывать в трех основных состояниях: читатель, автор (писатель) и соавтор (читатель + писатель). Рассмотрим их вкратце, в порядке усложнения литературных навыков. Начнём, конечно, с читателя. Что может быть проще? Берёшь книгу и читаешь, и все дела. Но не тут-то было! Все немного сложнее. Читает не сознание читателя, а виртуальный читатель, создаваемый подсознанием. Грубо говоря, он состоит из ГМ (Генератор моделей), ГС (генератора смыслов) и памяти, работающих в режиме виртуального читателя. Информация от глаз после распознавания и дешифровки слов передаётся на ГМ. Тот обращается к памяти, в которой хранятся частные модели — значения слов, словосочетаний, формирует модель предложений, состоящих из слов, и предъявляет ГС. Тот анализирует предложенную модель, и, если она имеет смысл, то предъявляет её сознанию. Если ГС не пропускает модель предложения, то ГМ формирует другую модель, и так продолжается до тех пор, пока сознанию читателя не будет предъявлен имеющий смысл образ прочитанного. Таким образом, книгу, её текст, можно рассматривать как упрощённую схему, эскиз, который виртуальный читатель наполняет содержанием в зависимости от содержащихся в памяти читателя частных моделей. Неудивительно, что содержание книги воспринимается разными читателями по-разному. Да и не только разными, но и одним и тем же читателем, но читающим книгу в другое время, в другом возрасте, после того, как библиотека моделей значительно изменяется. Может ли любой читатель стать писателем, написать книгу? Как утверждал Сомерсет Моэм (привожу это имя не для убедительности, а чтобы меня не обвиняли в плагиате), любой человек может написать книгу, и даже хорошую. Но только одну. Про себя. Чтобы стать писателем, то есть писать книги не о себе, а о других людях, тем более о выдуманных персонажах, человек должен уметь формировать в своём подсознании виртуального писателя (или лирического героя, вроде так его литераторы называют). Он, этот виртуальный писатель, тоже работает на базе ГМ, ГС и памяти, но режим работы другой, не такой, как у виртуального читателя. В некотором смысле писатель формирует внутри своей психики новую личность, и та, осознав свою субъектность, начинает творить виртуальный литературный мир, персонажей, наблюдает за его развитием сюжета и описывает литературным языком. Почему любой читатель может написать книгу о себе? Да потому, что ему не надо создавать этого виртуального писателя, как новую личность. Он пишет от себя, от своей, хорошо знакомой ему личности, и, если он достаточно грамотен, то напишет хорошо, интересно, и будет настоящая книга. Но стоит только ему попробовать написать книгу не о себе, не имея навыков создания виртуального писателя, то сразу обнаружится, что ничего стоящего написать он не может. Все будет криво, косо и убого, и он сам будет это осознавать. Теперь перейдём к высшей форме хомо литературос. Это соавтор. Хороший соавтор — это не просто писатель. Он должен уметь создавать внутри себя гибкого, адаптивного виртуального писателя. Он не просто читатель + писатель, он соавтор, который по тексту может в своей психике воссоздать с достаточной точностью виртуального писателя, которого создал для написания текста другой писатель, его соавтор. Для этого он должен уметь очень тщательно анализировать текст соавтора, понимая, что важны любые мелочи, что все, что написано, не случайно. Потом, осознав текст соавтора во всей его полноте и непротиворечивости (в той степени, в которой это возможно), он воспроизводит отношение виртуального писателя соавтора к написанному, понимает (с какой-то степенью вероятности), куда направляется сюжет и каковы намерения персонажей, и с этой позиции сформированного им собственного, адаптированного к соавторскому тексту виртуального писателя, пишет продолжение соавторского текста. Если не брать в расчёт гениев, которые с рождения умеют все на свете, и самобытных самородков, то, чтобы стать писателем, нужно этому учиться. Чтобы стать соавтором, тоже надо учиться! Соавторство (плодотворное, уточняю) требует приобретения ремесленнических навыков соавторства, и, конечно же, их развития и совершенствования. Зачем вообще нужно это соавторство, в чем его преимущества? В том числе и в том, что несколько виртуальных писателей, созданных соавторами для работы над одним текстом, и адаптированных друг к другу, в своём распоряжении имеют библиотеки частных моделей всех соавторов. То есть база для творчества по определению намного больше, чем базы отдельных соавторов. Есть и другие преимущества, связанные с тем, что во время работы фантазия соавторов подпитывается неожиданными ходам других соавторов. Но есть и множество трудностей, которые, видимо, преодолеть очень сложно — как показывает практика, немногим это удаётся.
|