sealgair neonach
Классик Сообщений: 3727 профиль
Репутация: 772
|
Что же, раз звали...
Даже не знаю, с чего начать) Ладно. С одной стороны на микроуровне всё прилично: язык неплох, пусть кое-где многовато повторов и есть странности с таймингом в динамике вроде егерей, которые вроде как профи, но минуту не могут сообразить, что происходит. Минута - это много так-то) Но это так, читать оно не мешает, да и делов-то - ещё разок пройтись по тексту и вычистить. Ещё мне нравится, что над текстом определённо работали: и с точки зрения вычитки, и строя сцены так, чтобы паузы перемежались динамикой, и придумывая механику сеттинга. Беда в том, что работали - но всё ж не доработали :)
Для начала скажу очевидное: инфодампы лучше в рассказы не добавлять. Вон то про историю - монолитный инфодамп, вон тот рассказ бывшего ректора про сестру - диалоговый инфодамп. Он лучше монолитного, но в принципе плохи оба: в идеале сеттинговая и тем более сюжетная информация должна бы встраиваться в сюжетное действие, а здесь этого нет. За сестру, надо сказать, особенно обидно: вся её драма ушла в рассказ, а в таком виде рассказывание всегда проиграет показыванию. Это сильно ослабляет всё после двадцати тысяч знаков, с первого инфодампа, потому что птички там - просто филлер для экшна, а сюжетная разборка и хитрый план не занимают, кажется, даже половины страницы. К слову, филлеры - тоже не лучший вариант. Если уж птички есть - их лучше делать сюжетными, а не просто, скажем, погодными условиями. И это же, между прочим, относится к егерям, которые ажно вынесены в название, но сюжетно не делают ничего, служа закадровой массовкой) Хм, если такая пьянка - солдаты армии вторжения после инфодампа тоже только фон, даже без массовки. А это всё - невыстрелившие ружья, если что.
Понимаете, автор, вон там, на двадцатой тысяче, вы просто выкинули всё, что было в рассказе до того: всю вот эту войну, лекарства, лихорадки, птичек, детализацию и дали вместо этого купол и хитрый план. Увы, не работает ни то, ни другое)
План не работает потому, что он трижды глупый. Ген не умеет стрелять, даже не знает, как выглядит брат его жены, не знает, сколько егерей тот с собой возьмёт - но не приводит с собой армию. Более того, мы видим, что даже основа этого плана, предположение, что люди перестанут сражаться с гибелью лидера - не работает. Да и не должно. И при этом предлагается поверить, что Ген был умным шпионом и магом, политиком? Предлагается поверить, что вот этот уровень планирования (у героини и второго лидера он такой же, кстати, то есть никакой) - на тех же весах, что драма преданной, зачарованной и застреленной Агамы? Или на тех же весах, где первые двадцать тыщ знаком с умирающими и жизнью в катакомбах? Не бьётся оно, контрастирует, причём резко. Или уж тут детская сказка, или таки Агама и лихорадка с птичками, от которых умирают по-настоящему.
Купол не работает по двум причинам. Во-первых, его дали слишком поздно, когда внимание уже на другом. Во-вторых, его дали инфодампом. В-третьих - он... странный почти как тот Ген, и из-за этого странен весь финал. Понимаете, здесь складываются две избыточно сложные вещи, которые не обосновываются.
Купол. Вообще, тут скорее стоит сказать в общем про глобальные решения. Оба раза, когда прилетают то абстрактные древние птицы, то конкретные настоящие, что делает правительство этой страны? В первом случае создаёт купол, от которого плохо самим же жителям, причём для него ведь нужна ещё система обнаружения птичек на подлёте... казалось бы, что может пойти не так. Почему такое странное решение? Непонятно. Как работает купол, на какой высоте? Как он влияет на миграцию обычных птиц и допустим движение ветра/влаги? Как знать, это опускается. Во втором случае это же правительство - создаёт накидки, которые не надёжны и не у всех. А собственно, почему не отстрелять эту стаю-то? Оружие есть, птички не бессмертны, вон, девочка с напарником справились и сами по сути, пока егеря тупили. Грубо говоря, в сеттинге заявлены СЛОЖНЫЕ решения, когда читатель видит простые - а объяснений этому нет. В итоге купол выглядит так, словно его построили специально для этого сюжета) Это можно было бы обосновать, сделав население страны убеждёнными пацифистами, которым приходится себя ломать при каждом выстреле - но в тексте ничего такого нет, наоборот.
Финал в дополнение к этому требует от читателя держать в голове сцепку уровня: "ага, купол поднят, следовательно, птицы улетят и не будет яда". Звучит как победа, да? Не-а, потому что оно сложное и требует дополнительных условий и вопросов. Ну например, почему птицы улетят, когда тут еда бегает, а массовой охоты на них нет? Яда нет - но ведь северянам так тоже проще воевать будет. Хм... Получается, последняя точка рассказа - она же и первая, причём даже тот строится только на том, что Ген, сын правителя и политик почему-то никому не сказал про обсерваторию и не оставил записей - а этого герои знать не могут. Иными словами, концовка как минимум спорная именно потому, что строится на спорной механике, в которую изначально-то не очень верится. А должна бы быть простой) И, в идеале - не про механику же. Про механику вообще не так интересно читать, как про людей)
Конечно, то, что вся вторая половина - или пересказ, или филлер, не помогает тоже) В итоге итогу просто... не веришь. Слишком сложно, не о том, слишком слабо опирается на первую часть, да и вообще уходит на другой уровень.
Уфф. Сорри за много буков, но вот как-то так)
|