совриголова
Исчадье Ада Сообщений: 2475 профиль
Репутация: 1112
|
Здорово и приятно написано. В тексте нет каких-то особенных красивостей, развернутых ярких образов или сложных литературных примочек. Но язык очень хорош, текуч и певуч, не сбивается ни в одном месте и выглядит практически профессионально. Интересный главный герой – точнее, не герой, а обычный человек, со слабостями, недостатками и мятущейся душой. Много внимания здесь уделено его рефлексии, и она тоже хорошая: продуманная и последовательная, хоть и не без некоторых перегибов, на мой вкус. Сюжет правильно выстроен – завязка цепляет внимание, проблемы появляются постепенно, раскрывая всю сложность ситуации, в которой оказался герой, ну, и логичным образом подводят его к итоговому решению, кульминации и светлой развязке. Посыл годный и правильный, а послевкусие хоть и несколько противоречивое, но сильное и запоминающееся. Это клевый рассказ, он вполне заслуживает и полуфинала, и финала, и высоких мест в нем, думаю, хоть это и несколько преждевременно. Но как любой хороший рассказ – вызывает желание задавать вопросы и спорить, потому что в нем много острых моментов, с которыми можно не согласиться. Я вот со всем не соглашаюсь. Например, здесь крутое обрамление – со стартовой сценкой, тревожной и настраивающей, журавлями на блюде где-то в середине, ну, и с летящими журавлями в конце. Я люблю, когда авторы умеют пользоваться такими штуками, оставляют вешки, к которым потом невольно возвращаешься, когда встречаешь новую. Все переплетено. Но мне не нравится, что в той самой тревожной завязке меня как будто обманывают, заявляя основной проблемой рассказа «только бы стала прежней». Это немного хитрость, потому что на самом деле линия Иджи… довольно декоративна. То есть, да, суть трагедии прописана вполне ясно, дикари и богатые люди, мезальянс, которому не суждено случиться, вот это вот все. И она даже где-то немного развивается – через перемены личности, связанные с толченкой, которые влияют и на отношения. Но это трагедия об одном акте: девочка начинает принимать наркотики ради любимого, проходит через все стадии и в конце перерождается, ибо такова сила любви. Только любви здесь нет. Не то чтобы прям совсем – но она отчасти пугающе реалистична и эгоистична, а отчасти – просто спрятана и не прописана так, как нужно было это делать, чтобы потом журавли торкали в концовке. Слишком много внимания уделено Вэйхе, слишком старательно и подробно прописывается образ, перемены в нем и сумятица в размышлениях и переживаниях, слишком часто упоминается трусость и прочая жалость к себе – потому что в первую очередь это она и есть. Я думаю, сделано это вполне осознанно, Вэйха на старте и должен вызывать не симпатию, а, как минимум, неоднозначное отношение, если не легкую неприязнь. Но с текстом это, как мне кажется, играет злую шутку, потому что то самое чистое и светлое чувство, которым обычно считают любовь, не последнюю роль играет в сюжете. Должно играть вроде бы. Я не буду подробно расписывать, почему я так говорю. Там все довольно на виду. Девушка (любимая!) готова принимать снадобье, чтобы отец не отрекся – его устраивает. Пусть трус и ничтожество, но ок. Далее тоже – что тут поделать. Далее – чтобы не злить отца. Далее – больше не мог себя обманывать. И что потом, когда обманывать не смог? Действительно осознал ошибку и постарался спасти свою любовь, из крови и плоти, здесь и сейчас? Нет, он стал обращать внимание на других работников и решил поговорить с отцом – но даже здесь не про Иджу, а про отпустить работников, то есть, акцент не на любви, а на абстрактном всеобщем благе. Потому что отпустить лично ее он мог бы и сам. Достаточно было проявить заботу и силу, понимаете. Да и в целом, ну, я не могу здесь не провести параллель с наркотиками и всем прочим, проведу – на все эти штуки с медленным угасанием, последующим выгоранием, ломкой и ступором Вэйха реагирует чуть менее, чем никак. Очень инфантильно, очень беспомощно. Даже в том же моменте с ломкой, где задается риторический вопрос, мол, а что он мог сделать, только проклинать себя и не давать ей пораниться, поить водой – это очень заметно. То есть, для текста, развязка и один из ключевых образов которого держится на любви – с лирикой и романтикой, если хотите, с настоящими чувствами, где вообще-то надо что-то делать, а не просто много думать об объекте симпатии и вздыхать – для этого текста любви здесь преступно мало. Я верю при этом, что она остается где-то за кадром, что на самом деле он действительно любит, даже сильно, но, на мой взгляд, этими эгоцентрированными страдашками уж слишком увлеклись, здесь точно нужно немного больше про отношения, немного оживить образ Иджи, чтобы она не выглядела фарфоровой куколкой, а больше живым человеком, которому мы бы тоже сопереживали по полной. Пока этого нет. Взамен предлагается другое: линия революционно-промышленная, борьбы с толченкой, с наркотиком, с явлением, от которого страдают люди. Это довольно возвышенная цель, но вполне подробно и убедительно прописаны мотивы, по которым он к ней обращается. Здесь и мягкий, сострадательный характер, и недуг девушки, по поводу которого герой ощущает свою вину, и злость на отца, который отрекся и тоже во многом виноват, и своевременное появление наставника, и много чего еще. Получается такая форма аргументированного эскапизма, где главный герой не то чтобы совсем сбегает от проблемы, но замещает ее другой, побольше, помасштабнее и – хотя казалось бы, ну – понятнее. И решение этой проблемы как будто автоматически решит проблему реальную – та, которая про чувства, про место в социуме и про другие скучные взрослые моменты. Описана эта основная линия последовательно и внятно, как я уже говорил, читать интересно. Да и в целом мне, наверное, близок этот образ случайного спасителя (да и спасителя ли?), есть в нем что-то обаятельное и подкупающее. Немного смущает то, какой скороговоркой прописано появление наставника с секретным знанием, и то, как именно этот наставник потом возникает в мыслях – как некоторый символ революции, но не как человек, чьи мотивы и устремления ты разделяешь. Но мне кажется, что это не недостаток наставника как такового, а недостаток второстепенных персонажей рассказа в принципе. Недостаток знаков, потому что то же обучение и прочее можно было бы легко при желании описать несколькими сценами, но несколько сцен – даже при том, что рассказ написан не совсем под верхнюю планку – это довольно расточительно. То же можно сказать и про отца героя, который исчезает со сцены, чтобы больше на ней не появляться – довольно странно, но понять и простить можно. А так-то персонажи обладают большим потенциалом, архетипичны и вообще довольно глубоки в самой задумке, просто в рассказе они утилитарны. Радует еще то, что в тексте интересно поданы авторские фишки – концепция толченки, магия крови, печати эти все – мира в рассказе не то чтобы много, но он в целом находится в гармонии и оставляет ощущение не искусственного конструкта, а живущего и существующего по своим продуманным правилам. Это довольно ювелирная и штучная работа, мне кажется. Но можно еще остановиться на некоторых довольно вторичных и технических моментах. Например, толченки банально слишком много. В смысле, буквально. Сараи, трюмы, склады, флигели – и кто знает, что еще. Житейская логика – если проецировать на запрещенные вещества, да даже если сравнить с фармацевтикой – подсказывает, что ее просто не может быть так много, ее кому-то нужно производить, кому-то употреблять и все такое прочее, вся скучная логистика. Художественный смысл здесь ясен – трюмы и склады горят душевно и эпично, моар масштабности и преувеличений. Но за всей этой толченкой – на уровне восприятия – кажется сущей мелочью весь бизнес отца Вэйхи. Потому что ее не только физически везде много, о ней еще и говорится очень много – пусть и через искаженную и заточенную на это рефлексию главного героя. Я бы сказал, что это не очень здорово. Или вот. Глава верфи. Не такой уж большой, но довольно заметный для меня недостаток внезапного исчезновения отца посреди текста. В моменте, где Вэйха разговаривает с ним, а тот рассказывает про уникальную силу печатей и даже предлагает взять в семью – все понятно и выглядит убедительно. Но возникает логичный вопрос – а где же сам отец, почему он не предложит все то же самое? Да, он ничего не смыслит в магии крови, намного больше разбирается в торговле, а не в волшебстве, но в том и суть. Как хороший торговец, который, к тому же, обладает знаниями, которыми просто не может обладать глава верфи, он просто должен был продумать все выгоды и понять, куда дует ветер, насколько уникальным и полезным окажется родной сын. Но этого не происходит. Довольно зря, потому что здесь получается некоторый латентный конфликт, а конфликты делают текст интереснее. Борьба с толченкой – это здорово, но не так, как если бы здесь все-таки был живой и осязаемый антагонист. Точнее, был не только в голове героя в виде обиды на родителя. В остальном… ну, не знаю, что тут еще добавить. Концовка хорошая. Есть в ней что-то несправедливое, неправильное, нелогичное, но именно такими и должны быть чудеса. «Это то, чего не учёл Иуда. Это то, чему не учил Дада. Чудо наступает там, где, помимо чуда, Не спасёт никто, ничто, никогда.» Так что рассказ славный. Умный, противоречивый, со своими явными достоинствами и вполне ощутимыми, хотя и достаточно субъективными отчасти недостатками. Я рад, что его прочитал, надеюсь, у героев теперь все будет хорошо. Спасибо и удачи.
|