совриголова
Исчадье Ада Сообщений: 2475 профиль
Репутация: 1112
|
Очень здорово, конечно. Сложно что-то говорить о таких рассказах, они как будто уже состоявшийся факт, хороши в том виде, в котором есть. Автор большой молодец, работа с психологическими деталями, эмоциями и ощущениями проведена тонкая, практически ювелирная, потому что и задача стояла сложная. С этим сумрачным сознанием и работой, которая медленно сводит с ума – сложно сделать целостно и правдоподобно, и это, в принципе, удалось. Стиль клевый, в нем достаточно не только красивостей и ярких образов – хотя, казалось бы, сами декорации располагают строго к обратному, - но и хлестких ударных строк, задающих ритм и оказывающихся крючками-триггерами. Здесь сам язык действительно цепляет. Сюжет тоже хороший, в нем есть и интрига, и возрастающее напряжение, и крутые повороты, такие рассказы хочется читать больше. В общем, если выражаться достаточно осторожно, на каком-нибудь другом конкурсе я бы, наверное, жмакнул кнопку «в десятку», если бы она была. Как будет на этом – не знаю, но удачи пожелать могу, ее много не бывает. Хотя не совсем честно было бы говорить, что я закайфовал полностью и пролетел текст без остановок, на одном восторге и наслаждении авторским скиллом. Хочется все-таки вернуться к нему – и кое-что осмыслить. Завязка крутая и почти хрестоматийная: знакомит с новым – и для героев, и для читателя – местом действия и одновременно задает первый конфликт, мягко раскрывая характеры. Не знаю, надо ли это говорить, но мне такая ситуация знакома: у меня тоже есть старший брат, я тоже очень хочу, чтобы его мечты стали реальностью. Не знаю, правда, согласился бы я ради него на подобную авантюру. Может быть. В любом случае, начало прямо говорит – это оно, это тот рассказ, который точно не захочется проматывать. Ну, так оно и получилось. Легкий спойлер про лихорадку звучит красиво и жестко, но подобное зловещее авторское предсказание воплощается в тексте немного рано, как мне кажется. Не потому, что брата жалко, хехе, хотя и это тоже, чего таить. Просто при всей силе начала происходит оно в отчетливо минорных и скептических тонах, а такое дело обычно принято разбавлять, чтобы не спугнуть особо чувствительного читателя депрессивностью и дать светлую искру. Чем-то похожим – будущим воспоминанием с позитивным зарядом – мог бы стать новый слой и миражи, с ним связанные, но это очень маленький фрагмент, причем чисто технический, личности брата в нем почти нет. Потом получится, что самым ярким и сильным воспоминанием, поддерживающим сознание главного героя, станет момент, где в минуту черной тоски Кенри произносит слова про то, что люди не должны так жить, которые Джиу почти наверняка слышал много раз до этого. И от этого вспыхивает свет. Ну да, безусловно, только свет это вряд ли будет ярким, самым ярким из возможных, это выглядит просто как временное облегчение посреди стрессовых условий, в которых они очутились, я думаю. Понятно, что это все звучит как придирки, и мне за них можно надавать по голове лопатой, только давайте как-нибудь потом. А пока – я бы поставил на то, что ключевым воспоминанием и образом, ассоциирующимся в первую очередь с братом, должен стать бэк из дома – из места, откуда они прибыли, и где старший брат убеждал младшего, что это верняковая затея (и чем-то убедил все-таки). Либо какой-то диалог/событие уже на новой планете (спутнике?), достаточно значимые для того, чтобы и читатель поверил в их светлость. Может, даже с этими же словами, только чтобы с ними был связан более плотный и четкий контекст. Если короче – часть от прибытия на планету до смерти брата и суицидальных наклонностей, вызванных одиночеством, получилась заметно ужатой и немного слишком монотонной по настроению. А воспоминание, обеспечивающее твердую почву рассудку – чуток незамысловатым и рандомным, простые лозунги понятны всем, типа того. А прочие психологические детали здесь хороши. И сценка-прощание, и сценка, где герой по инерции пытается делать то, что они должны были делать вместе, и первое знакомство с преступниками, и реакция родителей, и первое утерянное воспоминание как повод к решению. Много всего. Классно, настоящая литература. Но вообще о сущности работы героя хотелось бы написать больше, потому что она одновременно выглядит и звучит очень круто; я вообще нахожу допущение интересным и богатым, как в потенциале, так и в его реализации. И вместе с тем – обладает довольно высоким порогом вхождения в ее детали и механизмы работы, получается некоторый бэд трип, что не совсем хорошо для рассказа и слегка сбивает чтение. Поясню – очень хорошо и убедительно сделана логика сна, что ли, логика двух воспаленных сознаний, вынужденных как-то взаимодействовать, но в ней больше сна, чем, собственно, работы. Больше запаха крови, стоячей гнилой воды и прочей системы образов, которая живет своей жизнью и точит разум главного героя, и, ну… это просто тяжело читать. Всему веришь, конечно, но, наверное, там больше поэзии, чем каких-то четких деталей «изнутри» и циничной практичности. Больше стандартизированных отсылок к маньякам и убийцам, чем того, как именно он гасит их собственные воспоминания. Не за что зацепиться, чтобы потом прочувствовать напряжение и ту самую разницу, которая происходит в кульминации, где он работает с предельным импульсом. В общем, внешняя часть работы описана достаточно конкретно и убедительно (в ряде сценок с Герсом), а внутренняя механика – текуче и смутно, представить, как это все работает, тяжело, и читать, соответственно, тоже. Получается, если отжать пафос и убрать на время вторичные образы чужих преступлений, суть сводится к тому, что он стирает неприятные воспоминания (неизвестно как), но они потом частично переходят к нему в голову (не совсем понятно, в какой момент). Это довольно просто, и некоторое усложнение конкретными деталями там, где неизвестно и непонятно, могло бы сделать трипы героя более читабельными, а победу над антагонистом – более ясной. А если нет, и этого вполне достаточно, то можно, как вариант, просто дать больше ярких, выбивающихся из общего ряда образов – вроде дочки Герса, ага. Наверное, эти объяснения выглядели так, будто я сам стараюсь стереть чьи-то воспоминания, или сам автор делает это с моей головой. Такой, знаете, ироничный критический фрактал, но штош, это точно она – великая сила искусства, терпите. В рассказе очень живая и славная любовная линия. Я не крупный специалист, но мне кажется, что так сделать довольно трудно – не начать с середины, когда все просто продолжается, а провести персонажей через все стадии симпатии, начиная с самого знакомства, чтобы ни одна сцена с ними не казалась фальшивой или искусственной. Получилось душевно, да и значение для рассказа сложно переоценить: именно Эри обеспечивает положительные переживания и ту самую смену настроений, которая во многом делает рассказ действительно классным. Благодаря этому и к концовке у меня никаких вопросов нет – она крутая и режущая, играющая на нервах правильную мелодию. К кому у меня есть вопросы – так это к антагонисту. И не потому, что он получился плоским и одномерным, объема у него вполне хватает, просто он выглядит немного хаотичным и скомканным. А еще – пресловутым богом из машины, слишком уж он крутой. Во-первых, фанатичный ученый и хладнокровный маньяк, разделывающий людей большим ножом – это, кхм, немного разные состояния души, и сочетание такого в одном персонаже довольно подозрительно. Во-вторых, этот его имплант, о котором не знали и не заметили. М-м-м. Ладно, допустим. В-третьих, сам факт, что несмотря на отсутствие смертной казни, отсутствует еще и градация преступлений, что ли. То есть, человека, совершившего преступление, в потенциале влияющее на сами устои общества, связанные с системой наказаний, выбрасывают на точно тех же правах и условиях, что и рядового убийцу. Предположим, всю необходимую информацию о том, что случилось, от него уже получили, и он больше не нужен. И все же. В-четвертых, сложный план с захватом заложника, попыткой его спрятать (в тексте сильно подчеркнута важность маяка для поиска Эри) и последующим требованием «одежды и мотоцикла». Ладно, он был в сознании дольше, чем догадывался Джиу. Вероятнее всего, понял, что для протагониста действительно важно, и решил сыграть на этом вместо того, чтобы прямо угрожать его жизни. Хорошо, у него был скрытый козырь в рукаве – тот самый имплант. Все звучит довольно коварно. Но здесь от меня решительно ускользает простой момент: а с чего он взял, что все изволят обосраться, простите, и кинутся выдавать ему челнок с пропуском? То есть, на это он поставил все свои фишки? На то, что судьба рядового работяги настолько важна его начальству (вообще не важна же, ну)? И ради этого ему нужно было спалить властям сам факт того, что что-то пошло не по плану, и опаснейший, уникальный, по сути, преступник, освободился и хочет убежать? Да лааадно, план с захватом в заложники Эртона выглядит и то надежнее. В-пятых, образ дочки, на который случайно натыкается главный герой, а потом использует его как своеобразный криптонит – заметно читерский. Ни тема импланта, ни тема дочки не раскрыты, они просто есть, чтобы типа добавить накала страстей, и это немного обедняет конфликт, который и без того нельзя характеризовать устойчивым. В общем, антагонист получился довольно спорным и комиксовым, наверное, это подходящее слово. Рассказ это не портит, но как направление, в котором можно прорасти вглубь – выглядит. Из прочего по мелочи могу упомянуть две детали. Есть некоторые проблемы по части замены рабочих-агентов. Фактов об этом озвучивается достаточно много, но в гармонии они не находятся. Лекарства от лихорадки бигбоссы не выдают, но о наличии такой болезни, очевидно, знают, если так быстро заразились оба брата и вообще. Сменщика могут искать годы, поэтому убегать и уходить в отставку досрочно категорически нельзя, а вот болеть и умирать, видимо, настолько можно, что даже элементарный укол предварительно сделать или лекарство прислать они не могут. С какой скоростью находят сменщика в этом случае? Как-то оно не звучит, в общем. А еще Эртон – рубаха-парень и хороший товарищ, по профессии – пилот, который доставляет на планету пассажиров и многое знает. Он постоянно оказывается в ключевых точках сюжета, и это вызывает некоторое недоумение: работа таксистом – ок, но какая у него мотивация торчать в тюремном городке-предбаннике сверх необходимого? Так много получает с контрабанды, что и тратить решает в этом местном аналоге Лас-Вегаса? Нет, все-таки получается некоторая заметная натяжка, ну, или я чего-то не отстреливаю. Впрочем, пора закругляться и признать очевидное: длинное полотно, написанное выше, не содержит в себе никаких критических уязвимостей, которые позволили бы сказать про «как это прошло» и все в таком духе. Рассказ просто высокого уровня, уверенный и почти профессиональный, с этим я поздравляю – и желаю удачи, как и обещал.
|