Хищная птица
Творец Сообщений: 7364 профиль
Репутация: 1046
|
Я прочитал рассказ. Классная история. Я недавно задумывался о том, что у меня, пожалуй, неплохо получается придумывать собственные мифы, своих авторских хтоней, но здесь автор уложил меня на лопатки и, надо сказать, это на голову более… взрослая, зрелая идея, что ли.
Правда, насчёт идеи сразу хочу заострить внимание вот на чём. Она сама по себе достаточно понятная. И даже, пожалуй, не новая, все мы знаем истории о людях, которые помогают беспокойным душам прийти к свету, уйти на небеса, хотя в разрезе не упокоя, а причащения я что-то такое вижу впервые. Но – к чему я всё веду – мне из описания того, как разглаживались лица повешенных, было достаточно ясно, в чём предназначение капеллана мертвецов, зачем это нужно делать.
И когда автор выдернул из пекла именно того самого старого солдата, который первым упомянул легенду про капеллана, чтобы тот разжевал рассказчику, а вместе с ним и читателю, суть этой легенды… мне это показалось искусственным. Будто автор, зная, что на конкурсах читатели любят докапываться до смыслов, постарался объяснить смысл максимально доступно. А всё было понятно и так (по крайней мере – мне). И объяснение: «Если же всех убийц мертвецы за собой уволокут, кто жить останется?» – мне тоже показалось не очень удачным. В таком случае просто убийств будет очень мало, ибо у всех потенциальных убийц будет срабатывать инстинкт самосохранения)
Ещё меня смущает рассказчик. Даже не то, что у него нет предыстории и мотивации воевать, без первой прожить можно, вторую не так сложно найти. Скорее из-за того, что с нами говорит уже проживший эту историю капеллан, а не переживающий её сейчас человек, из его рассказа не до конца чувствуется значимость решения стать капелланом. То ли оно произошло вообще против его воли после несостоявшегося повешения (как же всё здесь снова натянуто: и внезапно возвратившиеся солдаты, и то, что герой каким-то образом не умер – или умер, но был оставлен, чтобы стать вторым капелланом, ибо именно он до этого убил капелланшу). То ли оно было принято им из-за потрясения от гибели отряда (хотя этого совсем не чувствуется, да и солдат должен быть к чему-то такому готов, тем более что в прошлом он уже терял сослуживцев на Лисьем поле). То ли поводом послужило невыполненное обещание доставить орудия – хотя и до отряда он вряд ли успел бы добраться, и армия справилась с Эймсом без него. То ли… да непонятно. Нужно было автору так закончить, и всё. Это разочаровывает немножко, потому что герой – по этому финальному поступку – очень сильно изменился, но это изменение ничем не раскрыто через текст. И в каком-то смысле хочется согласиться с Холлоумэном, что не так уж он и изменился, если всё так же привязан к клятвам и обещаниям.
По той же причине смущает и совсем уж очевидный ляп с фальконетом. Вернее, как и в случае с предназначением капеллана, мне прекрасно понятно, зачем нужна лошадь (почему мерин умер-то? Йеф отравил, чтобы отряд не шёл дальше?), не к чему солдатам тратить силы перед боем. Но всё равно могли тащить этот фальконет все вместе или по очереди, если герой вообще в одиночку его почти допёр до места как будто без особого труда. То есть всё как будто подогнано под то, как это было нужно автору. Я понимаю, что все мы так пишем, но всё же здесь очень сильно чувствуется фальшь и искусственность. К сожалению.
Заканчивая свой горький отзыв, всё же скажу, что это очень сильная вещь с глубокими мыслями, мне особенно понравился диалог рассказчика с деревенскими, да и образ капеллана мертвецов – это великолепная задумка, я честно завидую (белой завистью, конечно). На предыдущих этапах это однозначно был бы «В финал!», и мои раздумья уже скорее в той области, где надо ставить рассказ на какое-то место. Автору спасибо!
|