*
Olybuy и
Веселая плохого не посоветуют*
Пришел по рекомендации из темы Собашки, автор. Ой,
иттын баласы.
Прочитал и отзыв сразу не стал писать. Хотя в ворд натаскал много классных цитат — как на уровне слога, так и смыслов. Хотелось немного прожить историю, отрефлексировать более стройно, что ли. Т.к. в ворде спорил кое с чем. Но, когда рассказ живой, то трудно в рамки загнать. Так что структурированного отзыва не получится, даже и не ждите. Алгеброй у меня тут не выходит и скальпелем тоже. А так хотелось его по полочкам разложить и ярлычки приклеить)
Ладно. Попробую все же.
Осторожно — спойлеры во все поля.
1. Слог. Многое понравилось. Чуть-чуть для примера
Цитата
городок, подвывая сиренами полицейских экипажей, жадно облизывался сине-красными сполохами, вглядываясь в убегающие рубиновые глазки шустрой, пусть и не молодой машины.
Цитата
Когда-то недавно, вот только что, сломалось, хрустнув, лето, так что вместо жадных кусачих мух и пота лезли за ворот футболки выносливые комары и сумеречная стынь;
Цитата
Запулив окурок в приоткрытое окошко, в покатую морду звёздчатой душной ночи
Цитата
той особенной тишине, которая заглядывала в самые виски, делая время шелковистым, вкусным, совсем-совсем не болезненным, не то что
.
/точно. когда неотступные больные воспоминания на время затихают. И такое облегчение, как от обезбола после сильной боли/
Цитата
подумала она сама в висок себе
Единственное царапнуло — "Хорошие зубы показал, красивые, аж жемчужные". /мой личный бзик - не люблю "жемчужные зубы" — затаскано, а в данном контексте - ещё и не совсем точно —жемчуг разного цвета бывает. И, в целом, не люблю "жемчужное" во многих случаях)/
Петрикор /понравилось)/ — запах земли после дождя. Иллюстрацией памяти. Ещё один искусный штрих к портрету, что героиня совсем не та, что была раньше. Как и её машина.
Цитата
Ей бы не видно было кривых, но прочных стежков, прошивших такую милую, тёплую, ласковую улыбку с изнанки, с исподу.
/здорово —- прошитая с изнанки улыбка — лживая, коварная/
Цитата
Кажется, не одна она задумалась про заднее сидение. Парням такие размышления резко прибавляют задиристости и желания покрасоваться мускулами — даже если более-менее крепкими являлись от силы два, то бишь язык и сердчишко.
/тут смеялся, хорошая ирония, жизненная)/
2. Понравилась форма подачи истории — такие себе путевые заметки навигатора. Идут ассоциации с темой "шоссе". Есть фильмы, книги. Своего рода — метафора жизни. Её можно разно обыграть. В том числе и как Линч, к примеру — нестабильность, тень жизни — дорогу в никуда. Но здесь это дорога выбора.
А навигатор тут скорее просто как "последний тролейбус" — подбирает "пациентов", что оказались "в ночи". Людей.
Так уж устроена навигация. Психопомп без чувств, без сочувствия, — пень дубовый, а не проводник по самому шву миров. А сочувствие возможно, только если сам не разучился испытывать страх, боль, неуверенность. И желание.
Но не всех довозит до точки. Потому что "люди" здесь не все. А мир болен.
Большие — оставляющие черные следы, через которые лучше не переходить — здорово передает ненормальность, ужас этого мира. Кратко, но доходчиво. Очень образно и смыслово - черные маки, "жуткая, ноющая яма вместо спины". Сколько таких — с ямами. Пусть даже и невидимыми глазу. Опаленные или сгоревшие души.
"Призряки" - отличная находка. Тени будущего.
"... призраки — это когда кто-то умер, его уже нет, а след остаётся. А призряки — это когда, ну, след протягивается не вперёд, не в будущее, а наоборот. Они ещё не приходили в тот магазинчик, понимаешь? Они ещё только придут когда-то. /.../
Но там столько злобы, обиды, ненависти этой кипучей, что бедокурят помаленьку они уже загодя/.../ Они точно причинят зло. Уйму зла. И вот это зло, которое от них вытерпят другие, и то зло, что они вытерпели в армии, — оно и отбрасывает эти самые тени, или следы, или… словом, призряки".
3. Почти нет интриги о природе героини.
Одно из неудобств новой жизни: никакой музыки, и если даже слова разбирать, получается суховатый неритмичный пересказ. Для девчонок, обучавшихся вместе с Алиской, — ужас просто, сколько их поступило в сумеречные в последнее время, причитали наставники и прочее население Нави! — девчонок, силой оторванных от танцулек и вписок, от дискотек и балов...
Новая жизнь /где "жизнь" выделена курсивом/, сумеречные, население Нави — более чем красноречиво.
Девочку убили ветераны и смерть не была милосердной. Она стала нежитью /как и другие девочки/. И такое пронзительное в её воспоминаниях о своей собаке, которая "не охотник", но защищала до последнего. И дальше это сыграет в рассказе на уровне ассоциации с Гариком — который, как раз "охотник" на своих же.
Ещё очень понравилась Мурка, конечно же. А последняя сцена порадовала оттенком классного треша сериала "Кровавые гонки")
Понравился штрих про "Луну-25" и космонавта — к портрету Гарика. Очень характерный.
Свирепый, серебрящийся голод мечты бродил у него в глазах, и Алиска аж поёжилась от знобких мурашек внезапной симпатии.
Такие себе мечтатели-"космонавты". В вакууме. Зацикленные. Как дальше:
— Для удивления дурачья, — резко прикрикнул он. — Такого, например, кто малолеток вербует, чтобы дезертиров да продажных иуд из страны вывозить.
— Вербу-у-ует? — удивилась Алиска.
— Вербует, — твёрдо сказал Гарик. — И не надо мне ля-ля. Тебе ещё в какой… в седьмой ходить положено? В восьмой?Вот оно — непробиваемый человек-идея. Который отказывает другим в праве на искреннее чувство, и вообще — другую картину мира, если что-то идет вразрез его убеждениям. Это только они могут быть идейными, а остальных "вербуют" и они наемники для "продажных иуд". Т.е. тут для меня два героя, как дихотомия эго Павки Корчагина /и других похожих типажей/. Космонавт — фанатик с мечтами о прекрасном будущем и Алиска — просто человеческая стойкость. И это хорошо и парадоксально обыграно: мертвая нежить — сохранила человеческое, а Гарик — выхолощен фанатизмом. Идейный — это палка о двух концах. Хорошо сказал наставник сумеречного дела —-
Нечасто встретишь человека, не заплутавшего между чреслами и утробой ... Тем ценнее такие особи, добавлял он /.../ и непременно подытоживал: и тем опаснее, что уж.На своих же охотиться — это надо совсем человеком не быть. Хуже нас с тобой, подруга, чес-слово.
Это отлично, автор) Вы таки вывели меня на рефлексию, спор. Т.е. — ну емкая же фраза. Вроде простая, да. Но сколько за ней стоит. Кто такие — "свои"? Вопрос же на миллион. "Свои" — это граждане одной страны, семьи, нации? Но, если бы так было — то гражданских войн не случалось, как явления. Раскола в семьях тоже бы не было. В том-то и дело, что раздел "свои-чужие" — вот эта красная линия, она же не прямая часто-густо. И проходит по умам и сердцам. Т.е. одно из отличий человека от животного — он может враждовать, убивать, умирать за умозрительные идеи. И для него "своим" может быть тот, кто эти идеи разделяет, а кто нет — "дезертиры да продажные иуды". Но каждая такая идея, будь она какой угодно умозрительной, всё же стоит на вполне реальном фундаменте. Как говорится — что заложено, то и играет.
Разговор Алиски о номерах "Луны"— не смог связать с дальнейшим в тексте. Хотя понимаю, что она дразнила Гарика, до какой-то степени, пытаясь вывести его из равновесия, чтобы поймать "момент истины", как герой из книги Богомолова "В августе сорок четвёртого". Представляю, как Гарика /"космонавта" и тут ещё напрашивается аналогия с "совком", а также и с другими "космонавтами" с дубинками, что очень иронично же. Прекрасное будущее и палки// задело, в контексте его мечты и рассуждений о "прекрасном будущем", вот это — "Не вышло — стало быть, ты никакая не "Луна-2", а так..."))
— А «Луна»… ну, «Луна». Знаешь, ведь никакого папу Римского, никакого царя не нумеровали от рождения. Всегда только так: избрали, ну, или короновали, или ещё как — тогда-то ты и Четырнадцатый Людовик, а не так себе Луи… Вот и с космосом ведь… точно так же. Почитай, поищи вот. Никогда никто не брал в расчёт, если, скажем, на старте взрыв, или с орбиты сошло, или прилунилось не так. Не вышло — стало быть, ты никакая не «Луна-2», а так…
связать с дальнейшим — это вот с этим:
Она точно помнила, скольким помогла сбежать из страны. Скольких — отвезла прямиком к линии фронта. Но нумеровала только тех, кто не был ни плохим человеком, ни хорошим человеком — кто вовсе человеком-то и не был.
Но возможно это и не столь принципиально. И не нужно. Так-то и последней фразы хватает, чтобы подбить четкой смысловой метафорой.
Нежелезные люди без номеров - это не штамповка фанатиков с конвейера любой идеи. Потому и без номеров, потому и нежелезные — это просто люди, которые сохранили в себе человеческое.
Они не могут перейти дорогу
Большому /так и просится добавить оруэлловское — Брат)/, который оставляет огромные черные следы, выжигая всё живое на своем пути. Это им не по силам.
"Хватит уже того, что кого-то из намеченных жертв удавалось вывезти, вывести из-под удара".
Они могут только только помочь добраться другим до цели. Каждому до своей. И самим не стать пронумерованными. Удержаться на краю.
Невольно вспоминаешь: "Несчастная страна! Что те, что эти!"
Так, что-то я увлекся, пожалуй. Просто слабость покопаться, когда есть в чем) Прошу прощения за сумбурность.
Спасибо, автор. Удачи в конкурсе.