Во-первых, зачастую персонажи не разговаривают, а читают по бумажке, которую дал им автор:
Цитата
— Выращивать людей на органы нецелесообразно с точки зрения экономики, преступно с точки зрения закона и отвратительно с точки зрения этики! А вот Обновление — совсем другое дело! Помещать более опытную личность в молодое дело — это хорошо.
Цитата
— О, ты не прав. Открою тебе секрет: процедура Обновления сама по себе не очень дорогая. Что клонирование, что перенос личности путём глубокой транскраниальной магнитной стимуляции. Второе, по сути, ничем не отличается от Обучения, просто по времени занимает чуть дольше. Оно и возникло, собственно, именно так: просто один человек решил пойти чуть дальше, чем остальные. Ну ты в курсе, научные прорывы так и происходят. Несколько лет ушло, чтобы понять, что чем ближе мозг реципиента к мозгу донора, тем легче происходит перенос, тем меньше нужно антидепрессантов и гормонов после Обновления. Так возникла идея клонов. Да ты должен знать историю. Правда же?
Это не живая речь, это лекции. Я понимаю, что без этого не обойтись, но можно же было подать все то же самое диалогом вместо монолога. Я понимаю, что так длиннее, но знаков-то оставалось еще завались. Или информация должна читаться между строк, что еще лучше, хотя и сложнее для писателя.
Иногда диалоги становятся клишированными. Речь Джеймса в конце рассказа - яркий пример. Злодеи всегда говорят что-то подобное перед расправой над героем.
Цитата
— Да ничем. Просто это твоя судьба. Ты с самого рождения был предназначен для того, чтобы я жил дальше. Понимаешь? Я создал тебя, и по законам штата волен делать с тобой что угодно. Сам посуди, ты же всегда был за прогресс, ты всегда говорил, что Обновление — это хорошо. Я с тобой абсолютно согласен, Обновление — лучшее, что изобрело человечество. Почему же ты недоволен?
И даже там, где темп диктует очень короткие диалоги, они не выглядят натурально:
Цитата
— Бро, жми на газ!
— Что происходит? Вы грабитель?
— Нет, я не грабитель, но меня хотят убить! Вот тебе деньги, бери всё!
— У вас лицо знакомое. Не вы ли террорист номер один, которого только что объявили в розыск?
К таксисту в машину врывается некто и орет "жми на газ!". Совершенно естественно, что таксист в ответ выдаст: "Простите мне, пожалуйста, моё любопытство, но стесняюсь спросить: не вы ли тот самый террорист, которого только что объявили в розыск в вечерних новостях?" Не, ну правда, это выглядит реальным?
Или вот:
Цитата
Загорелый бармен незаметно подошёл к нему.
— А я согласен с твоим другом. Есть в этом бессмертии что-то противоестественное, ненастоящее.
— Поясни-ка, Майк.
Во-первых, бармен никогда не подойдет и не заговорит первым. Профессиональная этика. Так что это Освальд должен был бросить что-то наподобие:
- Слыхал, Майк? Как тебе такое?
И только после этого Майк может сказать что-то обтекаемое:
- Извините, но я, пожалуй, согласен с вашим другом.
- И ты туда же?!
И дальше можно начать раскрывать тему. Но. Говорить в основном должен Освальд. Он слегка пьян, он взвинчен разговором с Саймоном и он может "тыкать" бармену. А бармен при исполнении. Поэтому он будет вести себя максимально корректно и лишь поддакивать, жать плечами или вежливо не соглашаться. А не читать лекции подвыпившему посетителю.
В общем, чуть ли не единственный "живой" диалог во всем рассказе - это вот:
Цитата
— Чай будешь?
— Дай ещё пожрать что-нибудь. С утра ничего не ел.
— Сейчас сандвич сделаю... Вот, держи.
И буквально со следующего предложения персонажи опять включают диктора:
Цитата
Слышал новости? Антиглобалисты снова наступают. Обесточили три района, а потом ещё и звонки о минировании поступили. Я, конечно, не одобряю таких жёстких мер, но всё-таки они молодцы — транснациональные корпорации надо сдерживать!
Кто из ваших друзей и знакомых сказал бы такое в дружеском разговоре?
Поэтому, когда пишете диалоги, представляйте себе на месте героев реальных людей: своих друзей, коллег или родственников. Что бы они сказали в этот момент? Не что
должны были сказать, а что бы
сказали? И как бы сделать так, чтобы они сказали то, что нужно вам, Автор, не выходя за рамки своего образа?