Цитата
И вот тут встаёт вопрос: а вот этот рассказ, реализованный в киноформе, было бы интересно смотреть? Нет.
десяток режиссеров, снявших успешное кино по такому сюжету интилигентно посмеивается над категоричностью комментатора, толкая друг друга локтями и перешептываясь. А с ними - еще полсотни литераторов, столь же успешных на оном поприще.
Но в этом есть и минус рассказа, такой же сильный, как и плюс. Автор большой умница, он грамотно подзаплел исторические события, намеренно (и довольно изящно) опустил излишние подробности, изрядно "облегчив" текст и сделав упор на настроение, эмоциональный окрас, фокусом которого, по сути своей стала героиня Марта.
Но, одновременно, он вышел на татами к борцам немного другой весовой категории. нельзя просто так взять и сказать Бертольду Брехту, с его сонгами и дьяволу с длинной ложкой: "Ща я тя, дядя, научу ваеннай марали". И уж точно нельзя это сказать Гиммельгаузену. да что там, даже вполне себе не особо выдающейся "Последней долине" расскаом этим противопоставить нечего.
Т.е. рассказ, при всех своих плюсах, это эдакий "Добрый вечер, детки. Сегодня я расскажу вам про Тридацатилетнюю войну". Если же это название человек слышал хоть раз, первый его вопрос звучит так:
И чему, собственно, так удивляется дьявол? Нет серьезно? Поколение войны уже выросло, "волки живут в городах, а люди в лесах", только безумец в германских княжествах рассчитывает зарабатывать чем-то кроме войны - сажать хлеб, лепить горшки и т.п. Желание Марты в этой ситуации еще болеебанально, чем пожелание бессмертия и богатств. Циммес такого желания в другом, и он собственно чуть не с первой строчки вбивается читателю - человек легко опускает планку. Легко привыкает жить в дерьме и разбираться в его вкусовых оттенках. нищает духом стремительно и быстро, настолько, что даже не сын его, а он сам уже не помнит, как можно жить по-другому.
Взяв второй сонг ("Песню о Великой Капитуляции") из "Мамаши Кураж" можно увидеть ту же биографию Марты, только глубже, круче и ярче. А сама пьеса вываливает этих биографий просто кучу, а философию кампфрау (ландскнехта, офицера и др.) раскрывает столь многогранно и полно, что увы, при всех достоинствах рассказа, он сравнения не выдерживает.
Потому, второй вопрос: зачем, зная и уважая тему, имея богатый исторический и литературный материал, обладая лимитом в 40 тыс. знаков - писать коротенькую зарисовку?
PS И еще одно. Лучше бы дьявол был драконом или стеклянным карликом. Образ франтоватого ироничного щеголя
за надоел хуже горькой редьки. А фраза про ужасную латынь - ее же в том или ином виде каждая подобная сцена содержит. Из свежих примеров - "Джонатан Стрендж и мистер Норелл" Но там "джентльмен с волосами как пух" не просто ироничен. От него веет такой угрозой, такой потусторонней мощью, что можно с непривычки и кирпич отложить.