Цитата(EatingSinsCat)
А вдруг он моралист и с комплексами, что делать?
Искать хорошего мастера.
Цитата(EatingSinsCat)
Система не преграда, а помощник - усилитель, гипердвигатель для космического корабля.
Система и математика провоцируют метагейм и погоню за статами. Для человека естественно стараться достичь успеха в любом занятии, и наличие циферок ясно проводит линию между фейлом и вином. От чего игрок куда вероятнее будет совершать действия, которые выгодны с точки зрения циферок, но идут вразрез тому, что бы сделал его персонаж, будь этот персонаж живым и дышащим человеком.
Я вот например совершенно не могу отыгрывать роль в играх вроде Pillars of eternity, ибо в игре все завязано на статах и циферках, а игровой мир слишком мал и очень густо наполнен, от чего во время игры в нее совершенно не до ролеплея - куда больше хочется просто сделать мощного героя, который чертовски силен, исследовать каждый уголок мира и пройти каждый квест. Тогда как, например, Fallout NV куда меньше полагается на циферки, давая куда больше контроля над персонажем в руки игрока, от чего гнаться за статами там далеко не так важно. Это ослабляет хватку манчкинства и позволяет игроку больше отводить внимания ролеплею, нежели погоней за циферками. Да и игровой мир там большой и по большей части полупустой и наполнен куда большим количеством каких-то обыденных вещей и персонажей, от чего исследовать каждый его уголок и брать каждый встречный квест такого острого желания не возникает. Что опять же позволяет больше отыгрывать, а не гонятся за каждым квестодателем высунув язык. Нормальный человек идя из города А в город Б не станет совать свой нос в каждую встречную пещеру и стремится изничтожить 100% гулей в пустошах.
В компьютерных играх вообще без системы обойтись нельзя, но в фрпг хороший мастер может полностью заминить всю систему простой человеческой логикой и произволом. Тем самым стирая линию между проигрышем и выиграшем, и превращая игровой мир из черно-белого в огромное количество градаций серого, тем самым позволяя игроку куда больше думать о своей роли, нежели о том, что меч А наносит на 2 урона больше чем меч Б, а его персонаж пережил очередь из автомата в лицо с 3-мя очками жизни.